Учащиеся должны знать:
· наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
· автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
· имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
· читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
· читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
· отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
· воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
· высказать свое отношение к прочитанному.
Особенности программы
Рабочая программа обеспечивает:
-овладение учащимися определенной суммой знаний и системой умений и навыков,
- способствует овладению компетенциями;
- создает условия для развития универсальных учебных действий.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения:
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.
— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.
— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Формирование умения слушать собеседника.
— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.
— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.
— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром:
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.
— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.
— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.
— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.
— Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.
— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.
— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.
— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.
— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.
— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.
— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.
— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Содержание курса
Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.
Разделы программы
Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.
Часть 1
- «Книги – мои друзья».
- «Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).
- «Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).
Часть 2
- «Люблю всё живое».
- «Хорошие соседи, счастливые друзья».
- «Край родной, навек любимый».
- «Сто фантазий».
Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно-нравственную направленность, последний («Сто фантазий») нацелен главным образом на развитие воображения и творческих литературных способностей учащихся. Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Тематическое планирование
№№ | Названия разделов программы | Количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Коррекция часов |
Книги – мои друзья | 7ч | 7ч | ||
Радуга-дуга | 4ч | 4ч | ||
Здравствуй, сказка | 9ч | 9ч | ||
Люблю все живое | 8ч | 8ч | ||
Хорошие соседи, счастливые друзья | 5ч | 5ч | ||
Край родной,навек любимый | 7ч | 7ч | ||
Сто фантазий | 4ч | 4ч |
Виды и формы контроля
Виды контроля | I | II | III | год | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
Итоговый | Техн. чтен.-1 | Техн. чтен.-1 | Техн.чтен.-1 | Техн.чтен.-1 | ||||
Промежуточный |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока Произведения для чтения | Часы | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности уч-ся | Страница учебника | Н.Р.К. | Практическая часть | |
Часть 1 | ||||||||
«Книги – мои друзья» Книга – писатель – читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Книга – обложка – автор – каталог. | 7ч. | 4 - 28 | ||||||
1. | Тема:«Книги – мои друзья». | |||||||
1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2. С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.) | 1ч. | Иметь представление о книге; умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл читаемого. | Знакомство с учебником; с авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривание иллюстраций; чтение произведений, обсуждение. | 4 -6 | М.Гроссман. «Был Вова до этого…» | Наизусть с.7. | ||
2. | Тема:«Как хорошо уметь читать» | |||||||
1. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. 2.Возникновение письменности. | 1ч. | Иметь представление о возникновении письменности; умение общаться с книгой. | Чтение наизусть стихотворения С.Маршака; вопросы; чтение названия новой темы; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К.Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков – иероглифов; творческая работа; составление собственных загадок; беседа о книге. | 8 – 9 10 - 12 | Записать сообщение с помощью знаков рисунков. («Я люблю читать книги», «Я люблю играть в футбол» и др.) | |||
3 – 4. | Тема:«Как бы жили мы без книг?» | |||||||
1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» 2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами). 3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». А.Барто. «Стали грамотными». С.Маршак. «Разговор с первым классом». Б.Заходер. «Живая азбука». | 2ч. | Умение выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; умение работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; умение читать тексты в разном темпе. | Знакомство с библиотекой; ориентировка на тематический указатель; рассматривание выставки книг; чтение выбранных книг; запись в библиотеку; чтение отрывка стихотворения С.Михалкова; выставка книг С.Михалкова; подготовка к выразительному чтению; отработка навыка чтения. | 15 – 19 | А.Борченко. «Большой я или мал?» | Наизусть с.13. | ||
