Инфляция: причины, последствия, методы борьбы.
Причины инфляции
- дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются государственные ценные бумаги или бумажные деньги;
- высокий уровень непроизводственных расходов государства, приводящий к затратам человеческого труда, которые не оборачиваются увеличением выпуска потребительских благ;
- товарный дефицит, приводящий к отрыву спроса от предложения;
- монопольное положение некоторых производителей, позволяющее им повышать цены на свою продукцию;
- отрыв роста заработной платы от роста производительности труда.
Последствия инфляции:
· ухудшение экономического положения страны (снижение объема производства, перелив капитала из сферы производства в сферы с высокой скоростью оборота капитала, обесценение финансовых ресурсов государства, ограничение кредитных операций);
· снижение конкурентоспособности товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
· рост социальной напряженности (снижение жизненного уровня населения, обесценивание накоплений, социальное расслоение общества)
Методы борьбы с инфляцией:
Административные меры | Экономические меры | |||||||
Замораживание цен с рационированием личного потребления | Денежные реформы | Антиинфляционная политика | ||||||
· нуллификация · деноминация · девальвация (ревальвация) · реставрация | · дефляционная политика · политика доходов · шоковая терапия | |||||||
Дефляционная политика: регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения ставок процента за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы => замедление темпов экономического роста.
Политика доходов: параллельный контроль за темпами роста цен и зарплаты путем их замораживания или установления пределов роста => социальные противоречия.
Шоковая терапия: свободное ценообразование, стимулирование развития рыночных отношений => снижение уровня жизни.
- Денежное обращение: понятие и формы.
Денежное обращение - движение денег в процессе производства и обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей.
Роль денег в современной экономике проявляется как результат их функционирования. Сегодня все товары, услуги, способность людей к труду, природные ресурсы имеют денежную форму. Всеобщий характер товарно-денежных отношений превращает деньги в самовозрастающую стоимость, в денежный капитал.
Однако главным остается использование денег как регулятора экономических процессов.
Денежное обращение представляет собой движение денег при выполнении ими своих функций. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта как в наличной, так и в безналичной формах.
Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими функции средства обращения с помощью банкнот, монет и кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет Центральный банк, он же и определяет правила налично-денежного обращения и кассовых операций.
Безналичное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других инструментов.
- Безналичные расчеты РФ.
Безналичные расчеты - денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом расчетным центром является банк.
Формы безналичных расчетов и правила их осуществления определяются Центральным банком.
Между формами обращения денег существуют взаимосвязь и взаимозависимость, они образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги.
Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения, которое зависит от количества проданных товаров и услуг, уровня цен и тарифов, скорости обращения денег. В условиях обращения знаков стоимости главная роль в регулировании денежного обращения принадлежит государству, а основным условием стабильной национальной денежной единицы является соответствие потребности хозяйства в деньгах их фактическому поступлению в обращение.
Одной из основных услуг банкам-корреспондентам является открытие и ведение корреспондентских счетов в российских рублях. Сотрудничество в этой области даёт возможность банкам использовать преимущества уникальной многофилиальной расчётной системы Сбербанка России для ускоренного осуществления расчётов, а также для реализации различных проектов, предполагающих большой объём платежей с учреждениями Сбербанка России. В настоящее время нашими корреспондентами являются многие крупнейшие российские банки и банки стран СНГ и Балтии. Также Сбербанк предлагает банкам открытие и ведение корреспондентских счетов во многих видах иностранных валют, как со свободной, так и с ограниченной конверсией.
Открытие и ведение корреспондентских счетов в Сбербанке России осуществляется на уровне Центрального аппарата, территориальных банков и отделений.
- Денежные системы: понятие и элементы.
Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.
Элементы денежной системы
- денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для изменения и выражения цен всех товаров.
- масштаб цен – это средства выражения стоимости в денежных ед., т.е. техническая функция денег. Государство фиксирует масштаб цен законодательным порядком.
