В век информационных технологий предприятию для того, чтобы «держаться на плаву», необходимо расширять каналы продвижения своей продукции. Наличие сайта является своего рода визитной карточкой организации. В настоящий момент даже можно сформулировать тезис, характеризующий особенность бизнес индустрии наших дней, «нет сайта – нет фирмы». Цель работы - проведения исследования по сбору необходимой информации по показателям, способным оценить актуальность проведения того или иного инновационного процесса, чтобы заранее определить его целесообразность и перспективы дальнейшего использования.
Ключевые слова: маркетинг, инновации, Интернет-маркетинг, Интернет-торговля, эффективность, рентабельность, маркетинговые инновации.
Федеральная служба государственной статистики в Приказе от 3 августа 2015 г. N 357 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» выделяет два основных критерия в понимании маркетинговых инноваций.
Во-первых, под маркетинговыми инновациями подразумеваются:
Ø новые или улучшенные методы дизайна и упаковки продуктов;
Ø новые методы продаж продуктов, их продвижения на рынки сбыта;
Ø открытие новых рынков сбыта.[8]
Во-вторых, к маркетинговым инновациям предъявляются следующие требования:
Ø должны быть новые для организации;
Ø разработка не обязательно осуществляется самостоятельно;
Ø предприятию не нужно быть первым внедрившим эти инновации.[8]
Рассмотрим в качестве впервые применяемого маркетингового мероприятия интернет продвижение.
Для анализа интернет-маркетинга необходим комплексный подход. Он основывается на том, как мы будем рассматривать маркетинговый прием продвижения в сети интернет [1,2,3,5]. На рисунке представлены направления, по которым можно проводить анализ маркетинговых инноваций.
Рисунок 1. Подходы к оценке эффективности маркетинговых инноваций
Если рассматривать маркетинговые инновации, как инновации в целом, то можно использовать следующие показатели эффективности инноваций:
1. Показатель И. Ансоффа
(1)
где: r - вероятность успеха в окончательной разработке инновации;
d - вероятность успешного внедрения инновации на рыночном сегменте;
p - вероятность успешной реализации продукта;
T и B - технико-технологические и экономические показатели;
E* - приведенная величина дохода от реализации товаров, услуг;
К - суммарные капитальные вложения в разработку и реализацию инновации.[9]
2. Показатель Олсена
(2)
где: S - объем продаж продукции в расчетный период;
P - доход от реализации единицы продукции;
N - срок использования данной инновации на выделенных сегментах рынка;
r - вероятность успеха в окончательной разработке инновации;
d - вероятность успешного внедрения инновации на рыночном сегменте;
p - вероятность успешной реализации продукта.
3. Показатель Дисмана
(3)
где: V* — приведенный доход от реализации новшества;
X* — приведенные затраты на разработку и реализацию нововведения;
r — вероятность успеха в окончательной разработке инновации;
p -вероятность успешной реализации продукта [9].
При оценке маркетинговых инноваций как инвестиционного проекта возможен расчет следующих показателей:
• период окупаемости (PP);
• коэффициент эффективности инвестиций (ARR);
• коэффициент покрытия долга (DCR);
• индекса рентабельности (PI);
• чистый дисконтированный доход (NPV);
• внутреннюю норму доходности (IRR);
• коэффициент рентабельности инвестиций.
С помощью данных показателей возможно будет определить сроки окупаемости инвестиций, доходность и эффективность проекта и принять решение о целесообразности его реализации.
Учитывая, что маркетинговые инновации – это, в первую очередь, непосредственно применение какого-либо маркетингового мероприятия, то для его оценки применяется следующий показатель:
Эм = ΔПм/ Зм (4)
где: Эм - эффективность маркетингового мероприятия;
ΔПм - прирост дохода за счет данного маркетингового мероприятия;
Зм - затраты на данное маркетинговое мероприятие.
В рамках данной статьи рассматривается применение такой маркетинговой инновации как интернет-маркетинг. Интернет-маркетинг - это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающая основные его элементы: цена, продукт, место продаж и продвижение. Основная цель - получение максимального эффекта от потенциальной аудитории сайта [6,7]. Для анализа интернет-маркетинга возможно применение следующих показателей:
1. Прибыль от продаж
Прибыль = Выручка – Расходы (5)
где:
Выручка = Посещаемость * Средняя стоимость заказа * Конверсия (6)
Конверсия = число покупок / число посетителей (7)
Расходы = Сайт + Склад + Реклама + Доставка + Государство + Офис + Услуги (8) [4].
2. Показатель CTR или кликабельность рекламных материалов
(9)
3. Показатель CPC или стоимость клика
(10) [10]
4. Показатель CPA или стоимость целевого действия
(11)
5. Показатель CPS или стоимость продажи.
(12) [10]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уникальной методики для оценки эффективности интернет продвижения нет. Необходимо совмещать и комбинировать уже имеющиеся методики анализа проектов с более новыми и узкими коэффициентами и показателями данной сферы.
Список использованной литературы:
1. Городнова Н.В., Колобаева А.Н. Социальный маркетинг как инструмент социально ориентированной экономики // Экономика устойчивого развития. – 2013. – № 15. – С. 28-34.
2. Илышев А.М., Сахно Ю.С. Инновационный анализ как инструмент формирования привлекательного образа компании в маркетинговой и конкурентной среде // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 27. – С. 2-7.
3. Илышева Н.Н., Быстрова А.Н. О теоретико-методологических основах управленческого учета в условиях перехода на инновационный путь развития // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 5. – С. 7-14.
4. Калькулятор доходности интернет-магазина. Расчет прибыльности.// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.intervolga.ru/blog/thoughts/eshop-dohod-calculator/ (дата обращения 10.04.20160).
5. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Скипин Д.Л., Алемасова Н.Ф., Софронова А.А. Возможности интернет-рекламы и оценка ее эффективности // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 21. № 1. С. 13-19.
7. Скипин Д.Л., Алемасова Н.Ф., Софронова А.А. Проблемы анализа и оценки эффективности использования веб-сайтов // Известия института права, экономики и управления: научный сборник. Выпуск 1. Тюмень: ТюмГУ, 2011. С. 99-106.
8. Приказ Росстата от 03.08.2015 N 357 (ред. от 03.12.2015) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий".
9. Экономическая оценка эффективности маркетинговых инноваций // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.moluch.ru/archive/56/7685/ (дата обращения 10.04.20160).
10. Эффективность интернет-маркетинга // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sibac.info/13370 (дата обращения 10.04.20160).
М.Е. Филимонов
Студент группы 36Эм152
E-mail: filimonovmax94@mail.ru
С.И. Коренкова
Научный руководитель,
канд. экон. наук, доцент