5. | Тема:«Мои любимые писатели» | |||||||
1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». 2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. | 1ч. | Знать об А.С.Пушкине; умение читать произведения А.С.Пушкина. | Выставка книг А.Пушкина; слово об А.Пушкине; выразительное чтение отрывка; анализ; чтение детьми; словесное рисование | 20 – 21 | Выразительное чтение. | |||
6. | Тема:«Сказки К.Чуковского» | |||||||
1. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.) 2.Вн.чт. Книги К.Чуковского. | 1ч. | Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. | Рассматривание выставки книг; беседа по произведениям К.Чуковского; подготовка к инсценированию; чтение отрывка сказки; анализ; выразительное чтение по ролям; выбор лучшего чтеца; обсуждение и характеристика качеств хорошего чтеца; рекомендации для чтения стихов и сказок К.Чуковского. | 24 – 26 | Выразительное чтение. | |||
7. | Тема:«Из книг К.Ушинского» Обобщение по разделу | |||||||
1.Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». 2. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…» | 1ч. | Умение составлять представление о персонаже на основе его поступков; иметь представление о нравственных понятиях; умение читать выразительно; передавать своё отношение у содержанию. | Знакомство с книгами К.Ушинского; чтение учителем любого произведения К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение названия произведения; выявление практического смысла пословицы; обсуждение смысла нравственных понятий; обобщение по теме; самостоятельное чтение рассказа В.Осеевой. | Выразительное чтение. Разыгрывание сценки. | ||||
«Радуга-дуга» Произведения малых фольклорных жанров: песенки, пословицы, загадки, считалочки. | 4ч. | 28 – 51 | ||||||
8. | Тема:«Пословица – мудрость народная» | |||||||
1.Диалог Ани и Вани. 2. Загадки. Пословицы, поговорки. | 1ч. | Знать произведения малых фольклорных жанров; умение отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки. | Сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчества; вспомнить загадки и пословицы, изученные в период обучения грамоте; чтение диалога; объяснение смысла пословиц; знакомство с загадками и их чтение; составление загадок; рассматривание репродукции картины А.Киселёва. | 36 – 37 | А.Горская. «Загадки». | Творческое задание (с.26Т.). Самостоятельно составить загадки и пословицы. | ||
9. | Тема:«Песенки разных народов» | |||||||
1.Чтение по выбору. Песенки народов разных стран. 2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.) 3.Считалочки. | 1ч. | Умение сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; умение выразительно читать. | Чтение песенок русского народа (с.29-30); отработка выразительного чтения; чтение песенок народов России; знакомство со считалками; обобщение; конкурс на лучшего чтеца. | 29 – 35 40 – 41 | Наизусть. | |||
10. | Тема:«Мы идём в библиотеку» | |||||||
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав. 2. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток. 3. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. | 1ч. | Умение выбирать книги для самостоятельного чтения; умение вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации. | Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки. | 46 - 48 | Чтение по ролям. Наизусть считалку. | |||
11. | Тема:«Маленькие и большие секреты страны Литературии» | |||||||
1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». 2. «Шутки – минутки». | 1ч. | Умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; умение выделять загадки разного типа; умение использовать различные слова в своей речи. | Обсуждение названия темы «Радуга-дуга»; работа по вопросам учебника (с.50-51); дополнительные вопросы и задания к загадкам; дополнительные вопросы к колыбельным песням; «шутки-минутки» (с.49). | 50 – 51 | Н.Пикулева. «Скороговорки». | Творческое задание (с.14Т.). | ||
«Здравствуй, сказка!» Сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. | 9ч. | 52 - 91 | ||||||
12-13 | Тема:«Узнай сказку» | |||||||
1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». 2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. 3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука». 4. Т.Коти. «Катя и буквы». | 2ч. | Умение высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; умение рассказывать по серии иллюстраций; умение читать целыми словами; умение продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. | Чтение диалога (с.52); обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки; самостоятельное чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях. | 52 – 55 56 – 57 77 – 78 58 - 59 | Пересказ (с.56). Выразительное чтение (с.58). | |||
14-15 | Тема:«Сравни сказки» | |||||||