- виды денег, являющиеся законным платежным средством
- эмиссионная система
- методы регулирования денежного обращения
Каналы эмиссии современных банкнот:
· банковское кредитование хозяйства, которое обеспечивает связь денежного обращения с динамикой воспроизводства общественного капитала;
· банковское кредитование государства, когда банкноты эмитируются взамен государственных долговых обязательств; прирост официальных валютных резервов в странах с активным платежным балансом.
- Денежная система в РФ.
Функционирует в соответствии с Федеральным Законом “О Центральном Банке РФ” от 10.07.02г. № 86-ФЗ. Национальной валютой является рубль, состоящий из 100 копеек. Выпуск денежных суррогатов запрещен. Официальное соотношение между рублем и драгоценными металлами не устанавливается.
Виды денег – банковские билеты (билеты ЦБР) и разменные монеты. Исключительное право эмиссии принадлежит ЦБР.
В целях организации наличного денежного обращения Центральный Банк России:
· прогнозирует и организует производство банкнот и металлических монет;
· создает резервные фонды банкнот и монет;
· определяет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
· устанавливает признаки платежности денежных знаков, порядок их замены и уничтожения;
· утверждает правила ведения кассовых операций в организациях.
В целях организации государственного денежно-кредитного регулирования экономики Центральный Банк России устанавливает целевые ориентиры прироста денежной массы в обращении (осуществляет таргетирование).
Методы денежно-кредитного регулирования: · политика обязательного резервирования · политика открытого рынка · учетная политика | Характерные черты современных денежных систем: · официальное соотношение национальной валюты и драгоценных металлов не устанавливается; · обращаются неразменные на металл кредитные деньги; · банкноты эмитируются под прирост официальных золотовалютных резервов; · преобладает безналичный денежный оборот; · усиливается государственное регулирование денежного обращения, что может приводить к инфляционным процессам; · золотой резерв сохраняется в резервах центральных банков, а также в виде монет и украшений у частных лиц (тезаврация). |
- Денежная масса и ее элементы. Регулирование денежной массы.
Денежная масса - совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.
Между формами обращения денег существуют взаимосвязь и взаимозависимость, они образуют общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги.
Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения, которое зависит от количества проданных товаров и услуг, уровня цен и тарифов, скорости обращения денег. В условиях обращения знаков стоимости главная роль в регулировании денежного обращения принадлежит государству, а основным условием стабильной национальной денежной единицы является соответствие потребности хозяйства в деньгах их фактическому поступлению в обращение.
Количественным показателем движения денег служит денежная масса как совокупность всех покупательных платежных и накопленных средств. Для анализа изменений движения денег используют денежные агрегаты.
М0 – наличные деньги в обращении;
М1 – М0 – средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах, в банках, депозиты населения до востребования, средства страховых компаний;
М2 - М1 – срочные депозиты населения;
М2х - М2 – сертификаты, облигации госзаймов.
Совокупный объем денежной массы показывает агрегат М2.
Устройство денежного обращения в государстве, закрепленное законодательно, называется денежной системой, элементами которой являются денежная единица, масштаб цен, виды денег, эмиссионная система, государственный аппарат регулирования денежного обращения.
- Ростовщический капитал как исторический предшественник ссудного. Источники ссудного капитала.
Накопленные деньги концентрируются в кредитной системе, используются ею как ссудный капитал и приносят доход владельцу.
Историческим предшественником ссудного капитала был капитал ростовщический, который появился одновременно с имущественной дифференциацией в обществе, с зарождением частной собственности. Богатство сосредоточивалось в одних руках, а потребности в деньгах испытывали производители. С помощью ссуд богатство превратилось в стоимость, приносящую доход, т.е. в капитал. Ростовщические ссуды выдавались под залог, а их характерной чертой было использование заемных средств в качестве покупательного и платежного средства, т.к. высокие ставки не способствовали использованию таких ссуд в производстве.
