Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Взаимные выборы обводятся кругом (или выделяются другим способом).
№ л/п | Ф.И.О. | итого | |||||||||||
И...ва | |||||||||||||
П...в | |||||||||||||
С...в | |||||||||||||
Г.. ва | |||||||||||||
Д...в | |||||||||||||
б | З...на | ||||||||||||
Л...н | |||||||||||||
К..на | |||||||||||||
Ж....н | |||||||||||||
Р...ва | I | ||||||||||||
Т... на | |||||||||||||
Количество выборов | |||||||||||||
Количество взаимных выборов | 4.5 |
Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9)=99.
Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» или Сгр:
Показатель хорошей групповой сплоченности - 0.6 - 0.7.
2. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление результатов социометрии в виде «схемы-мишени».
Каждая окружность в соцограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг – это так называемая "зона звезд" в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок; в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Приложение 4.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени, и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? Па какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников? Какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие; на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношении были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.
Приложение 5.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