1. «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). Вн.чт. Народные сказки. 2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. 3. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака. | 2ч. | Умение вчитываться в текст; Умение сравнивать сказки со сходным содержанием; умение выразительно читать, передавать настроение персонажа; умение продолжать сказку. | Чтение (с.60-61); отработка чтения целыми словами; демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С.Маршака; словесное рисование по сказке; работа по вопросам учебника; обобщение. | 60 – 61 63 - 64 | Пересказ. | |||
16. | Тема:«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» | |||||||
1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. 2. Л.Пантелеев. «Две лягушки». | 1ч. | Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги. | Подготовка к восприятию русской народной сказки; чтение сказки учителем; перечитывание сказки учащимися; обучение чтению диалога; работа над содержанием сказки; выразительное чтение; сопоставление темы урока со сказкой. | 66 – 69 70 - 73 | Пересказ (с.66-69) | |||
17-18 | Тема:«Сказки народов России» | |||||||
1. «Шутки-минутки». 2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок. 3. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери». 4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». 5. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.) | 2ч. | Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; умение выразительно читать. | Беседа о сказках; знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ; сравнение сказок по главной мысли: «два лентяя» и «Заяц и черепаха»; словесное рисование по сказкам; чтение пословиц (с.85). | 80 – 82 83 – 84 | Г.Комаров. «Кот не знал». | Творческое задание (с.44Т.). Пересказ (с.80-82). | ||
19. | Тема:«Лень до добра не доведёт» | |||||||
1. «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты». | 1ч. | Умение различать народную сказку и авторскую; умение выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения. | Знакомство с высказываниями о сказках (с.74); знакомство со сказкой С.Михалкова; анализ; работа над выразительным чтением; инсценирование; выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной. | 86 - 89 | Инсценировка. | |||
20. | Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | |||||||
1.»Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки. 2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.) | 1ч. | Умение сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; умение выразительно читать. | Объяснить название раздела; работа по вопросам на с.90; чтение текста; сравнить два текста «Лиса и заяц» и «Лисица»; самостоятельное чтение сказок; пересказ понравившейся сказки. | 90 - 91 | Творческое задание (с.51-53Т.). Пересказ. | |||
Часть 2 | ||||||||
«Люблю всё живое» Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов. | 8ч. | 4 - 37 | ||||||
21. | Тема: «Никого не обижай» | |||||||
1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. 2. В.Лунин. «Никого не обижай». 3. Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки». (Звукоподражательные слова.) | 1ч. | Умение работать с книгой; выразительно читать; умение находить слова, характеризующие героя. | Знакомство с разделом; обсуждение названия; чтение диалога на с.4; обсуждение; чтение вывода; чтение стихотворения учителем на с.5; самостоятельное перечитывание стихотворения; анализ; выразительное чтение; чтение стихотворения на с.6; анализ произведения; работа в группе (составление рассказа о котёнке); знакомство с произведением И.Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); обобщение. | 6 - 7 | Наизусть с.6. Анкета с.54Т. | |||
22. | Тема: «Разговоры, разговоры, разговоры…» | |||||||
1. И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.) 2. «Читалочка-обучалочка». Вн.чт. Произведения В.Бианки. | 1ч. | Иметь представление о приёме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; умение работать в паре. | Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Токмаковой; чтение произведения на с.8; анализ; выразительное чтение; знакомство с произведением В.Бианки; чтение произведения на с.9; работа в группе (подготовка к чтению по ролям); обобщение; чтение на с.12. | 8 – 11 | Выразительное чтение. | |||
23. | Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» | |||||||
1. И.Пивоварова. «Всех угостила». 2. С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.) | 1ч. | Умение выразительно читать; находить слова, характеризующие героя. | Знакомство с темой урока; обсуждение; знакомство с произведением И.Пивоваровой; самостоятельное чтение на с.13-14; анализ произведения; повторное чтение стихотворения; работа в парах; знакомство с произведением С.Михалкова на с.15-16; самостоятельное чтение; анализ; работа в парах; обобщение по теме урока. | 13 – 14 15 - 16 | Птицы, обитающие в лесах нашего края. | Выразительное чтение. | ||
24. | Тема: «Общение с миром природы» | |||||||