Развитие товарного производства постепенно привело к вытеснению ссудным капиталом ростовщического, однако ростовщичество как вид предпринимательской деятельности еще сохранилось.
Источниками формирования ссудного капитала выступают как временно свободные денежные средства государства, предприятий и населения, на основе договоров передаваемые во временное пользование посреднику за доход в виде процента, так и средства, временно высвобождающиеся из оборота промышленного и торгового капитала. Такое высвобождение происходит по нескольким причинам:
во-первых, процесс формирования амортизационного фонда происходит равномерно по мере поступления выручки от реализации продукции, а расходование средств этого фонда - периодически и одномоментно;
во вторых, поступление выручки от реализации продукции во времени не совпадает с фактическим осуществлением затрат на производство;
в-третьих, нераспределенный остаток прибыли обычно капитализируется, т.к. для инвестиций обычно требуется крупный капитал, накапливающийся при неоднократном обороте промышленного капитала.
Отличительной особенностью ссудного капитала является то, что он всегда находится в денежной форме.
- Функции кредита в рыночной экономике.
1. Позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране денежного золота.
2. Перераспределительная. Благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства.
3. Содействует экономии издержек обращения. В процессе его развития появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, различные виды счетов, депозитные сертификаты), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков.
4. Ускорение концентрации и централизации капитала. Используется в конкурентной борьбе, содействует процессу поглощения и слияния фирм. Одни предприниматели, добившиеся предоставления им кредитов на льготных основаниях, получают возможность быстрого роста капитала, другие могут воспользоваться кредитом лишь на ухудшившихся условиях и проигрывают в конкурентной борьбе.
- Принципы кредита.
Принципами кредита является:
возвратность, как неотъемлемый атрибут кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата кредитору заемных средств.
срочность выражает необходимую форму достижения возвратности, т.к. срок представляет конкретный фактор времени, зафиксированный в договоре. (Частичным исключением являются онкольные ссуды, срок погашения которых договором не определяется).
платность осуществляется через механизм банковского процента, ставка которого выражает цену кредита. Экономический смысл платы за кредит заключается в распределении дополнительно полученной за счет использования заемных средств прибыли между кредитором и заемщиком.
обеспеченность кредита выражает необходимость защиты имущественных интересов кредитора в случае нарушения заемщиком взятых на себя обязательств.
В современной банковской практике формы обеспечения ссуд достаточно многообразны, это залог, заклад, гарантия или поручительство, страховой полис, переуступка в пользу банка требований заемщика к третьему лицу и др. В ряде случаев кредитор может предоставлять необеспеченные (бланковые) ссуды.
целевой характер кредита распространяется на большинство ссудных операций, выражая необходимость целенаправленного использования заемных средств.
дифференцированный характер кредита выражает дифференцированный подход к клиенту, зависящий как от категории заемщика, так и от политики конкретного кредитора. Самый общий подход означает, что ссуда выдается только тем клиентам, которые в состоянии ее вернуть своевременно и уплатить за пользование ею.
- Формы кредита.
Формы кредита:
Банковский кредит - наиболее распространенная в экономике форма кредитных отношений, объектом которой является предоставление в ссуду денежных средств. Классифицируется по срокам погашения, способам взимания ссудного процента, наличию обеспечения, целевому назначению, категориям заемщиков.
Коммерческий кредит - одна из первых форм кредитных отношений, представляет собой реализацию товаров или услуг с отсрочкой платежа под вексель. В хозяйственной практике используется простой вексель - соло и переводной вексель - тратта. Основные отличия от банковского кредита заключаются в том, что в роли кредитора могут выступать любые юридические лица; коммерческий кредит предоставляется только в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным и торговым.
Потребительский кредит выступает как целевая форма кредитования физических лиц, причем в роли кредитора могут выступать как специализированные учреждения, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров и услуг. Потребительский кредит предоставляется как в денежной, так и в товарной формах.
