Калининградский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Санкт- Петербургский государственный аграрный университет»
(Калининградский филиал ФГБОУ ВПО СПбГАУ)
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и статотчетности
Методические указания
К написанию реферата по дисциплине
«Философия»
для студентов очной формы обучения
по направлению подготовки «Бакалавр менеджмента»
Составитель: старший преподаватель Н.В. Хитрова
Полесск
Рецензент
кандидат философских наук, доцент Е.Н. Агальцова
(ФГБОУ ВПО РГУ им. С.А. Есенина)
Методические рекомендации к написанию реферата по дисциплине «Философия» /сост. Н.В. Хитрова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2013. - 30 с.
Методические рекомендациипредназначена для преподавания дисциплины Б.1. «Философия» базовой части цикла студентам очной формы обучения во 2 семестре. Cоставленs с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «20» мая 2010 г. № 544.
-
Составитель ____________________ Н.В. Хитрова
(подпись)
26.12.2013
ã Хитрова Н.В., 2012 | |
ã Калининградский филиал ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….4
1. Цели и задачи реферата………………………………………………………5
2. Формулировка задания и его объем…………………………………………5
2.1. Темы рефератов …………………………………………………………..6
3. Основное содержание реферата ……………………………………………10
4. Требования к оформлению реферата………………………………………11
5. Рекомендации по организации работы над рефератом…………………...13
6. Порядок защиты реферата.…………………………………………………16
7. Список рекомендуемой литературы………………………………………..16
8. Приложение 1……………………………………………………………….20
Введение
Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования и программой дисциплины «Философия» и посвящены такой форме самостоятельной работы студентов, как написание реферата. Данные указания содержат рекомендации по формулировке задания и его объему, порядку выполнения и защиты реферата, а также требования к его содержанию и оформлению. Приводятся образцы титульного листа и список рекомендуемой литературы.
В условиях глубоких перемен, происходящих в современном обществе, крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно: критически, творчески, созидательно. «Дух новизны», который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, в полной мере будут опираться на опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней — философия. В ходе изучения дисциплины студент должен приобрести знание основных философских, общенаучных и частнонаучных методов, их взаимосвязь и взаимодействие, умение анализировать социальные и духовные процессы современного общества, понимание антропологической перспективы всех феноменов человеческой культуры.
Реализации перечисленных целей во многом способствует подготовка студентами рефератов - одной из форм самостоятельного пополнения и углубления знаний. Реферативная форма должна отразить умение студента с помощью системного анализа и осмысления фактического материала исследовать избранную тему и грамотно изложить результаты исследования.
Цели и задачи реферата
Целью подготовки реферата по дисциплине «Философия» является глубокое изучение и усвоение предмета по одной из тем.
Реферат должен представлять собой самостоятельное изложение существа (содержания) основных вопросов избранной темы. Его выполнение должно помочь студенту:
· научиться подбирать литературу по определенной теме;
· содействовать развитию и закреплению навыков теоретического и практического использования различных источников: учебной и периодической литературы, научных работ;
· на основе полученных знаний выполнять теоретическую разработку избранной темы;
· выработать умение самостоятельно формулировать свои мысли и выводы, логично и последовательно доказывать их, уметь анализировать;
· выработать умение публичной защиты подготовленной работы (сделать доклад, дать ответы на вопросы, отстаивать свое мнение и т.д.).
Формулировка задания и его объем
Наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех в подготовке реферата, является выбор темы.
Темы рефератов охватывают основные исторические этапы развития философской мысли, наиболее актуальные проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, глобальные перспективы развития мировой цивилизации, судьбы человечества. Они должны раскрывать новые проблемы противоречия общества и человека и их решения, характерные для современной философии. Темы составлены таким образом, чтобы дополнять вопросы, выносимые на семинарские занятия. Тематика рефератов составлена в соответствии с программой по философии на 3,4 семестры и выдается студентам на первой – второй неделе обучения. Тема реферата выбирается студентами самостоятельно, по желанию, но при условии равномерного охвата большинства обучающихся. Выбор одной и той же темы студентами одной группы не допускается. Реферат сдаётся на проверку научному руководителю в срок, установленный кафедрой.
Учитывая сложность выполнения реферата (его теоретической основой должна быть не учебная, а научная литература), некоторым студентам в зависимости от уровня успеваемости вместо рефератов рекомендуется подготовка кратких сообщений или устных докладов.
Объем реферата ориентировочно составляет 20-25 страниц рукописного, или 15-20 страниц машинописного текста (через 1,5 компьютерных интервала 14 шрифтом).
Темы рефератов
1.Взаимосвязь философии и частных наук.
2.Индийские классические философские системы древности (Санкхья, йога, вайшешика, миманса, веданта; этика джайнизма и буддизма).
3.Философское учение Конфуция.
4.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей Древнего Востока.
5.Взгляды Аристотеля на человека, общество и государство.
6.Эстетические и этические взгляды Аристотеля.
7.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей античности.
8.Европейская философия Средних веков: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.
9.Патристика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.
10.Философское учение Августина Блаженного: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.
