Повторяем орфограммы и пунктограммы




 

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах

· Суффиксы имен существительных, прилагательных

· Ь знак

· Правописание наречий

· Обособленные обстоятельства и определения

· Сложные предложения

 

Комментированный диктант

Боровые цветы

Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной глянцевитой зелени яркие кисточки брусники, словно капельки свежей крови, но мало кто замечал, как цветет этот вечнозеленый боровой кустарничек. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а еще лучше опуститься на колени бережно разглядеть его вблизи. То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием.

Вот почти белые, но все же розовые колокольчики собрались в поникшую кисть на кончике темно-зеленой ветки. Каждый колокольчик не больше спичечной коробки, а как пахнет! Это и есть цветы брусники.

А вот тоже колокольчик, но очень странный. Он похож на крохотный фарфоровый абажурчик (но такой нежный и хрупкий, что вряд ли можно сделать его человеческими руками). На месте каждого абажурчика вызреет сочная, черная, с синим налетом на кожице ягода черника.

А вот собрались в кисточку крохотные белые кувшинчики с яркими красными горлышками. Кувшинчики опрокинуты горлышками вниз, и из них целый день льется и льется аромат. Это целебная трава толокнянка. Нет, только издали похожи друг на друга боровые цветы.

(163 слова) (В. А. Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.)

 

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах

· Правописание сложных слов

· Суффиксы имен существительных, прилагательных

· Ь знак

· Правописание наречий

· Обособленные обстоятельства и определения

· Сложные предложения

 

Класс

Проверочный диктант

Начало Владимирской земли

Под деревянным мостом стояли бревенчатые обшарпанные быки. Коричневая неглубокая река беззвучно обтекала их. Белые, как сахар, песчаные отмели, уходя под воду, приобретали цвет червонного золота. Потом они снова появлялись над водой в виде маленьких островков и возвращали себе сверкающую белизну. Один берег реки отлог. Молодой ивняк отступил от воды метра на два и так раскудрявился, такой закипел зеленью, что и песок под ним кажется зеленоватым. Другой берег отрывист, хоть и не высок. Тут, видимо, постоянно что-то с хлюпаньем сползает в воду, обрушивается, подмывается. Стройные частые сосенки подбежали к самому обрыву и заглядывают в воду. Но вода текуча и узловата, она размывает очертания деревьев.

Пройдя мост до конца, мы очутились во Владимирской области. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению.

(124 слова) (В.А.Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Приставки

· Личные окончания глаголов

· Суффиксы глаголов

· НЕ с разными частями речи

· Однородные члены

· Обособленные обстоятельства

 

Контрольный диктант

Юрьев-Польской

Все больше и больше нравился нам тихий, весь в зелени городок, окруженный ромашками, гвоздичками, колокольчиками, васильками, подорожниками, тысячелистниками, хвощами, полынью… А то еще посмотришь вдоль улицы и увидишь в конце ее колосящееся ржаное поле. Ветерки, пахнущие полевыми травами, продувают городок насквозь, и кажется, что сами деревянные дома насквозь пропитаны этими запахами.

Вместе с рекой, прорезая Юрьев через самый центр, входят в быт юрьевчан кувшинки, стрекозы, обильные росы по вечерам, речной туманец в летние ночи.

Мальчишки, да и не только мальчишки, пристроились с удочками под тенью развесистых вётел. Между домами и рекой растет чистая трава, как в деревне.

В центре сохранились старинные торговые ряды – большое приземистое здание из побеленного кирпича. Широкие окна вплотную примыкают друг к другу и тянутся цепочкой. Они закрыты деревянными коричневыми ставнями с тяжелыми коваными петлями поперек. Перед рядами на стояках лежит бревно, к нему привязывают лошадей.

Это был город овса и кожи, сена и колесной мази, мучных лабазов и рогожных кулей.

(154 слова) (В.А.Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.)

 

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

· Личные окончания глаголов

· Правописание наречий

· Обособленные определения

· Предложения с однородными членами

 

Для справок.

Лабаз – помещение для хранения или продажи товаров, главным образом продовольственных.

