Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков в процессе обучения и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Примерный перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине «История и методология юридической науки»
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет и функции юридической науки. Система юридических наук.
2. Юридическая наука в системе научного знания.
3. Юридическая наука и философия.
4. Предмет и функции истории юридической науки. Ее соотношение с историей, историко-юридическими науками и философией.
5. Методология юридической науки. Ее предмет и функции.
6. Соотношение методологии юридической науки с философией науки и теорией государства и права.
7. Предмет курса «История и методология юридической науки». Его значение.
8. Историография и источники по дисциплине «История и методология юридической науки».
9. Формирование правовых идей и юридической профессии в древнейших государствах (Древний Китай, Индия, Междуречье и Древний Египет).
10. Зарождение и развитие юридической науки в Древней Греции.
11. Становление диалектического метода научного познания в Древней Греции. Сократ, Платон.
12. Учение о познании Аристотеля. Его взгляды на право.
13. Юридическая наука в Древнем Риме. Ее школы.
14. Система римского права и его источники. Их значение для дальнейшего развития науки.
15. Систематизация римского права при Юстиниане: итоги и значение.
16. Развитие юриспруденции в эпоху Средневековья. Соотношение светского и церковного правоведения.
17. Рецепция римского права в Западной Европе. Значение для развития европейского права и юриспруденции.
18. Глоссаторы и постглоссаторы.
19. Становление классической научной рациональности в Новое время. Ее влияние на юриспруденцию.
20. Обновление юридической науки в Новое время.
21. Юридическое образование в Западной Европе в период Нового времени. Энциклопедия права.
22. Значение для научной методологии и методологии права философии Ф. Бэкона.
23. Учение о познании Р. Декарта. Его значение для философии науки и юридической методологии.
24. Эмпиризм и сенситивные знания Д. Локка. Его взгляды на право.
25. Развитие естественно-правовой теории. Г. Гроций.
26. Учение о познании и праве Т. Гоббса.
27. Становление отраслевой юридической науки в Западной Европе.
28. Классическая школа уголовного права. Ч. Беккариа.
29. Идеи о праве И. Канта и Г. Гегеля.
30. Значение философии И. Канта и Г. Гегеля для развития методологии науки.
31. Рационализм и учение о праве И. Фихте.
32. Становление и развитие идей неклассической научной рациональности.
33. Становление философского и юридического позитивизма. О. Конт и Д. Остин.
34. Философия утилитаризма и взгляды на право И. Бентама.
35. Западноевропейская отраслевая юридическая наука в XIX в. Юридическое образование.
36. Марксистская философия. Ее методологическое значение и влияние на правопонимание.
37. Становление и развитие юриспруденции в исламских странах. Религиозно-юридическая теория мусульманского права.
38. Социологическая школа права. Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Еллинек.
39. Основные направления юридической мысли в дореволюционной России.
40. Юридическое образование в дореволюционной России.
41. Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий.
42. Социологическая школа права в дореволюционной России.
43. Отраслевая юридическая наука и ее виднейшие представители в дореволюционной России.
44. Постнеклассическая научная рациональность и ее значение для методологии юридической науки.
45. Становление, развитие и значение нормативизма. Г. Кельзен.
46. Аналитическая юриспруденция. Ее значение для методологии юридической науки. Г. Харт.
47. Юридический позитивизм и естественно-правовая теория. Их влияние на современную юридическую науку и правопонимание.
48. Интегративный подход к праву. Его значение для современной юриспруденции.
49. Познавательно-критическая философия права О. Вайнбергера.
50. Этапы становления и развития советской юридической науки. Юридическое образование в СССР.
51. Советская отраслевая юридическая наука. Ее виднейшие представители.
52. Особенности методологии юридической науки в советский период.
53. Становление российской юридической науки в 90-е гг. ХХ в. Проблемы перестройки методологии и научного мировоззрения.