11.Схоластика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.
12.Философское учение Фомы Аквинского: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.
13.Европейская философия эпохи Возрождения: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.
14.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах европейских мыслителей эпохи Возрождения.
15.«Небулярная» космогоническая гипотеза И. Канта и её значение.
16.Категорический императив как нравственный закон в этике И. Канта.
17.Разработка Г. Гегелем категорий и законов диалектики.
18.Г. Гегель о сущности духа и этапах его развития.
19.Гуманистическая сущность и ограниченность атеистических и этических взглядов Л. Фейербаха.
20.Понятие метафизики в аристотелевском и гегелевском смыслах. Метафизика как метод мышления, её влияние на развитие естествознания и философии 16-18 веков.
21.Исторические этапы развития диалектики.
22.Специфика действия закона единства и борьбы противоположностей в живой природе.
23.Противоречия в обществе. Специфика проявления закона единства и борьбы противоположностей в процессах общественного развития.
24.Взаимосвязь законов диалектики в процессах общественного развития.
25.Действие закона отрицания отрицания в общественном познании.
26.Сущность и принципы системного подхода, его роль в современном развитии.
27.Синергетика и социосинергетика как теории самоорганизации систем.
28.Необходимость, вероятность, случайность. Роль случайности в эволюции живой природы и в общественном развитии.
29.Проявление взаимосвязи единичного и общего в развитии систем различной природы.
30.Эволюция мироздания и гипотезы происхождения Вселенной.
31.Проблема бесконечности и безграничности мироздания.
32.Противоречия движения. Апории Зенона.
33.Эволюция форм отражения действительности.
34.Сознание как высшая форма отражения действительности.
35.Познание как предмет философского анализа.
36.Проблема антропосоциогенеза: пути и определяющие факторы эволюции человеческого общества. Сущность этногенеза.
37.Техногенная эра, современная социально-экологическая проблема и пути её решения.
38.Изменения структуры экономической жизни в процессе исторического развития.
39.Понятие социальной сферы жизни, её структурные компоненты и роль в обществе.
40.Мораль и право, их взаимосвязь и функции в обществе.
41.Понятие общественной психологии и общественной идеологии, их взаимосвязь.
42.Изменение характера труда в процессе автоматизации и роботизации производства.
43.Воздействие НТР на систему образования и воспитания в обществе.
44.Особенности кодирования и хранения информации в механизмах индивидуальной и общественной памяти.
45.Роль социальной информации в развитии общества.
46.Сущность нравственной культуры.
47.Элитарная и массовая культура.
48.Восток-Запад-Россия: цивилизационные типы.
49.Основные черты техногенной цивилизации.
50.Общество и его структура.
51.Происхождение и сущность государства.
52.Материальная сфера общества.
53.Диалектика производительных сил и производственных отношений.
54.Базис и надстройка: взаимосвязь и взаимодействие.
55.Социальные отношения и их структура.
56.Социальное равенство и социальная справедливость.
57.Политическая сфера общественной жизни.
58.Современные политические отношения и политические действия.
59.Гражданская активность и гражданское общество.
60.Гражданская активность личности.
61.Духовная жизнь общества.
62.Искусство и его роль в обществе.
63.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
64.Общественное сознание.
65.Формы общественного сознания.
66.Уровни сознания.
67.Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание.
68.Политическое и правовое сознание.
69.Индивид, личность, индивидуальность.
70.Личность и ее социальные роли.
3. Основное содержание реферата
Основное содержание реферата отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Реферат должен содержать:
· титульный лист;
· оглавление (план);
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованной литературы.
Образец титульного листа к реферату дан в Приложении 1.
Единой схемы составления плана не существует, главное, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы.
Во введении должно быть дано обоснование выбора темы, раскрыты ее научная актуальность и практическое значение, цель, задачи исследования и его методологическая, теоретическая и информационная база.
В основной части содержатся 3-4 вопроса, которые можно оформить в виде глав с подпунктами к ним, причем каждый из них выделяется.
В основной части работы следует использовать выдержки, цитаты из литературных источников, сноски к которым оформляются постранично. Заимствование текста чужих статей, монографий без ссылки на них недопустимо.
При наличии по одному вопросу нескольких точек зрения нужно на основе убедительных доводов показать, какую из них и почему студент считает правильной. При изложении материала следует избегать книжных формулировок и выражений, лучше раскрыть основное содержание работы своими словами четко и понятно. Это требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученных источников, умения обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему.
Весь реферат должен быть хорошо вычитан. Выполняя эту работу, студенту необходимо исправить грамматические ошибки и еще раз обратить внимание на конкретность и качество формулировок, логику, четкость и точность обоснования каждой мысли. Следует также стремиться к тому, чтобы конкретного (фактического) материала было достаточно для усиления выдвинутых тезисов и положений.
В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются общие выводы, высказываются предложения по использованию результатов, полученных в процессе подготовки реферата, которые должны раскрыть поставленную в названии реферата проблему в дальнейшей учебной и (или) профессиональной деятельности.
Завершает реферат список использованной литературы, оформленный согласно ГОСТу.