Государственный кредит требует обязательного участия государства либо в роли кредитора, либо в роли заемщика. От лица государства в этих операциях выступают органы исполнительной власти различных уровней. Как кредитор государство через центральный банк осуществляет кредитование конкретных регионов и отраслей, а также коммерческих банков в процессе продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных ценных бумаг.
Международный кредит - это совокупность кредитных отношений на международном уровне, участниками которых могут выступать международные кредитно-финансовые организации, правительства государств и отдельные юридические лица. Может выступать как в товарной (во внешнеторговой деятельности), так и в денежной формах.
Кредит как экономическая категория используется как средство регулирования экономики. В рыночной экономике государственное регулирование кредита - необходимое условие эффективного воздействия на процесс общественного воспроизводства.
- Задачи и функции ЦБ в кредитной системе.
Поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности для обеспечения экономического роста
- рубль; - расчеты; - банки.
Функции Центрального Банка:
- эмиссия банкнот
- осуществление денежно-кредитной политики
- рефинансирование кредитно-банковских организаций
- проведение валютной политики
- регулирование деятельности кредитных институтов
- финансовый агент правительства
- организация платежно-расчетных отношений
- Функции коммерческих банков.
- посредничество в кредите
- посредничество в расчетах
- посредничество в ценных бумагах
- выпуск кредитных денег
- Сущность финансов, их признаки и функции.
Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:
· денежные отношения;
· распределительные отношения;
· связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
Финансы – это система денежных отношений организованных государством, в результате которого происходит формирование и использование общегосударственных денежных фондов. Сущность финансов проявляется в их функциях.
Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.
- Структура финансовой системы РФ.
Финансовая система государства – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В РФ финансовая система состоит из пяти звеньев финансовых отношений, первые три из которых относятся к централизованным и используются для макроэкономического регулирования:
· государственная бюджетная система;
· внебюджетные специальные фонды;
· государственный кредит;
· фонды страхования;
· финансы предприятий различных форм собственности.
- Структура и принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
· единства бюджетной системы Российской Федерации;
· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
· самостоятельности бюджетов;
· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
· сбалансированности бюджета;
· результативности и эффективности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· прозрачности (открытости);
· достоверности бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств;
· подведомственности расходов бюджетов;
· единства кассы.
Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов
Единство - обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном обьеме.
Реальность - это правдивость бюджетных показателей.
Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно быть опубликованы.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субьектов Федерации и местными органами самоуправления.
- Функции бюджета.
Основные функции бюджета:
- перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных
средств.
- Доходы бюджета.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами хозяйствования и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. В условиях рыночной экономки система доходных поступлений базируется на налоговой системе.
Источники доходов бюджета:
- ср-ва полученные от приватизации;
- ср-ва полученные от размещения гос-ных ценных бумаг;
- ср-ва полученные от гос-ной собственности;
- доходы унитарных предприятий;
- наиболее значимые налоговые доходы.
Налоговые доходы – безвозмездные, обязательные, безвозмездные, платежи в пользу бюджета.
- Расходы бюджета.
Расходы бюджета выражают экономические отношения, складывающиеся при распределении бюджетного фонда и использовании денежных средств в соответствии с основными функциями государства.
Превышение расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом, для покрытия которого могут использоваться как внутренние, так и внешние источники финансирования, соотношение которых зависит от бюджетной политики государства.
Все расходы бюджетов делятся на 2 группы:
1. Текущие расходы – это часть расходов обеспечивающая текущее финансирование органов гос. власти, органов местного самоупарвления, оказания гос. поддержки в бюджет учреждения отдельным отраслям экономике, форме дотации, субсидии и субвенции.
Субсидии и дотации – это денежные средства на покрытие текущих расходов.
Субвенция – денежные средства выделяемые на финансирование расходов, но имеющие четкий целевой характер.
2. Капитальные расходы – это денежные средства обеспечивающие инновационную и инвестиционную деят. гос-ва, а так же обеспечение государственного кредита.
