Оценочная деятельность на уроках географии




Федулова И.Н.

Учитель географии

МОУ «СОШ им. А.Я. Калягина с. Липовка»

 

ФГОС нового поколения устанавливает новые требования к образовательным результатам обучающихся, освоивших программу общего образования, так как современному обществу нужны грамотные, ответственные специалисты, способные постоянно совершенствоваться и ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в профессиональном, личном, социальном плане. Образовательные результаты, которые достигнуты выпускником сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Новые социальные запросы общества определяют новую стратегию развития образования, выдвигают новые требования к результатам, содержанию и условиям школьного образования.

В основе образовательного стандарта лежит концепция деятельностного подхода, которая требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника. Метапредметный подход в образовании обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). По стандарту географическое образование предполагает формирование следующих УУД на уроках географии:

1. познавательных;

2. регулятивных;

3. коммуникативных;

4. личностных.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами конкретного школьного предмета, в частности – географии. Одним из средств формирования универсальных учебных действий может послужить введение новых технологий оценивания. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Функция оценивания приобрела новый смысл, изменились цели оценивания.

Среди метапредметных результатов, определённых ФГОС, присутствуют следующие умения, которыми должны овладеть школьники на уровне основного общего образования:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

В соответствии с этим оценивание в период реализации ФГОС становится критериальным и формирующим, т. е. направленным на развитие самооценивания, оценивания для преодоления своих ошибок, устранения пробелов.

Приоритетным направлением школьного географического образования в период реализации ФГОС общего образования становится формирование у обучающихся географической компетентности, воспитание средствами предмета деятельной, самостоятельной, конкурентоспособной, готовой к непрерывному образованию личности.

Основные особенности новой системы оценивания заключаются в критериальной оценке планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях, прозрачность, достигаются развитием навыков у учащихся к самооцениванию,оценке по критериям, введению приемов формирующего оценивания.

Уже на первых уроках начального курса географии пятиклассники приобретают навыки оценивания, которые в последующем закрепляются. Необходимость формирования у обучающихся навыков оценивания и самооценивания всех видов деятельности осуществляется через оценивание своей работы в группе и работу группы по заданным критериям.

На уроке «Изображение земной поверхности» для оценивания умений определения азимута, сторон горизонта, приобретенных на предыдущем занятии, предлагаю пятиклассникам карточки-задания для работы в группах. Примеры карточек:

1)Скорректируй алгоритм определения азимута: найти направление на объект – сориентировать компас – положить на компас тонкую палочку по направлению от центра компаса к объекту – ознакомиться со шкалой компаса.

2) Определите по плану местности азимут, по которому нужно двигаться от домика лесника до родника.

3) Найдите соответствие (сторона горизонта - азимут)

Северо-восток 180

Юг 90

Восток 225

Юго-запад 45

4) Определите по компасу азимут на предмет в кабинете географии.

5) Приведите примеры необходимости умения использовать компас из собственного опыта.

Критерии оценивания известны учащимся заранее, в данном задании: правильность выполнения задания – 5 баллов, активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего – 7 баллов.

На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний по теме «Изображение земной поверхности». «Какой вид изображения земной поверхности представляет наиболее точную характеристику местности? В каких ситуациях человеку требуется план местности или карта?» Обсуждение в группах позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.

На этапе самостоятельной работы учащиеся, работая с планом местности, оценивают себя за умение применять знания на практике. Самооценку учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к данному уроку «Изображение земной поверхности».

- Я умею определять направления сторон горизонта на плане местности.

- Я умею пользоваться условными знаками.

- Я умею определять азимут по плану местности.

- Я умею читать план местности.

- Я умею ориентироваться с помощью компаса.

По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность и деятельность группы. Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов и, используя шкалу перевода баллов в оценку,оценивают себя на уроке.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.

Оценивание на каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка. Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Формированию у учащихся навыков оценивания способствует заполнение на уроках индивидуальных маршрутных листов, листов самооценивания, опросников самодиагностики.

Учителю географии каждый день приходится использовать на своих уроках различные географические карты (физические, политические, комплексные, контурные, учебник, обязательно дополнительную литературу. Каждый урок учащиеся должны переработать значительный объем информации. Поэтому технология формирующего оценивания - составление ментальных карт (интеллект-карт, дающая возможность запоминать большой объем информации, учителями географии наиболее применима.

Суть технологии – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному.

Ментальная карта – это логический рисунок, заполняемый с помощью условных знаков, символов и слов. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которую знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников. Технологию создания ментальных карт можно использовать во всех классах. Основную идею, проблему, образ, предмет, объект располагаем в центре листа («Рельеф Земли», «Природные зоны России», «Австралия в огне», «Антарктида – холодильник Земли»). При изучении темы «Природные зоны Африки» в 7 классе ключевое слово берем «Саванна» и размещаем его в центре листа. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. В тетради или на отдельном листке пишем все, что знаем о саванне, затем наводим порядок с записях, ассоциируем по смыслу. Подбираем ключевые слова и ключевые фразы (компоненты природной зоны): климат, воды, почвы, растения, животные. Добавляем ветви к ключевому слову, каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. Главные ветви будут - климат, воды, почвы, растения, животные; ветви второго порядка ассоциации к словам «климат, воды, почвы, растения, животные».

Фрагменты ментальных карт «Саванна» «Австралия»

Использование на уроках географии критериального оценивания и техник формирующего оценивания (опросник самодиагностики, кластер, составление ментальных карт, матрица запоминания, составление тестов) позволяют соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности. Формирующее оценивание переводит оценку из инструмента наказания – поощрения в инструмент саморазвития. Как говорил В. Г. Белинский «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению».

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2013. – С. 12-24.

2. Дьяконицына Е.Д. «Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии

3. Пинская М. А. Формирующее оценивание:оценивание в классе / М. А. Пинская. – М.: Логос, 2012.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 г. № 1/15 в действующей редакции; п. 1.2.4

5. Реутова С.В. «Формирование личностных образовательных результатов школьников на уроках географии»

6. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: