Раздел 1.
Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играя познаем» направлена на образовательные, развивающие и воспитательные процессы. Основной идеей данной программы является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия обеспечивает не только удовольствие, но и развитие совершенствования навыков, качеств и способностей.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга — традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность.
Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:
-принципы обучения (доступность, результативность)
-формы и методы обучения (занятия, конкурсы, игры, и т.п.).
-методы контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов, просмотр творческих работ и т. п.)
Цель и задачи программы.
Цель: обучить детей новым играм, способствующим их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному развитию.
Задачи:
- способствовать развитию ценных качеств личности детей.
- обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.
- способствовать формированию дружеских связей.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 15 лет. Прием детей в объединение производиться без предварительного отбора, по желанию детей и их родителей
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей. Срок реализации программы – 12 часов. Занятия организованы - 3 раза в неделю по 1 часу.
Порядок формирования группы: группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов. Наполняемость группы – до 12 -25 человек.
Формы и методы занятий.
В реализации программы используются различные формы занятий: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.
Методы:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);
- наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);
- практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие | ||||
Рейтинговая игра | ||||
Кроссворды и ребусы | ||||
Игры на листе бумаги | ||||
Вопрос на засыпку | ||||
Виртуальная прогулка с динозаврами | ||||
Вопрос на засыпку | ||||
Итоговое занятие | ||||
Итого |
Содержание программы.
1. Вводные занятия. Знакомство.
Практика. Игра по правилам техники безопасности на занятиях, и в каникулярное время..
Рейтинговая игра.
Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.
Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления. Составление условного рейтинга. Составление общего и индивидуального «плана развития».
3. Кроссворды и ребусы.
Практика. Составление кроссвордов по известным сказкам. Составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.
Игры на листе бумаги.
Практика. Обучение и игры «Крестики-нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр. |
Вопрос на засыпку
Теория. Игры-викторины. Правила викторин: вопрос-ответ.
Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.
6. Прогулки с динозаврами.
Теория. Далекое прошлое планеты Земли.
Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.
Вопрос на засыпку.
Теория. Правила игры.
Практика. Игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».
Итоговые занятия
Практика. Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы, обучающиеся должны приобрести знания о играх и упражнениях, которыми можно разнообразить свой досуг. Совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения. Получить опыт эмоционального общения со сверстниками.
Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.
Раздел 2.
Комплекс организационно – педагогических условий.
Дата начала и окончания занятий: 01.06.2020 – 31.06.2020
Количество учебных недель: 4
Количество учебных дней: 12