Концепция финансового контроля в нашей стране базируется на его международно признанных целях, сформулированных в указанной Лимской Декларации. С учетом национальных традиций, действующего законодательства и реальных общественных потребностей они конкретизированы в Указе Президента РФ "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. № 1095. Этим указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль должен обеспечивать контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Из указанных макроэкономических целей вытекают следующие основные задачи государственного финансового контроля. Началом начал является проверка правильности составления и использования государственного бюджета на всех уровнях бюджетирования. Чрезвычайно важна проверка имущественного состояния и эффективности использования государственных ресурсов предприятий и организаций. Понятно, что необходимо строго следить за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, тарифной и валютно-денежной политики, за соблюдение норм и правил ведения бухгалтерского учета, своевременным предоставлением бухгалтерской и статистической отчетности. Наконец, контроль нужен в целях выявления резервов роста финансовых ресурсов государства. Приведенный круг задач не является исчерпывающим, но претерпевает постоянные изменения с учетом изменений в финансовой системе, законодательстве и содержании общественных потребностей. Он варьируется также в зависимости от уровня контроля, полномочий субъектов контроля и его функционального назначения.
Независимо от конкретики решаемых задач и специфики их исполнения содержание государственного финансового контроля определяется его общими принципами. К ним относятся тотальность, эффективность, законность, справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим суть этих принципов.
Тотальность выражается в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков. Однако держать под контролем все каналы движения ресурсов и их возможной утечки на каждом из контролируемых объектов весьма дорого и неэффективно. Поэтому принцип тотальности предполагает выявление ключевых объектов контроля, наблюдение за которыми позволяет отслеживать состояние и движение финансовых и материальных ресурсов в целом. Иначе говоря, важно установить центры финансового учета и создать по каждому из них базы данных о текущих доходах и расходах.
Отсюда вытекает принцип эффективностиконтроля. Он с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором — соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета, выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления допущенных нарушений финансовой дисциплины.
Принцип законностисостоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского, в том числе финансового права. Действия контрольных органов исключительно в рамках законности являются основой справедливой оценки деятельности проверяемых структур. Нарушение принципа законности и обусловленного им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации экономики и снижению эффективности самого контроля.
Критериальной основой принципа законности является целевое использование государственных финансовых ресурсов. При определении критерия "целевое использование ресурсов" исходят из официально зафиксированной характеристики их нецелевого использования. Она дана в письме Минфина РФ от 16.04.96 № 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из Федерального бюджета". Под нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность затем закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.
Принцип независимостифинансового контроля, важность которого особо подчеркивается вышеупомянутой Лимской Декларацией, заключается в постулате о необходимости функциональной и организационной независимости контрольных органов для выполнения возможных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его членов, от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и административной независимости ревизоров.
Принцип публичностифинансового контроля предусматривает открытость его результатов, за исключением сведений, содержащих государственную или коммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящих организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм финансового контроля, условие его объективности и эффективности.
С учетом вышеуказанных целей задач и на основе базисных принципов финансового контроля определяется его структура по видам, формам и методам.
В российской практике финансовый контроль по типу контрольных органов традиционно разделяется на государственный и негосударственный, а последний на внутрихозяйственный, осуществляемый собственными силами предприятия, и независимый, выполняемый на договорных началах аудиторской фирмой.
Государственный финансовый контроль может осуществляться от имени законодательных органов (представительной власти), исполнительных органов (административный контроль), судебных органов, а также министерств и ведомств в пределах состава их полномочий (например. Министерства финансов Российской Федерации, отраслевых министерств в отношении подведомственных им организаций). Приоритет в области бюджетно-финансового контроля согласно отечественному законодательству отдается органам представительной власти.
Исходя из временных параметров, финансовый контроль классифицируется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль -наиболее рациональный способ воздействия на объект управления. Он носит предупреждающий характер и позволяет предотвратить возможные нарушения финансового законодательства и выявить дополнительные ресурсы на стадии планирования. Такой контроль особенно важен при введении в действие новых нормативно-распорядительных документов по регулированию финансовой деятельности контролируемых структур. Масштабы его использования лимитируются, главным образом, ограниченностью финансовых и трудовых возможностей контрольных органов, а также юридической необоснованностью их чрезмерного вмешательства в хозяйственную самостоятельность предприятий.
Текущий контроль,называемый также оперативным контролем, проводится в процессе самих хозяйственных и финансовых операций. Он базируется на данных первичного учета, результатах инвентаризаций и визуальных наблюдений. Преобладающая сфера его применения - внутрихозяйственный контроль. Текущий, как и предварительный контроль, обычно не носит репрессивного характера, а способствует предотвращению правонарушений.