1. Н.Сладков. «Без слов». (Общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».) 2. «Шутки – минутки». | 1ч. | Умение работать в группе; отбирать материал в соответствии с темой; умение представлять свой творческий продукт. | Составление плана действия на уроке; беседа о том, каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе; чтение рассказа Н.Сладкова на с.18-19; выполнение заданий после текста; «шутки-минутки» на с.17; знакомство с темой фотогазеты «Жизнь леса»; работа с иллюстрацией на с.17; работа в группах (создание фотогазеты); представление газеты. | 18 – 19 | Выразительное чтение. | |||
25. | Тема: «Обходиться добром со всяким» | |||||||
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о животных. 2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». 3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки». | 1ч. | Умение работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; умение самостоятельно читать книги. | Знакомство с выставкой книг на с.20-21; обсуждение; рассматривание раздела «Советуем прочитать» (с.21); знакомство с темой урока; рассматривание портрета Л.Толстого; вступительное слово учителя о Л.Толстом; чтение произведений Л.Толстого на с.22-23; анализ; самостоятельное перечитывание произведений с выделением главной мысли; обобщение. | 20 – 21 22 – 23 26 – 27 | Самостоятельное чтение и пересказ на с.26-27. Проза. Наизусть с.23. | |||
26. | Тема: «Эй, не стойте слишком близко – я тигрёнок, а не киска!» | |||||||
1. Самостоятельное чтение. С.Маршак. «В зоопарке». Б.Житков. «Вечер» (по выбору). 2. «Шутки – минутки». Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных. | 1ч. | Умение характеризовать героев; умение видеть отношение автора к своим героям; умение заучивать произведения наизусть; умение придумывать свои загадки. | Знакомство с темой урока; знакомство с произведением С.Маршака на с.24-25; анализ произведения; определение характера каждого героя; работа с иллюстрацией; чтение стихотворения Ю.Тувима и отгадывание загадок на с.31-32; деление загадок на группы; сочинение загадок; представление своих загадок; чтение произведения Б.Житкова на с.28-30; обобщение. | 24 – 25 28 – 30 31 – 32 | Наизусть с.24. Выразительное чтение (с.28-30). | |||
27-28 | Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | |||||||
1. «Наш театр». С.Маршак. «Волк и лиса». 2. В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.) 3. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.) Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака. | 2ч. | Знать произведения С.Маршака; умение выразительно читать; инсценировать. | Знакомство с произведением С.Маршака (с.33); чтение фрагментов; характеристика героев произведения С.Маршака; чтение диалога героев; чтение стихотворения В.Берестова (с.35-37); составление рассказа по серии иллюстраций на с.37; обобщение по теме. | 35 – 37 | Творческое задание (с.58-59Т.). Задание на с.36 учебника. | |||
«Хорошие соседи, счастливые друзья» Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; понятие дружбы, взаимопомощи, заботы и поддержки. | 5ч. | 38 – 65 | ||||||
29. | Тема: «Когда мои друзья со мной» | |||||||
1. С.Михалков. «Песенка друзей». 2. Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной». 3. Пословицы. 4. А.Барто. «Сонечка». | 1ч. | Умение отличать плохое от хорошего; умение давать оценку поступкам; видеть отношение автора к своим героям; умение читать выразительно; выделять главную мысль. | Чтение диалога; работа с понятием «счастливый человек», обмен мнениями; чтение пословиц с доски; чтение произведения С.Михалкова (с.39); анализ произведения; выделение главной мысли; чтение песенки на с.41; беседа о друзьях; работа с пословицами; чтение стихотворения А.Барто «Сонечка» (с.43); анализ произведения; обмен мнениями о прочитанном; выразительное чтение. | Выразительное чтение. Составить рассказ о своём лучшем друге (с.62Т.). | ||||
30-31 | Тема: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» | |||||||
1.Е.Пермяк. «Самое страшное». (Понятия «доброта», «сила», «обида».) 2.Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее». Э.Шим. «Брат и младшая сестра». 3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору. Вн.чт. Произведения о дружбе. | 2ч. | Умение определять основную мысль произведения; умение вчитываться в текст; умение сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; умение характеризовать героя по его речи и поступкам. | Вступительная беседа; чтение рассказа Е.пермяка на с.44-45; работа над содержанием; перечитывание текста; работа над главной мыслью текста; чтение произведения В.Осеевой на с.46-47; анализ произведения; чтение произведения Э.Шима на с.48-49; анализ произведения; коллективное формулирование главной мысли произведений; обобщение. | 44 – 45 46 – 47 48 – 49 50 – 51 | Н.Шилов. «На кого я похож?» | Пересказ на с.44-45. Выразительное чтение (с.50-51). Творческое задание с.64Т. | ||
32. | Тема: «Доброе слово лучше мягкого пирога» | |||||||
