Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Б3.В15. Теория и технологии развития
Детской изобразительной деятельности
Направление подготовки: 050100.62 – Педагогическое образование
Профиль подготовки:
Дошкольное образование
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: заочная 4, 5 курс, 7, 8, 9, 10 семестр
Северодвинск
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО № 050100.62 - Педагогическое образование от ___ __________ 20___г. и учебным планом САФУ для очной формы обучения от ___ __________ 20___г. и для заочной формы обучения от ___ __________ 20___г.
Составители: Горбова О.В., доцент, кандидат педагогических наук, доцент
(должность, степень, звание)
Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Виды и профиль профессиональной деятельности бакалавра
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВПО
050100.62 – Педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки)
В части освоения основных видов профессиональной деятельности:
Педагогическая, культурно-просветительская.
(виды деятельности - ФГОС ВПО, раздел IV)
подготовка бакалавра ведется по профессиональным профилям:
Дошкольное образование
(указать в соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки)
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
ДисциплинаБ3.В15«Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» входит в вариативную часть профессионального цикла.
Базовые знания и умения для изучения данной дисциплины формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования».
Для успешного освоения дисциплины «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» студент должен знать: закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста, основные принципы, задачи, средства, методы, условия воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, традиционные и инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. Студент должны уметь подбирать и применять методы диагностирования и проектирования педагогического процесса в ДОУ, владеть современными образовательными технологиями. Для понимания специфики реализации технологии развития детской изобразительной деятельности, всех ее видов, данному курсу предшествовала дисциплина «Практикум по изобразительной деятельности», в ходе которого были созданы условия для освоения студентами элементарных технических навыков, необходимых для осуществления изобразительной деятельности.
Дисциплина «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» является предшествующей для изучения дисциплин «Организация дошкольного образования», «Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении», дисциплин по выбору, прохождения всех видов практики.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель: формирование у студентов профессиональной компетентности в области современных теорий и технологий художественного развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с изобразительным искусством, формирование готовности к решению целого спектра профессиональных задач.
Задачи:
- изучение возможностей, потребностей, достижений детей раннего и дошкольного возраста и проектирования на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста;
- организация взаимодействия с детскими коллективами и родителями для решения профессиональных педагогических задач.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и технологии развития изобразительной деятельности и изобразительного творчества дошкольников, подходы к отбору задач и содержания, средств, методов и приемов формирования художественно-творческой активности детей.
Уметь:
анализировать произведения изобразительного искусства, организовать развивающую среду для разнообразной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста; диагностировать особенности восприятия детьми художественных произведений; отбирать задачи и содержание, методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности, ориентируясь на современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников; создавать условия, стимулирующие детское изобразительное творчество.
Владеть:
системой знаний о целях и задачах эстетического и художественного развития детей раннего и дошкольного возраста, о формах, методах, приемах развития у детей дошкольного возраста изобразительной деятельности и изобразительного творчества; опытом применения полученных знаний при решении профессиональных педагогических задач.
1.4.Количество часов/зачетных единиц на освоение программы учебной дисциплины:
Общая учебная нагрузка студента 252 час./ 7 зачетные единицы, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 112 час. / 3,1 з.е.;
- самостоятельная работа обучающегося 140 час. / 3,9 з.е.
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины (для студентов ЗФО)
Тематический план и содержание учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов / ЗЕ. | Уровень освоения | ||
4 курс | |||||
Тема №1. Теоретические основы теории и технологии развития детской изобразительной деятельности | 1.1.Лекция: 1. Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности как научная отрасль знаний и учебная дисциплина. 2. Искусствоведческие и методологические основы художественного развития ребенка-дошкольника. 3. Психологические основы художественного развития ребенка-дошкольника. | ||||
1.2. Практическое занятие: 1. Жанры изобразительного искусства | |||||
Лабораторное занятие 1. Выразительные средства изобразительного искусства. 2. Искусствоведческий рассказ как метод ознакомления с искусством. 3. Особенности понимания дошкольниками прекрасного и безобразного. | 2, 3 | ||||
1.3. Самостоятельная работа студента: подготовка к лекционным и практическим занятиям | |||||
Тема № 2. Формирование художественного восприятия детей дошкольного возраста | 1.1.Лекция: 1. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка и основа его изобразительной деятельности. 2. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства как основа формирования художественного восприятия и средство развития изобразительной деятельности. | 1, 2 | |||
1.2. Практическое занятие: 1. Особенности восприятия и методика ознакомления дошкольников с живописью (натюрмортом, пейзажем, жанровой картиной и портретом). 2. Особенности восприятия и методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией. | 2, 3 | ||||
Лабораторное занятие 1. Особенности освоения детьми рисунком как средством выразительности | |||||
1.3. Самостоятельная работа студента: подготовка к практическим и лабораторным занятиям, написание контрольной работы № 1, подготовка к зачету | 2, 3 | ||||
5 курс | |||||
Тема №3. Своеобразие изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста, технологии ее организации в ДОУ | 1.1.Лекция: 1. Виды изобразительной деятельности, их специфика и взаимосвязь. 2. Задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности. 3. Методы обучения детей раннего и дошкольного возраста изобразительной деятельности. 4. Формы организации детской изобразительной деятельности на современном этапе. | 1, 2 | |||
1.2. Практическое занятие: 1. Сенсорное обследование предметов для изображения с натуры и по представлению. 2. Использование образцов на занятиях по изобразительной деятельности. 3. Использование тестовых рисунков как метод развития детского изобразительного творчества. 4. Показ способов действий как метод обучения дошкольников изобразительной деятельности. | 2, 3 | ||||
Лабораторное занятие 1. Использование новых технологий в развитии детского изобразительного творчества 2. Конспект занятия как форма отбора содержания обучения изобразительной деятельности. 3. Особенности организации художественно-эстетической среды как условия развития изобразительной деятельности дошкольников. | 2, 3 | ||||
1.3. Самостоятельная работа студента: подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям, написание контрольной работы №2. | 2, 3 | ||||
Тема № 4: Проблема развития способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста | 1.1.Лекции: 1. Виды и структура способностей к изобразительной деятельности, их диагностика, технология развития в младшем и старшем дошкольном возрасте. | 1, 2 | |||
1.3. Самостоятельная работа студента: подготовка к лекционным занятиям, практическим занятиям | |||||
Тема № 5. Проблема соотношения обучения и творчества в ИЗО деятельности в отечественных и зарубежных теориях и технологиях | 1.1.Лекции: 1. Проблема соотношения обучения и творчества в непосредственной образовательной и самостоятельной изобразительной деятельности детей в условиях детского сада | 1, 2 | |||
1.3. Самостоятельная работа студента: подготовка к лекционным занятиям, практическим занятиям, подготовка к экзамену | |||||
ВСЕГО: (должно соответствовать указанному количеству часов/зачетных единиц в пункте 1.4 рабочей программы) | 252 ч / 7 з.е. | ||||