Управление собственностью
Имущество предприятия: понятие и виды
Имущество предприятия - это то, чем оно владеет: основной капитал и оборотный капитал, выраженное в денежной форме и отраженное в самостоятельном балансе предприятия.
Имущество подразделяется на:
· недвижимое (недвижимость);
· движимое.
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Движимое имущество на предприятии - это различное оборудование, машины, установки, аппараты, приборы, механизмы, инструменты, оснастка, транспортные средства, мебель, средства связи и т.д.
С юридических позиций предприятие как объект прав - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В составе предприятия имеется как движимое, так и недвижимое имущество, но в то же время все предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ)
В процессе анализа использовать такую классификацию имущества по категориям риска:
1. минимальный риск - наличные денежные средства, легко реализуемые краткосрочные ценные бумаги;
2. малый риск - дебиторская задолженность предприятия с устойчивым финансовым положением, запасы товаров материальной ценности, готовая продукция, пользующаяся спросом;
3. средний риск - продукция производственно-технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов;
4. высокий риск - дебиторские задолженности предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, неликвиды.
Наиболее простая и доступная классификация активов:
1. текущие оборотные мобильные активы: оборотные средства, затраты, запасы, денежные средства, готовая продукция, дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.
2. иммобилизованные внеоборотные активы: основные фонды, нематериальные активы, краткосрочные вложения.
Комплексный учет состава имущества на предприятии
На предприятиях действуют следующие виды учета имущества:
1. правовой регистрационный учет объектов недвижимости, включающий кадастровый учет земельных участков и недвижимости и технический учет объектов недвижимости;
2. бухгалтерский учет основных средств вместе с налоговым и статистическим учетом;
3. оперативный учет состояния объектов имущества.
Правовой регистрационный учет объектов недвижимости связан с государственной регистрацией недвижимого имущества в Едином государственном реестре.
Экономическое значение государственной регистрации заключаемся в следующем:
1. Государственная регистрация - это форма защиты права собственности на недвижимое имущество со стороны государства.
2. Государственная регистрация необходима для развития и регулирования фондового рынка, вовлечения недвижимости в хозяйственный оборот.
3. Через государственную регистрацию государство решает также фискальную функцию — определяются плательщики налога на имущество.
В общей системе государственной регистрации недвижимости есть две подсистемы:
1. система регистрации прав собственности;
2. система регистрации документов о правах собственности.
В системе регистрации прав собственности, во-первых, ведется учет объектов недвижимости как объектов зарегистрированных прав с помощью Единого государственного реестра прав и, во-вторых, вносятся записи в данный реестр.
Каждому объекту недвижимости присваивается уникальный идентификационный кадастровый номер. Этот номер сохраняется, пока существует объект недвижимости. Собственники могут меняться, но номер объекта сохраняется.
Кадастровый номер помещения в здании состоит из кадастрового номера здания и инвентарного номера помещения. Структура кадастрового номера выглядит следующим образом:
А: Б: В: Г: Д: Е
где:
· А - номер субъекта Российской Федерации;
· Б - номер административно-территориального образования, входящего в субъект РФ;
· В - номер территориальной зоны в составе административно-территориального образования (например, микрорайон, жилой массив в городе);
· Г - номер земельного участка в территориальной зоне;
· Д - номер здания;
· Е - номер помещения в здании.
Внесение записи в Единый государственный реестр прав = приобретение права собственности и защиту права от встречных прав и посягательств от других лиц.
Система регистрации документов о правах построена на следующих положениях:
• государство берет на себя обязательство регистрировать и хранить документы по передаче права собственности, причем преимущество у того, кто раньше подал документы;
• регистрация документов еще не является свидетельством появления права собственности;
• при регистрации документы о сделке проверяются с точки зрения законодательства и наличия информации в Едином реестре прав.
Государственная регистрация – юридический акт, которым государство признает и подтверждает возникновение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Это единственное доказательство права на недвижимое имущество.
Регистрация вещных прав ведется в два этапа: на первом этапе проводится регистрация сделки (договора), на втором этапе — регистрация возникновения, перехода или прекращения вещных прав.
Регистрации подлежат следующие документы:
• договор купли-продажи и мены предприятия (ст. 560 ГК РФ);
• договор аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ);
• договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ);
• договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
• договор аренды жилого помещения юридическим лицам независимо от срока аренды (ст. 609 и 671 ГК РФ);
• договор аренды земельного участка (п. 2 ст. 1017 ГК РФ);
• ипотека (ст. 339, 488, 489 и 131 ГК РФ);
• сервитут (ст. 274 ГК РФ).
Следующий вид учета имущества — бухгалтерский учет основных средств.
Главным документом, регламентирующим организацию учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету Учет основных средств (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 № 2614.
С бухгалтерским учетом непосредственно связан налоговый учет, предусматривающий ведение регистров по налогу на имущество, а также статистический учет, предусматривающий отчетность по форме №11 о движении основных фондов.
Оперативный учет состояния имущества является внутренним учетом. Он предназначен для решения внутренних задач по управлению имущественными объектами: для планирования ремонтов и сроков обновления, организации имущественного страхования, подготовки имущества к залогу, сдаче в аренду и других операций с имуществом.