Последующий контрольвыражается в углубленном изучении результатов финансовой деятельности объекта за определенный период с использованием отчетной, планово-учетной документации и других источников информации. Он позволяет обнаружить недостатки предварительного и текущего контроля и дает основания для принятия радикальных решений, в том числе репрессивного характера. По его результатам корректируется стратегия развития контролируемого объекта.
Исходя из глубины контроля, с учетом стоящих перед ним задач различают обследование и проверку.
Обследование состоит в проведении экспресс-анализа финансового и имущественного состояния контролируемого объекта. Если в процессе оперативной диагностики его финансово-хозяйственной деятельности обнаруживаются факты нарушений, то в соответствии с заключением по результатам обследования назначается тематическая, счетная, счетно-аналитическая или комплексная проверка. Проверкапредполагает более глубокий контроль, чем обследование, которое рассматривается в качестве основной формы предварительного контроля.
Тематическая проверкапроводится по ограниченному кругу вопросов или одной теме с использованием необходимых для этого источников информации с помощью приемов фактического и документального контроля. Так контролируется правильность налоговых платежей, перечислений средств во внебюджетные фонды и т.п.
Основной формой финансового контроля является комплексная проверка или ревизия. Она характеризуется взаимосвязанным изучением деятельности проверяемой организации с участием соответствующих специалистов. В ходе ревизии проверяются первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и статистическая отчетность, фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей. По результатам ревизии составляется акт, имеющий юридическую силу как источник доказательств в следственной и судебной практике.
Обычно ревизия проходит три стадии: организационную, исследовательскую и стадию обобщения и реализации результатов.
Организационная стадиявключает выбор объекта ревизии и ее организационно-методическую подготовку. На этой стадии формируется бригада специалистов, издается приказ руководителя контрольного органа о проведении ревизии. До выезда на объект изучаются плановая и отчетная документация о деятельности ревизуемой организации, акты предыдущих ревизий, документы тематических проверок и обследований. Разрабатываются также программа ревизии и план-график ее проведения.
Исследовательскаястадия осуществляется непосредственно на ревизуемом объекте с соблюдением принципа внезапности проверки. На этой стадии выполняются контрольно-ревизионные процедуры в соответствии с программой и планами, т. е графиками ревизии, рабочими планами ревизоров.
Стадия обобщения и реализациирезультатов ревизии включает систематизацию выявленных недостатков, документальное обоснование выводов ревизоров, составление аналитических таблиц, обобщение и изложение в акте результатов ревизии. В заключение проводится обсуждение этих результатов с руководством проверяемого объекта, что оформляется соответствующим протоколом.
Промежуточное положение между тематической и комплексной проверками занимают счетная и счетно-аналитическая проверки, причем счетная проверка рассматривается как модернизированный вариант тематической, а счетно-аналитическая — как модификация комплексной
Счетная проверкапредставляет собой совокупность специальных приемов контроля за достоверностью бухгалтерских отчетов и балансов. При ее проведении проверяют согласованность контролируемых показателей в различных формах отчетности, соответствие отчетных показателей записям в регистрах бухгалтерского учета и обоснованность учетных записей по данным первичных документов. Счетную проверку широко практикуют органы, контролирующие правильность платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также статистические и банковские органы, службы ведомственного контроля вышестоящих органов управления.
Счетно-аналитическая проверка в литературе рассматривается как специфическая форма контрольной деятельности контрольно-счетных палат. Она сочетает проведение документального контроля по данным бухгалтерского учета и отчетности с исследованием аналитических показателей производственно-хозяйственной деятельности, влияющих на ее финансовые результаты. Итоги счетно-аналитических проверок оформляются актами, имеющими такую же юридическую силу, как и акт, составленный по результатам ревизии.
Приемы финансового контроля классифицируются в зависимости от целей проверки, преимущественного характера востребованной информации и способов ее обработки. Они основаны на традиционных подходах, известных из курсов по анализу хозяйственной деятельности, финансовому анализу и аудиту.
Классификация финансового контроля по видам, формам, методам и приемам
Виды финансового контроля | |
1. Государственный контроль: представительной власти, исполнительной власти, судебной власти, ведомственный | 2. Негосударственный контроль: внутрихозяйственный, независимый (аудит) |
Формы финансового контроля | |
1. По времени осуществления: предварительный, текущий, последующий | 2. По широте охвата: тематический, комплексный |
Методы финансового контроля | |
комплексная проверка (ревизия), счетно-аналитическая проверка, тематическая проверка, счетная проверка, обследование | |
Приемы (способы) финансового контроля | |
правовые, статистические, учетные, финансово-экономические, экономико-математические |