Программа дисциплины
«Основы социальной защиты семьи и детства»
Цикл –
Специальность – социальная педагогика
Принята на заседании кафедры
Протокол № ___ от ___
Зав. кафедрой
Д.п.н., профессор Р.А. Валеева
Утверждена учебно-методической комиссией
Протокол № ___ от ___
Автор программы – к.п.н., доцент
Костюнина Н.Ю.
1.Краткая аннотация. Дисциплина «Основы социальной защиты семьи и детства» входит в блок дисциплин по выбору (ГСЭ. Р. 04 – шифр по учебному плану) и будет способствовать: повышению общей социально- педагогической культуры и формированию основных принципов социально-педагогической этики; умению предвидеть последствия предоставления социальной помощи различным категориям семей; вооружению их целостной системой социально - педагогических знаний. Базируется на принципах интеграции и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Данная дисциплина взаимосвязана с дисциплинами «Социальная педагогика», «Социальная политика», «Социальная благотворительность».
2. Требования к уровню подготовки студентов
Цель дисциплины: изучение теоретических основ и практики осуществления социальной защиты семьи и детства в РФ.
Задачи дисциплины:
- ознакомление студентов с основными документами, определяющими политику государства в решении вопросов социальной защиты семьи и детства РФ;
- изучение особенностей осуществления социальной защиты семьи и детства в деятельности социальных служб и учреждений социальной защиты;
- знакомство с основными направлениями и технологиями социально – педагогической работы.
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
- основные документы РФ, касающиеся социальной защиты семьи и детства (Семейный кодекс, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка);
- особенности и направления осуществления социальной защиты семьи и детства;
уметь:
- анализировать различные точки зрения и подходы по проблеме социальной
защиты семьи и детства в научной литературе;
- выявлять общее и особенное в организации социальной работы с учетом
специфики оказания помощи различным категориям семей;
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет: всего ___ часов, из них: ____ч. – самостоятельная работа; 30ч. – аудиторная работа (14 часов – лекции, 16 часов – семинарские занятия). Форма отчетности – зачет.
Виды занятий | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | - | - |
Семинары (С) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | – | – |
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Участие в коллоквиуме | ||
Написание эссе | ||
Подготовка к семинарским занятиям | ||
Общая трудоемкость часы |
3. Содержание дисциплины требованиям ГОСТ
4. Содержание разделов и тем дисциплины
Наименование разделов и тем | Кол - во часов Л С | ||
Общая характеристика системы социальной защиты семьи и детства. Деятельность международного сообщества по социальной защите детей. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства. Деятельность стран-участниц Конвенции по защите прав детей. | 2 2 | ||
2. | Положение детей в РФ: основные проблемы и статистические показатели. Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка. Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав семьи и детства. Государственная политика в области социальной защиты детства. Законодательные основы социальной защиты детства в Российской Федерации. | 2 2 | |
Социально-педагогический подход к защите прав и личного достоинства ребенка. Семья как субъект системы социальной защиты детей. Брак родителей и судьбы детей. Права детей и обязанности родителей. Реализация социально-педагогического подхода по обеспечению защиты прав различных категорий детей | 2 2 | ||
Социально-педагогическая защита детей, оставшихся без попечения родителей. Организация устройства детей. Опека и попечительство. Социальная защита воспитанников детских домов и интернатов. | 2 2 | ||
Социальная защита детей - беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. | 2 4 | ||
Социальная защита детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. | 2 2 | ||
Насилие над детьми. Социальная и психолого-педагогическая помощь детям, испытавшим насилие в семье. | 2 2 |
5. Список литературы:
1.Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России., 2004.
2.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. – 440с.
3.Голованов Л.В. Социальная политика: уч. пособие. – М., 1998.
4.Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. –М.: Академия, 2003.
5.Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в России: учебн. пособие для вузов /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: Интерфакс, 1996.
6.Охрана прав несовершеннолетних.: пособие для рук. и практич. работников. – Воронеж.: Родная речь., 1996. – 204с.
7.Поддубная Т. Н. Управление системой социальной защиты детства. –Ростов на Дону: Феникс, 2005.
8.Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Академия, 2004.
Семинарские занятия по дисциплине «Основы социальной защиты семьи и детства»
Семинарское занятие 1.
Тема: «Международные сообщества по социальной защите детей»
Вопросы для обсуждения:
1. Деятельность международного сообщества по социальной защите детей.
2. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.
3.Деятельность стран-участниц Конвенции по защите прав детей.
1. Словарь: Декларация прав ребенка, ЮНИСЕФ, Пекинские правила, комитет ООН по правам ребенка, Конвенция о правах ребенка.
2. «Конвенция».
Обоснуйте десять положений гуманной педагогики (Конвенция о правах ребенка).
3. «Сообщение»
Подготовьте реферативное сообщение по статье Ш.А. Амонашвили «В школу – с шести лет» - «Что такое детство» / В кн. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987.
4. «Коллаж»
Разбейтесь на микрогруппы, составьте коллаж на тему: «Ребенок в современном обществе».
Литература:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П., Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. об-во России, 2004. – с. 6-18, с. 166-175.
2. Документация ООН о детях, женщинах и образовании. – М., 1995.
3. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. – М., 1990. – с. 385-388, 388-409.
4. Гуманитарная сфера и права человека. / Сост. В.А. Корнилов. – М. 1992. – с.98-112.
5. Права человека. Сб. международных документов. – М., 1986. – с. 144-148, 21-29.
Семинарское занятие 2.
Тема: «Социально-педагогический подход к защите прав и личного достоинства ребенка»
Вопросы для обсуждения:
1. Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка.
2. Социальная защита детства в РФ: основные проблемы.
3. Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав семьи и детства.
4. Государственная политика в области социальной защиты детства.
5. Законодательные основы социальной защиты детства в Российской Федерации.
1. Словарь: детство, защита детства, коррекция, реабилитация, педагогическая поддержка, ювенальная юстиция, комиссия по делам несовершеннолетних.
2. «Интеллектуальная разминка»
1. Каковы истоки социально-педагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка?
2. В чем заключается вклад Д.А. Дриля, сестер Джебб, К.Н. Вентцеля в развитие идей защиты прав ребенка?
3. Каковы основные нормативные документы регламентирующие защиту прав и личного достоинства ребенка в России?
4. В чем сущность социально-педагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка?
5. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в РФ в 2005-2010 гг. Приведите статистические данные. Раскройте причины снижения рождаемости.
6. Рассмотрите финансовое и кадровое обеспечение программы социальной защиты и поддержки детей.
3. Сообщение на тему: «Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка».
4. «Банк данных» (письменно). Составьте банк статистических данных (таблицы, схемы, диаграммы) по проблеме: «Здоровье детей. Причины снижения уровня здоровья детей».
5. Работа в группах. Подготовьте презентацию (видеофильм) на тему: «Позитивные и негативные тенденции в развитии положения детей в РФ в 2005-2010 гг.»
Литература:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П., Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. об-во России, 2004. – гл.3-4.
2. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Академия, 2004. – гл. 9. приложение №№2-9.
3. Закон о защите прав детства (Законодательство РФ о защите прав ребенка: Сборник справочник /Сост. Рыбинский Е.М., Иванова И.А. – М., 1999.
4. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.
5. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М., 2000.
6. Основные законодательные и другие историко-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сб. справочник / Сост. И.А. Иванова, Е.М. Рыбинский. – М., 1998.
Семинарское занятие 3.
Тема: «Семья как субъект системы социальной защиты детей».