- Бюджетный федерализм.
Федерализм бюджетный — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Бюджетный федерализм - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.
- Бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:
· единства бюджетной системы;
· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· самостоятельности бюджетов;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
· сбалансированности бюджета;
· бездефитцитности бюджета;
· эффективности и экономности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
· достоверности бюджета.
- Бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов. В условиях рыночной экономики в значительной степени уступает место самофинансированию. В то же время является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, а также отдельных предприятий, отраслей, регионов.
Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
- Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ.
Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и целевого использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регулируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.
Расширение деятельности государства привело к созданию большого количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом.
По уровню управления различают – государственные и региональные.
По целевому назначению различают:
Социальные · Фонд социального страхования (ФСС) · Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) · Пенсионный фонд РФ (ПФР) · Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) · Фонд обязательной социальной поддержки населения · Другие фонды | Экономические · Федеральный и территориальные дорожные фонды · Фонд производства минерально-сырьевой базы РФ · Фонды финансового регулирования · Другие фонды |
- Государственные внебюджетные фонды РФ.
Государственный внебюджетный фонд - в РФ - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения РФ.
- Государственный кредит в РФ.
Государственный кредит - денежные отношения, в которых органы власти и управления всех уровней выступают в качестве заемщика, кредитора и поручителя.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита, совмещает их особенности. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет и распределительную и контролирующую функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков: по месту размещения – на внутренние внешние, по субъектам – на размещаемые центральными и территориальными органами власти, по сроку - на кратко-, средне-, долгосрочные, по методу определения дохода – на обязательства с твердым или плавающим доходом.
Управление государственным кредитом в РФ осуществляют совместно Министерство финансов и Центральный банк.
- Сущность страхования. Классификация страхования.
Составной частью категории финансы является экономическая категория страхование, отличительная особенность которого заключается в том, что оно охватывает только сферу перераспределительных отношений.
Под страхованием понимают совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
По форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным; обязательное осуществляется в силу закона в соответствии с общественной целесообразностью, добровольное осуществляется в силу закона на основе заключаемых договоров.
Сущность страхования проявляется в его функциях, они позволяют выявить его особенности. Финансы как уже сказано, выражают свою сущность через распределительную функцию; она находит свое специфическое проявление в функциях страхования: - рисковая; - предупредительная; - контрольная.
- Функции страхования.
Сущность страхования проявляется в его функциях, они позволяют выявить его особенности. Финансы как уже сказано, выражают свою сущность через распределительную функцию; она находит свое специфическое проявление в функциях страхования:
Рисковая. Именно в рамках этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования.
Предупредительная. Часть средств страхового фонда используется на уменьшение степени и последствий страхового риска.
Контрольная. Выражает строго целевое формирование и использование средств страхового фонда. Проявляется как в условиях страховых договоров, так и одновременно с другими функциями в конкретных страховых отношениях.
- Управление финансами в РФ.
Управление финансами в РФ осуществляют законодательно – Федеральное Собрание, исполнительно – Министерство финансов и его органы на местах, главное управление федерального казначейства как подразделение Министерства финансов, контроль осуществляют Министерство по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции, исполнение таможенного законодательства обеспечивает Государственный таможенный комитет, руководство внебюджетными фондами осуществляют их правления и исполнительные дирекции, надзор за деятельностью страховых организация – соответствующее управление в составе Министерства финансов.
- Финансовая политика государства.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций. Содержание финансовой политики включает разработку общей концепции и определение задач, создание финансового механизма и управление финансовой деятельностью его посредством. Различают директивный и регулирующий финансовый механизм, первый разрабатывается для финансовых отношений с участием государства, второй определяет организацию финансовых отношений на предприятиях.
К задачам финансовой политики можно отнести:
обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
использование финансовых методов для регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов;
разработка адекватного финансового механизма и его развитие.
Финансовая политика государства – от