54. Основные направления в юридической науке современной России. Влияние на российскую науку зарубежной юридической мысли.
55. Неопозитивизм и постпозитивизм. Их влияние на юридическую науку и методологию. К. Поппер, И. Лакатос, Л. Витгенштейн.
56. Философия науки Т. Куна. Ее значение для методологии юридической науки.
57. Э. Гуссерль и феноменологическое направление в философии. Значение для юриспруденции.
58. Эпистемы европейской истории познания М. Фуко.
59. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм и неофрейдизм. Влияние на юридическую науку.
60. Кризисные явления в философии науки, истории, права. Пути преодоления.
61. Проблемы взаимодействия науки и общества.
62. Юридическая теория, научная школа и юридическая доктрина.
63. Философские науки и философия права.
64. Юридические типы научного познания: классические, неклассические и постнеклассические.
65. Понятие метода, методология. Классификация методов научного познания.
66. Общенаучные и частнонаучные методы в методологии юридической науки.
67. Философские категории в методологии юридической науки.
68. Понятие и понимание в философии и в юридической науке.
69. Проблема правопонимания. Различные подходы к правопониманию на современном этапе.
70. Классификация понятий и правопониманий.
71. Категория сущности. Ее применение в правоведении.
72. Философская категория истины. Проблема истины в праве. Истинность юридической теории.
73. Проблема толкования в праве.
74. Герменевтика. Юридическая герменевтика как теория и практика истолкования юридического текста.
75. Диалектика в юридической науке.
76. Исторический метод в юриспруденции. Особенности его применения в историко-правовых науках и теории государства и права.
77. Формальная логика и ее значение для юридической науки.
78. Формально-догматический метод в правоведении.
79. Сравнительный метод в юриспруденции. Сравнительное правоведение.
80. Система и структура как философские категории.
81. Категория системы в правоведении. Типы систем. Правовая система.
82. Проблема систематизации права.
83. Системный (структурно-системный) подход в методологии юридической науки.
84. Синергетика. Синергетика в юриспруденции.
85. Социологические методы в юриспруденции. Использование социологических методов в отраслевых юридических науках.
86. Психологический метод. Его использование в отдельных юридических науках.
87. Статистические и математические методы в юридической науке.
88. Информационные технологии в юридической науке.
89. Организация научного исследования. Этапы научного исследования.
90. Специфика научных исследований в отдельных юридических науках. Особенности оформления результатов исследований.
Критерии оценки дифференцированного зачета по курсу:
Оценки «отлично» заслуживает магистрант, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности; справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.
Как правило, оценка «хорошо» выставляется магистрантам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется магистрантам, допустившим существенные погрешности в ответе на экзамене, и не обладающим достаточными знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится магистрантам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Экзамен направлен на оценку знаний магистранта. Экзамен проводится в письменной форме с элементами устного опроса.
Процедура оценки: В соответствии с учебным планом промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Экзамен может включать в себя выставление оценки по результатам устного ответа по содержанию зачетного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы. Допуск к зачету – своевременное и успешное выполнение всех видов текущего контроля знаний студентов.
Процедура оценивания знаний, умений и навыков в ходе промежуточной аттестации является основной. Оценка выставляется на основе шкалы оценивания и установленных критериев. Основные уровни освоения компетенций коррелируют с соответствующими этапами контроля успеваемости студентов в рамках полного изучения дисциплины. Овладевшему показателями компетенции «знать», «уметь» и «владеть» присваивается продвинутый уровень. Овладевшему показателями компетенции «знать» и «уметь» присваивается базовый уровень. Овладевшему показателями компетенции «знать» – минимальный уровень. Следовательно, «зачтено» соответствует критериям продвинутого, базового и минимального уровней.
Не овладевшему ни одним из показателей компетенции уровень не присваивается и соответствует оценке «неудовлетворительно». Выставление оценок завершает основной этап оценивания уровня компетенций в рамках промежуточной аттестации.