 

Обучающий диктант

Владимирское село

Воспушки – село длинное, построенное в две улицы. Видно, как торопливо оно латается, подрубается, обновляется, наверстывая упущенное за свои худшие годы. В каждом доме что-нибудь было новое. Там – крыльцо, там – терраса, там – три книжных венца, там – крыша, там – наличники, там – забор, там – двор, там – ворота, а там – и весь дом. Срубов пять или шесть стояли на улице, приготовленные к превращению в дома. Кое-где белые, смоленые, лежали бревна, приготовленные к превращению в срубы. А там – доски, которыми завтра обошьют крыльцо, а там – тес, в который завтра оденут избу.

На улицах оживление. Нарядные девушки ездят на велосипедах и ходят пешком небольшими группами.

(99 слов) (В.А.Солоухин. «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г.)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Буквы Н и НН в прилагательных и причастиях

· Правописание наречий

· Обособленные определения и обстоятельства

· Пунктуация в предложениях с однородными членами

· Тире в предложении

· Пунктуация сложного предложения

 

Обучающий диктант

Владимирские умельцы

Хлеб в лесу да на болотах родится неважный. Владимирцы давно поняли, что одной землей не проживешь, поэтому и уходили из своих деревень на отхожие промыслы, поэтому и появились все эти владимирские богомазы, лапотники, овчинники, шерстобиты, шорники, вышивальщицы, угольщики, смолокуры, игрушечники, корзинщики, рожечники, рогожники, дегтярники, столяры, щетинники, колесники, сундучники, бондари, плотники, гончары, кирпичники, медники, кузнецы, каменотесы.

Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики – березовым дымком, овчинники – овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колесники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики – горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

(94 слова)(В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Буквы Н и НН в прилагательных и причастиях

· Правописание наречий

· Правописание сложных слов

· Пунктуация в предложениях с однородными членами

· Тире в предложении

· Пунктуация сложного предложения

 

Для справок.

Богомаз – иконописец.

Бондарь – ремесленник, изготовляющий бочки.

Мочало – волокно, получаемое из лубяного слоя липовой коры путем вымачивания.

Отхожий промысел – временная сезонная работа крестьян вне своей деревни.

 

 

Изложение

Главное вещество, из которого варят стекло, называется кремнезём, то есть, попросту говоря, это обыкновенный чистый песок. Но кремнезём плавится только при очень высокой температуре. Не менее 1700 градусов. В простых плавильных печах получить такую температуру почти невозможно. Поэтому к песку добавляют соду. Эта смесь плавится при более низкой температуре. Тут достаточно уже 1400 градусов

Только вот какая беда: стекло, сваренное из смеси песка и соды, может раствориться в воде. Чтобы придать ему стойкость, к смеси песка и соды необходимо добавить извести или мела. Вот тогда получается стекло, из которого делают посуду и всё, что угодно.

Но это - обыкновенное стекло. А то есть ещё хрусталь. Чтобы получить его, берут особо чистый песок или молотый кварц, а кроме соды и извести, добавляют ещё и свинцовую окись, которая придаёт стеклу прозрачность и твёрдость.

Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, и он тихонько зазвенит мелодичным малиновым звоном…

Однако расплавленное стекло – это ещё только материал для изделий. Нужно большое искусство, чтобы превратить его в готовые вещи. И в первую очередь искусство мастера-стеклодува.

Выдувание стеклянных изделий в общих чертах похоже на выдувание мыльного пузыря. Подобно тому как ребёнок, набрав на кончик соломинки мыльную пену, выдувает из неё для забавы прозрачный, сияющий шар, мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, именуемый в производстве «баночкой», а потом придаёт этой «баночке» нужную форму. Так делалось всё: графины, стаканы, вазы, блюдца и множество прочих изделий.

Но как же далёк этот труд от детской забавы! Как мучительно опаляет лицо мастера своим жаром стекловаренная печь. Как трудно «нянчить» на кончике трубки тяжёлую, иногда пудовую «каплю»!

Теперь хрустальные заводы выглядят по-другому. Тяжёлый ручной труд стеклодувов заменяется механическим. Стаканы, блюдца, сахарницы, солонки делаются уже при помощи специальных машин. Но дорогую, хрустальную посуду производят ещё прежним, старинным способом, и у каждого стеклодува есть свои навыки и приёмы. (305 слов) (В. Полторацкий. «Гнездо хрустального гуся», издательство «Детская литература», Москва, 1969)

 

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Буквы Н и НН в прилагательных и причастиях

· Правописание наречий

· Правописание числительных

· Пунктуация в предложениях с однородными членами

· Тире в предложении

· Пунктуация сложного предложения

 

Словарь

Гута – так называлось небольшое помещение, где расположены печи, в которых варят стекло.

Задание

1. Озаглавьте текст.

2. Составьте план текста.

3. Изложите текст подробно.

4. Ответьте на вопрос: «Каково главное качество настоящего хрусталя?»

Обучающий диктант

Село Варварино

Возьмите холм длиною километра в полтора и высотой в полкилометра, покрытый ровной мелкой травкой. Согните его в подкову, поверху расставьте цепочкой крохотные деревянные домики с белым кубиком церкви посредине, а внизу заставьте поблескивать извилистую ленту не очень широкой реки. По реке пусть растут деревья и кусты: ольха, ива, ракитник. Они будут казаться сверху маленькими-маленькими, но это не беда. За рекой, конечно, должны быть луга. Сейчас, в пору буйного цветения трав, они покажутся вам темно-сиреневыми, почти лиловыми.

Луга по Колокше ровные, как будто землю здесь натянули. Дальние холмы сопрягаются с ними, как сопрягались бы с плоскостью равные геометрические тела. На дальних холмах виднеются деревни, колокольни, перелески. С холмов сбегают к лугам хлебные поля. Золотое с зеленым и темно-сиреневым граничит так резко. Над всем проплывают белые копна кучевых облаков, а еще выше – солнце.

Нужно добавить лишь, что река выписывает у подножия подковообразного холма ни дать ни взять тетеревиный хвост, а домики на верху холма расставлены не в одну цепочку, а в две, да еще есть и поперечная улочка, доходящая своим концом до зарастающих, но вес еще светлых прудов.

(176 слов) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г)

 

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Безударные гласные корня

· Чередующиеся гласные в корне слова

· Правописание приставок

· Суффиксы существительных, прилагательных, причастий

· Правописание прилагательных

· Правописание сложных слов

· Вводные слова

· Уточняющие обстоятельства

· Сравнительные обороты

· Сложные предложения

 

 

Контрольный диктант

Олепино

Высокий округлый холм, подножие которого обвивает речка Ворша, а на макушке которого стоит село Олепино, когда-нибудь был, вероятно, пуст. Склоны его, ныне покрытые мелкой плотной травой, такой яркой после летнего светлого дождичка, бесспорно, шумели лесами, ибо и теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма редко-редко, но все же растут кустики можжевельника, а там небольшие елочки, а там и взрослая сосна, которая стоит одна посреди зеленой травы, вольготно обдуваемая ветрами, и далеко видно ей на все стороны света.

Может быть, холм и поверху был покрыт сосняком. Но тогда почему же именно здесь решили пращуры рубить первые избы? Наверное, на вершине холма и раньше была плешинка, и когда каким-либо образом на скрипучих телегах своих очутилась славянская семья на упомянутой плешинке и люди оглянулись вокруг на молчащие в низинке по склонам холма и у его подножия темно-зеленые леса с белой причудливой полосой речного тумана, накуренного Воршей, то, может быть, тут-то и дрогнуло сердце старейшего и сказал он распрягать лошадей и разжигать костры.

Есть еще одно предположение, которое дальше, после прочтения нами одного исторического документа, покажется не лишенным вероятности, а именно: что притулился на холме монашеский скит, который постепенно со всех сторон облепили (или олепили) избы обыкновенных крестьян, и таким образом получилось Олепино.

(201 слово) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Безударные гласные

· Чередующиеся гласные корня

· Непроизносимые согласные

· Приставки.

· Сложные слова

· Вводные и вставные конструкции

· Пунктуация в сложном предложении

 

Для справок.

Пращур – далекий предок.

Скит – в православных монастырях: кельи монахов-отшельников, расположенные в некотором отдалении от монастырского здания.

 

 

Контрольный диктант

Река детства

В русые головенки тех мальчишек, что барахтаются в уютном, обросшем ивами омутке, или бегают все в брызгах по журчащему перекату, или, сопя и пыхтя, вытаскивают из илистых нор упирающихся клешнистых раков, или просто лежат на солнышке около тихой воды, редко приходит мысль, а откуда течет, где начинается их речка?

Река текла, когда ребятишек еще не было на свете, и она будет течь, когда их снова не будет. Для них река как само время, как сама земля, как сам воздух. У нее не может быть ни конца, ни начала.