1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. 2. «Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память». 3. Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!». | 1ч. | Умение общаться; ценить доброе слово; оказывать поддержку и помогать; умение находить главную мысль произведения; умение вчитываться в содержание. | Беседа о подарках, о выражении своего отношения к ним, умении принимать и дарить подарки, быть благодарным за подарки; самостоятельное чтение стихотворения Е.Благининой (с.54); анализ произведения; чтение стихотворения В.Лунина (с.55); анализ; знакомство со сказкой М.Пляцковского (с.56-57); анализ произведения; комбинированное чтение; объяснение смысла пословицы. | 54 – 55 56 – 57 58 – 59 | Наизусть с.54. | |||
33. | Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» | |||||||
1. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сопоставление: рассказ – сказка. 2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.) 3. Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудолюбие».) | 1ч. | Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания. | Чтение стихов, пословиц о дружбе, заученных ранее; беседа о дружбе и качествах человека (с.62); чтение одного из рассказов Л.Толстого (с.60-61); анализ; чтение рассказа В.Сутеева на с.63 («птичий базар»); анализ; работа в группах (разгадывание кроссворда) | 62 – 63 63 – 65 60 – 61 | Выразительное чтение. Пересказ. | |||
«Край родной, навек любимый» Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: весна, лето, осень, зима; стихи, рифма. | 7ч. | 66 - 94 | ||||||
34-35 | Тема: «Лучше нет родного края» | |||||||
1. П.Воронько. «Лучше нет родного края» 2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края. 3. Чтение стихов по выбору. С.Есенин. «Черёмуха». С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…». И.Суриков. «Лето». Н.Греков. «Летом». 4. «Читалочка-обучалочка». Вн.чт. Стихи русских поэтов. | 2ч. | Умение чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения; улавливать основную мысль произведения. | Чтение диалога о родном крае, о Родине (с.66); рассказы детей о своей малой родине; знакомство со стихотворением П.Воронько (с.67); анализ произведения; беседа о городах России; рассматривание иллюстраций; работа над понятием «столица»; подготовка к чтению стихотворения А.Плещеева (с.70); беседа по прочитанным стихотворениям; чтение стихотворения С.Есенина и С.Дрожжина (с.72); заучивание стихотворения С.Есенина; чтение стихотворения И.Сурикова и Н.Грекова (с.73-74); сравнение произведений. | Наизусть с.70. Наизусть с.73. Чтение с.82-83. | ||||
36-37 | Тема: «Стихотворения русских поэтов о родной природе» | |||||||
1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…». 2. И.Суриков. «Зима». 3. «Четыре сестры». Сказка. 4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». | 2ч. | Умение сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; умение наблюдать за использованием сравнений; умение создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; умение находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение. | Рассматривание иллюстраций на с.77; беседа; чтение стихотворения А.Пушкина и А.Плещеева на с.76; анализ; перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений (с.78); чтение текста на с.80; коллективное составление сказки; обобщение. | 76 – 77 78 – 79 80 – 81 93 - 94 | Стихи уральских поэтов для детей. | Наизусть с.76. Наизусть с.78. Задания на с.93-94. | ||
38-39 | Тема: «Родина любимая, что мать родимая» | |||||||
1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». 2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». 3. А.Митяев. «За что люблю маму. 4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец». 5. В.Берестов. «Стихи для папы». 6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство». | 2ч. | Умение составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; умение выразительно читать. | Чтение диалога на с.84; беседа; чтение стихотворений В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-86); анализ; чтение рассказа А.Митяева (с.87); работа над выразительным чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»; с.91-92); чтение стихотворения В.Берестова (с.88); обобщение. | 91 – 92 | Выразительное чтение. Проза. Наизусть с.92. | |||
40. | Тема: «Мы идём в библиотеку» | |||||||
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о Родине. 2. Самостоятельное чтение. Е Пермяк. «Первая рыбка». 3.Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель». | 1ч. | Умение работать с книгой; выразительно читать; подбирать литературу по заданной теме; умение выражать свои мысли; анализировать. | Знакомство с выставкой книг о Родине, со сборниками стихотворений русских поэтов о природе, с книгами о детях; самостоятельное чтение рассказа Е.Пермяка (с.90); работа над содержанием рассказа; сравнение содержания и главной мысли рассказа; выразительное чтение рассказа; подведение итога. | Пересказ с.90. | ||||
41-44 | «Сто фантазий» Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов | 4 ч. | Умение сочинять небольшие истории; умение читать целыми словами, выразительно; умение работать с книгой. | Чтение диалога на с.95; беседа; знакомство с произведением Р.Сефа (с.96); анал |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд