Работы по эксплуатации и сопровождению программного изделия
Фаза эксплуатация и сопровождение - практическое использование программного изделия. Процедуры сопровождения регламентируют соответствующими стандартами для снижения затрат на этот вид деятельности.
Цель сопровождения – обеспечить удовлетворение реальных потребностей пользователя.
Деятельность - работы по внесению изменений в программы и документацию для развития и совершенствования функциональных возможностей программного изделия и повышения его качества, по поддерживанию изделия в рабочем состоянии и по повышению эффективности его использования.
Сопровождение программного изделия в результате всегда дает изменение программного продукта. Штат, занятый сопровождением, должен полностью понимать программный продукт, в который необходимо вносить изменения. В некоторых случаях требуется обучение специалистов по сопровождению. В процессе эксплуатации и сопровождения создается Документ, отражающий историю развития проекта.
На ранних стадиях эксплуатации существует гарантийный период, когда разработчик сохраняет ответственность за исправление ошибок в программном продукте.
Окончание гарантийного периода фиксируется окончательной приемкой, критерием которой служит успешное выполнение всех приемных тестов и подтверждение выполнения всех требований пользователя.
Момент окончательной приемки соответствует формальной передаче программного изделия от разработчика к пользователю (обычно организации).
Сопровождение программного обеспечения связано с внесением изменений в течение всего времени использования программного изделия.
Причины, определяющие необходимость внесения изменений в изделие:
- наличие ошибок,
- изменение требования пользователя,
- появление более совершенных общесистемных программных средств или технических устройств,
- изменение организационной структуры, условий и методов работы пользователя.
Цель изменений – совершенствование программного изделия: повышение корректности, надежности и функциональной полезности.
Внесение изменений в программное изделие может породить новые ошибки.
80% занимает модификация программного изделия.
20% - корректировка программ, выдающих неверные результаты.
После гарантийного периода сопровождение может быть передано от разработчика к организации, которая специально занимается сопровождением, т.е. для каждого программного изделия, находящегося в практическом использовании имеется организация, ответственная за его сопровождение.
Задачи службы сопровождения программного изделия
В процессе эксплуатации программного изделия пользователи взаимодействуют с организацией (группой), ответственной за сопровождение. Задачи службы сопровождения:
1. Сбор и анализ поступающих от пользователей сведений об обнаруженных ошибках, замечаний и предложений по совершенствованию и изменению программного изделия.
2. Исправление ошибок в программах, выдающих результаты, не отвечающие установленным требованиям, и внесение соответствующих изменений в документацию.
3. Модернизация программного изделия путем расширения функциональных возможностей или улучшения эксплуатационных характеристик программного изделия.
4. Внесение изменений в программы с целью их приспособления к условиям работы конкретного пользователя.
5. Контроль правильности всех корректировок, вносимых в изделие, и проверка качества измененных программ.
6. Доведение до пользователя информации о внесенных изменениях.
7. Обучение и постоянные консультации пользователя с целью повышения эффективности использования программного изделия.
Порядок внесения изменений строго регламентирован. Обычно в службе сопровождения хранится подлинник программного изделия с тестовыми данными, на основе которых проводились его испытания. С подлинника копируется дубликат, а пользователям направляется копия с дубликата.
Все претензии пользователей к программному изделию рассматриваются как ошибки, которые регистрируются, и после анализа сопровождающих материалов (обычно это данные, при которых произошла ошибка, распечатка результатов и т.д.) определяется уровень серьезности ошибки. Изменения, связанные с ошибками могут привести к серьезным финансовым или юридическим последствиям для организации-разработчика, поэтому решения об изменениях могут приниматься на уровне руководства организации.
Часть претензий может возникать из-за неправильной эксплуатации изделия, низкой квалификации пользователя, из-за ошибок в пользовательской копии. Поэтому, прежде всего, проверяется достоверность появления такой ошибки на эталонном варианте изделия с данными, представленными пользователем. При отсутствии ошибки тестируется копия пользователя, и, если ошибка не появляется, она снимается с учета в группе сопровождения, о чем делается сообщение пользователю. Для принятых предложений по корректировке составляется план работ по внесению изменений и определяются ресурсы для их выполнения.