Но иногда, чаще всего в школьном возрасте, после первых уроков географии, обязательно придет этот вопрос, чтобы смутить ребячьи умы и души.

С заговорщицким видом будут они шептаться, собираясь в стайку, их родительских столов начнут пропадать куски хлеба, если нет в доме готовых сухарей, исчезнет хлебный ножик, весь сточенный, способный, однако, в детском воображении играть роль тесака, кинжала, кортика.

Экспедиция отправится рано утром, чтобы к вечеру, охваченная расколом, идейными шатаниями и, наконец, бунтом малодушных, возвратиться домой, так и не узнав, где начинается река и как она начинается. Впрочем, нужно сказать, что у сельских детей нет другого представления о начале любой реки, кроме холодных ключей, бьющих из-под земли.

(194 слова) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Безударные гласные корня

· Чередующиеся гласные в корне слова

· Личные окончания глаголов

· Правописание -ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах

· Обособленные определения и обстоятельства

· Сравнительные обороты

· Вводные слова

 

Контрольный диктант

Знакомая дорога

 

Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села, или, наоборот, в село со станции.

Летом кажется, что дорога, которая зимой могла показаться и однообразной и скучной, необычайно разнообразна и живописна. То она спускается в глубоченный лесной овраг, где сырой лесной прелью обдает из-под темного полого леса, где трухлявеют и разваливаются пни, истлевают упавшие деревья и перегорает в сырости прошлогодняя, слежавшаяся листва, то, поднявшись из оврага, заденет дорога лесную опушку, где к припеку над цветами веселое кипение и пчел, и ос, и шмелей, и бабочек, и жужелиц, где тотчас въедешь в жаркое испарение пестрых июльских цветов, горячего цветочного меда. В эту пору если и поле, то не то, чтобы ровное пустое место, а, к примеру, – хлеба. С холма не наглядишься на матово-зеленое, тронутое желтизной ржаное море или, лучше сказать, озеро, по которому перекатывается легкая зыбь, а над ним прозрачными струями струится жара.

(145 слов) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

 

· Безударные гласные корня

· Правописание приставок

· Личные окончания глаголов

· Ряды однородных членов

· Обособленные определения

· Однородное подчинение

 

 

Контрольный диктант

 

Хорошо это дерево в пору молодости, когда оно еще не дерево, а деревце, ярко-зеленое, пахучее, стройное. Радостно на него смотреть, когда весной оно выгонит вверх свои нежные, почти белые свечи. В это время все ветви у сосенки горизонтальны и только свечи растут прямо, и все дерево похоже на огромную люстру, уставленную свечами.

В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы. Вскоре появятся на ней ярко-зеленые лаковые шишки, которые впоследствии расщербинятся, потеряют семена и упадут на землю.

Если сосна растет на отшибе леса, то дерево будет низкорослое, узловатое, распространяющее во все стороны длинные мохнатые ветви. Ствол такого дерева не только узловатый, но и кривой, сучья – один короче, другой длиннее, один пушистее, другой суше. Не то в лесу.

Когда сосны растут близко друг к дружке рощей или бором, каждое дерево тянется вверх, к солнцу, старается перерасти своих соседей, но и соседи тоже не отстают. Нижние сучки у таких деревьев отсыхают и падают на землю. Дерево вытягивается длинное и ровное, как струна или свеча. Высоко вверх, кажется, что под белые облака поднимают сосны темно-зеленые матовые облачка своих крон. Тогда говорят – строевой лес, а в пору полной зрелости – корабельная роща.

Вокруг молодых сосенок – зеленая трава, лесные цветы, в старом лесу – белый мох, черника, папоротник.

Даже воздух, знаменитый сосновый воздух не один и тот же. В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленых игл, в старых соснах – зрелой терпкой смолой древесины. В молодых сосенках – привкус солнца, в старом бору – привкус сырости, влаги. (241 слово) (С. Ларин, С. Никитин. «Меж лесных берегов». Верхне – Волжское книжное издательство. Ярославль. 1969)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных, причастий

· Суффиксы прилагательных, причастий

· Правописание сложных слов

· Тире в предложении

· Пунктуация сложного предложения

· Обособленные определения

· Пунктуация в предложении с однородными членами

Контрольный диктант

Я видел много российских рек и вовсе не по пристрастию туземца могу сказать, что Клязьма с её притоками – один из самых красивых речных бассейнов средней России. Все эти реки и речушки не похожи друг на друга; одна бежит, прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой; другая медленно, едва заметно влачит сквозь камыши и темные ямы свою зеленую воду; третья несется через смуглые пески, через лесные завалы изжелта-коричневым пенным водоворотом; четвертая серебристой чешуйчатой змейкой вьется в ромашковых и лютиковых лугах, ныряет под мосточки, тоненько звенит в прозеленевших сваях старых плотин и мельниц…

Я давно замечал, что река, вблизи которой вырос человек, накладывает своеобразный отпечаток на его характер. Даже глаза щурят по-разному волжане и дончаки, днепровцы и уральцы, клязьминцы и деснинцы. И если говорить о Клязьме, то я сказал бы, что она вплетает в характер человека какую-то лирико-меланхолическую жилку, начинающую нежно вибрировать от соприкосновения с природой. Что тому виною? Медленные рассветы в розовом тумане, ветреные полдни с грудами золотисто-синих облаков на горизонте, крик перепела во ржи бледным вечером июля или переливчатые звезды в черном провале августовского неба?..

О Клязьме, пересекающей Владимирскую область с запада на восток, я мог бы рассказывать бесконечно, потому что она пересекла и всю мою жизнь…

(198 слов) (С. Ларин, С. Никитин. «Меж лесных берегов». Верхне – Волжское книжное издательство. Ярославль. 1969)

 

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных, причастий

· Суффиксы прилагательных, причастий

· Имена собственные

· Пунктуация конца предложения

· Пунктуация сложного предложения

· Обособленные определения

· Пунктуация в предложении с однородными членами

 

Изложение

 

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна.

Не будем сейчас думать о том, что, сорвав и держа стебель, мы держим вовсе не один цветок, а соцветие, корзину, как выражаются ботаники, и что один цветок представляет из себя тонюсенькую трубочку с зазубренными краями (неужели вы пошлете меня изучать незабудку!). Но, глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник-гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное потемневшее небо.

Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы, но закрываются при отсутствии солнца очень редкие, и в том числе и в первую очередь одуванчики.

Никто не знает (и, вероятно, никогда не узнает), зачем понадобился одуванчику стебель в виде тонкостенной трубки вместо обыкновенного, зеленого шершавого стебля. Но зато всякий знает, зачем у него появится потом округлая пушистая головка. В человеческое сознание это растение входит, может быть, больше именно этой пушистой головкой, нежели самими цветком. У него и название не по цветку (скажем, могло бы быть желтоцвет, солнцецвет, солнечник и т. д.). А – одуванчик.

При слове «одуванчик» не большинство ли увидит мысленным взглядом не желтый цветок (хотя бы и с пчелой, старательно ползающей по нему), но белый пушистый шарик, а некоторые наиболее внимательные еще и белую припухлую лепешечку, в черных дырочках, которая остается после того, как дунешь на одуванчик и целый парашютный десант начнет медленно опускаться на землю с высоты вашего роста, вашей поднятой вверх руки.

Парашютный десант. Парашют мы изобрели в двадцатом веке. Одуванчик изобрел его миллионы лет назад. Можно утверждать, что природа нашла его на ощупь, сослепу, но прежде надо положить один-единственный парашютик на ладонь или на лист бумаги и разглядеть его, по возможности в лупу.

Мы увидим, что вся графика этого удивительного приспособления достойна самого точно и красивого чертежа. Не говоря об инженерных, математических расчетах. Вес семечка, длина ножки, площадь зонтика - все находится в строгом математическом соответствии, и если бы современные инженеры при помощи логарифмических линеек и счетных машин взялись рассчитать подобный воздухоплавательный аппарат с точки зрения оптимальности его пропорций, то они пришли бы к пропорциям и формам аппарата, который вы держите на своей ладони и который во множестве летают по воздуху в ветреный летний день.

Миллиарды веселых белых пушинок полетели по ветру над зеленой землей, чтобы бесконечно зажигались на ней все новые и новые цветы, похожие на маленькие солнышки. (450 слов) (В. А. Солоухин «Владимирские проселки», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1967 г)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных, причастий

· Суффиксы прилагательных, причастий

· Правописание сложных слов

· Имена собственные

· Пунктуация конца предложения

· Пунктуация сложного предложения

· Обособленные определения, обстоятельства

· Вставные конструкции

· Пунктуация в предложении с однородными членами

 

Задание

1. Озаглавьте текст

2. Составьте план текста

3. Изложите текст подробно

 

Контрольный диктант

 

Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми – это бесспорно, в числе их - «Владимирская Божья Матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь, но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезённые иконы можно было размножить для всё новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для писания фресок. У иконописца хоть образец под руками, можно воспроизвести. Что касается фресок, то после каждого мазка не набегаешься в Константинополь.

Жёсткая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородства восприятия, радость открытия, торжество умения.

После Куликовской битвы к этому присоединилось также чувство национального самосознания. (143 слова. Солоухин, В. Продолжение времени. Письма из разных мест. Роман-газета. 1988. № 18, с.74)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных, причастий

· Суффиксы прилагательных, причастий

· Правописание сложных слов

· Имена собственные

· Пунктуация конца предложения

· Пунктуация сложного предложения

· Обособленные определения, обстоятельства

· Вставные конструкции

· Пунктуация в предложении с однородными членами

 

 

Объяснительный диктант

 

Я почитаю Рублёва как великого живописца, считаю его иконы, в особенности «Троицу», непревзойдёнными в позднейшие времена, но что касается фресок, то я больше люблю Дионисия. Кто-то назвал его Моцартом русской живописи. И точно – Моцарт! Нужно ехать на Белое озеро, чтобы видеть Дионисия во всём его могуществе и блеске, но и здесь, на выставке, в зале Дионисия, вас окружает такая ясная, такая радостная, такая мажорная красота, что на душе вдруг делается радостно и празднично. Особенно поражает сочетание неизъяснимой лёгкости, светлости с торжественностью и своеобразным пафосом. Это – как Кустодиев после мастеровитого, но тяжеловатого Репина или даже великого Сурикова. А ещё вернее – как Пушкин после блестящего, но уж слишком монументального Гавриила Державина. «Весёлое имя Пушкин!» - было сказано Блоком. Яркая, светлая живопись Дионисия! (123 слова. Солоухин, В. Продолжение времени. Письма из разных мест. Роман-газета. 1988. № 18, с.74)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных, причастий

· Суффиксы прилагательных, причастий

· Имена собственные

· Пунктуация конца предложения

· Пунктуация сложного предложения

· Обособленные определения, обстоятельства

· Вставные конструкции

· Пунктуация в предложении с однородными членами

· Пунктуация при уточняющих членах предложения

· Пунктуация предложения с прямой речью

 

 

Объяснительный диктант

 

 

Весь главный Рублёв собран в Третьяковской галерее. Как известно, Рублёв соавторствовал с Даниилом Чёрным. Вместе с ним они выполнили огромный иконостас для владимирского Успенского собора. Екатерина II решила в своё время обновить иконостас в соборе. Старые (Рублёва и Даниила Чёрного) иконы она выслала в Васильевскую церковь под Шуей, а в соборе поставила витиеватый иконостас в стиле рококо, который стоит и до нынешнего времени. Из-под Шуи специальными экспедициями были вывезены в Третьяковскую галерею остатки опального иконостаса. Четыре иконы из него – три деисусного, одна праздничного чина («Сретенье») – попали в Русский музей. (91 слово. Солоухин, В. Продолжение времени. Письма из разных мест. Роман-газета. 1988. № 18, с.74)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных

· Суффиксы прилагательных

· Ы-И после Ц

· Правописание сложных слов

· Имена собственные

· Пунктуация конца предложения

· Пунктуация сложного предложения

· Пунктуация в предложении с однородными членами

· Пунктуация при уточняющих членах предложения

 

Изложение

Привезённые из дальних мест, чёрные, грязные, шелушащиеся, вспученные от сырости, местами осыпавшиеся иконы чаще всего кладутся сразу на «операционный стол». Да, да, стол реставратора очень похож по своей сути именно на операционный. В инструментах тоже есть что-то общее: скальпели, шприцы, пинцеты… Тут тоже ватные тампоны, баночки, скляночки и даже, может быть, предварительный рентген. Даже главное действие реставратора называется «накладыванием компресса».

У каждой реставрации, к какой бы разновидности она не относилась, есть три основных этапа, и первый из них – укрепление. Каждую отколупывающуюся чешуйку нужно так прикрепить к её извечному месту, чтобы она всё же в конце концов не отскочила. Для этого пропитывают аварийное место клейким веществом, чаще всего рыбьим клеем, приглаживают чуть тёпленьким утюжком; если нужно, заклеивают на время тонкой полупрозрачной бумажкой. Если икона вспучилась большими пузырями, то медицинским шприцем вводят в пузырь жидкий клей. Он разливается там в темноте, потом пузырь сажают на место, чтобы красочный слой по возможности не потрескался.

Второй этап – раскрытие иконы. Смывание, соскабливание, а более научно – удаление с неё либо заскорузлой, чёрной, как дёготь, олифы, либо и олифы, и, кроме неё, нескольких слоёв позднейшей живописи.

Покончив с верхним слоем олифы, они въедаются всё глубже и глубже, убирая сначала верхний слой живописи, потом ещё одну олифу, потом ещё один слой живописи, потом ещё одну олифу, пока не доберутся до слоя, который называется авторским. Это – святая святых. Это конечная цель усилий и долготерпения. Это то, что потом будет сиять красками, поражая человеческий глаз и человеческую душу. Пока что проделана щёлочка, в которую можно едва-едва заглянуть одним глазом. Остальное должно дорисовать воображение. Поняв стиль автора и характер его письма, мастеру-реставратору легче будет освобождать это письмо от всех позднейших наслоений и записей. Сантиметрик за сантиметриком будет отвоёвывать он у разлившейся по всей доске черноты, пока окончательно не смоет черноту, пока не освободит пленённой временем и варварством красоты.

Я представляю, каково было душевное состояние человека, впервые заглянувшего туда, в наше живописное сказочное средневековье. И хотя перед ним была тогда одна икона, один, так сказать, частный случай, всё же догадка как молния озарила его потрясённый ум, и предчувствие целого моря красоты захлестнуло сердце. (345 слов. Солоухин, В. Продолжение времени. Письма из разных мест. Роман-газета. 1988. № 18, с.74)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правописание окончаний прилагательных, причастий

· Суффиксы прилагательных, причастий

· Правописание сложных слов

· Имена собственные

· Пунктуация конца предложения

· Пунктуация сложного предложения

· Тире в предложении

· Обособленные определения, обстоятельства

· Вставные конструкции

· Пунктуация в предложении с однородными членами

 

Задание

1. Озаглавьте текст

2. Составьте план текста

3. Изложите текст подробно

 

 

Объяснительный диктант

 

Чаще всего мне думается, что древние мастера писали просто молитву. Этого требовало время, задача живописи, её, так сказать, прикладная, утилитарная сторона. Вот именно: подходит верующий к иконе, чтобы молиться, а его молитва, оказывается, уже выражена, изображена. То, что изображено на доске, вполне соответствует настроению, душевному состоянию молящегося. Именно своё-то состояние он и узнаёт в иконе. В этом-то и заключалась вся сила воздействия древней живописи. В этом-то и состоит её загадочное, подчас неуловимое нечто, что пытаются разгадать искусствоведы всех стран и что ускользает всякий раз при анализе только красок, только линий, только сюжетов, только композиции.

Известно, что русская живопись, отпочковавшись от византийской, пошла своим путём. С чисто внешней стороны первый шаг к этому состоял в том, что на Руси был введён иконостас, отделивший сплошной живописной завесой алтарь от основного интерьера храма. Нигде, ни у одного народа до сих пор не встречается иконостаса в таком его развитии, как в России. Это обусловило и определило многое. Может быть, именно введению иконостаса мы обязаны небывалым расцветом иконописного искусства средневековой Руси. Но можно рассуждать и так, что само возникновение иконостаса порождено бурным возрождением и расцветом российских творческих сил.

Иконостас - это не одна молитва, но многоголосый слаженный хор, торжественно возносящийся под высокий несообразный купол. Только с таких позиций можно правильно оценить это искусство. До каких пор мы будем говорить о русских иконах, что они ценны лишь постольку, поскольку художник, вопреки канонам, вносил в живопись черты реальной тогдашней жизни и что в некоторых святых можно, вероятно, признать современников живописца: русских крестьян, его знакомых, родственников! (248 слов. Солоухин, В. Продолжение времени. Письма из разных мест. Роман-газета. 1988. № 18, с.74)

 

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

· Орфограммы корня

· Правописание приставок

· Правопи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: