Конспект
Организованной образовательной деятельности
С использованием электронных образовательных ресурсов
«Здравствуй, гостья Зима!»
Для детей подготовительной группы.
Номинация «Лучший сценарий»
Ерохина Мария Александровна
Музыкальный руководитель высшая квалификационная категория.
Жигулевск, 2017г.
Вид детской деятельности: Музыкальная деятельность.
Тема «Здравствуй, гостья Зима!» в подготовительной группе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1. Приобщать к музыкальному искусству (прослушивание классических музыкальных произведений) («Художественно - эстетическое развитие»)
2. Развивать музыкально – ритмический слух, танцевальные навыки («Художественно - эстетическое развитие»)
3. Закреплять навык выразительного исполнения знакомой песни («Художественно - эстетическое развитие»)
4. Закреплять умение характеризовать эмоционально – образное содержание музыкального произведения и передавать его выразительными движениями. («Художественно-эстетическое развитие»)
5. Закреплять навык общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками («Социально – коммуникативное развитие»)
6. Развивать творческое воображение («Социально – коммуникативное развитие»)
7. Расширять представления детей на основе тематического песенного материала о зимних изменениях в природе. («Познавательное развитие»)
8. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону; грамматический строй речи, связной речи - диалогической и монологической форм) («Речевое развитие»).
9. Развивать мелкую моторику. («Физическое развитие»)
Оборудование и материалы:
· Музыкальный материал:
Ø «Вальс » Г. Свиридова;
Ø «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
Ø «Декабрь», «На тройке» музыка П.И. Чайковский;
Ø Песня «Русская зима!» музыка Олифировой.
· Использование ИКТ:
Ø Презентация «Зимний лес»
Ø Презентация «Времена года»
Ø Видеопрезентация «Вальс снежных хлопьев»
Ø Музыкально – ритмическое упражнение «Морозные узоры»
Ø Презентация репродукции картин: Грабарь «Февральская лазурь», «Березовая Аллея», Юон Г.Ф.«Волшебница Зима».
· Использование произведений художественной литературы:
Ø «Белая береза» стихи С. Есенина;
Ø «Зима» стихи И.З. Сурикова;
Методы и приёмы:
Практические: танцевальная импровизация, музыкально – ритмическое упражнение «Морозные узоры», пальчиковая гимнастика, психогимнастика «Лучик».
Наглядные: показ слайдовых презентаций с зимними пейзажами, видеопрезентаций.
Словесные: чтение художественных произведений (стихотворения), беседа, объяснение, вопросы.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Снежинки», психогимнастика «Лучик». |
Игровая | Игровые действия. |
Коммуникативная | Беседа, отгадывание загадок, вопросы, игра «Волшебная снежинка». |
Познавательно - исследовательская | Просмотр видеопрезентации «Зимний лес», «Времена года» просмотр слайдовой презентации с репродукциями картин. |
Музыкальная | Слушание музыки «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского; «Вальс» Г.Свиридова; исполнение песни «Русская зима» м. Олифировой; танцевальная импровизация «Вальс снежных хлопьев»; музыкально – ритмическое упражнение «Морозные узоры». |
Восприятие художественной литературы | Рассказывание и чтение стихотворений, беседа, обсуждение. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Музыкальный руководитель:Здравствуйте, ребята! За окном холодный зимний вечер, а у нас в зале тепло и уютно. Давайте с вами тихо – тихо сядем рядом, Впустим музыку в наш дом. В удивительном наряде, В разноцветном, расписном! (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь»). Музыкальный руководитель: Музыка! Так что же это такое? Это огромный волшебный мир, мир звуков. На первый взгляд он, может быть и непонятный, но вслушайтесь внимательнее – и вы услышите то легкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок, или хрустальный звон капели... а может это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнышка? Да, музыка – это мир, где соседствует природа, ожившие герои сказок и мы с вами. Сейчас звучала музыка П.И. Чайковского. «Декабрь» - так называется эта пьеса. Посмотрите, наш зал превратился в сказочную зимнюю поляну. Многие русские поэты, живописцы и композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. Давайте и мы поговорим о зиме, еще послушаем музыку, вспомним стихотворения о зиме и рассмотрим репродукции картин с зимними пейзажами. Зима... Какая она? Какими красками художница – природа рисует зиму? | Дети слушают музыкальное произведение Ответы детей. Ответы детей. | Сформирован устойчивый интерес. Высказываются о прослушанном. |
2. | Под волшебную музыку в зал входит воспитатель в костюме Зимы. Зима: Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья! (Кланяется). Ребенок: Здравствуй, гостья Зима, Долгожданная Зима. Мы тебя все очень ждем Песню о тебе споем. | Исполняют песню «Русская зима» м. Олифировой. | Выразительно поют песню радостного веселого, задорного характера. |
3. | Зима: Я – великая волшебница Зима! Я могу раскрыть вам волшебную тайну зимних звуков. Слушайте, и музыка унесет вас далеко – далеко... Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами у Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснется вас... Слушайте! (Зима ходит по залу, зажигает свечи). Зима: Какая сейчас прозвучала музыка? О чем она вам рассказала?Ребята, давайте попробуем подобрать красивые слова для описания зимнего леса. Игра «Волшебная снежинка» Зима: Вы правильно поняли музыку. Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали, как начинается буря. Вот первые легкие снежинки кружатся в воздухе. А потом ветер начинает дуть сильнее, сильнее и вдруг бросает вам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже все кругом занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась. Деревья стоят, словно зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? Давайте попробуем соединить краски музыки с красками живописного полотна. | Дети слушают музыкальное произведение «Вальс» Г. Свиридова, сопровождающийся презентацией «Зимний лес». Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на настроение прослушанной музыки. Ответы детей. Просмотр слайдов с репродукциями картин о зиме: Грабарь «Февральская лазурь», «Березовая аллея»; Юон «Волшебница Зима»). | Эмоционально откликаются на музыку лиричного характера. Активно используют в речи новые слова – определения: «хрустальный», «звенящий», «очаровательный», «таинственный». Активно высказываются об увиденном на картинах. |
4. | Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, как музыка и картины дополняют друг друга. Не хватает только красивых, выразительных поэтических слов о зиме. | Дети выразительно рассказывают стихи о зиме. 1Ребенок: «Зима» И. Суриков. Белый снег, пушистый в воздухе кружится, И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес, что шапкой принакрылся чудной, И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы - и зима настала. 2 Ребенок: «Белая береза» Есенин. Белая береза, Под моим окном - Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой, Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. | |
5. | Зима: Замечательные стихи обо мне. Люблю я одевать все вокруг в белые, пушистые наряды. Люблю снежинки, которые в воздухе кружатся И на землю тихо падают, ложатся. Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Снежинки». Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода!.. Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки – лучи… Как видно, ладошки мои горячи. | Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать. На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать. Мелкие потряхивания расслабленными ладонями. | Развита мелкая моторика |
6. | Музыкальный руководитель: Музыкальный зимний лес - волшебный, и наши девочки превратились в красивые снежные хлопья. Музыкальный руководитель:Спасибо за чудесный танец! А сейчас я предлагаю вам поиграть с зимними снежинками. Музыкально – ритмическое упражнение «Морозные узоры». Зима: Спасибо вам, дети, за то, что вы знаете стихи обо мне, танцуете зимние танцы. Я стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами. Вы катались когда – нибудь на тройке лошадей? Музыкальный руководитель. Дорогая Зима, к сожалению, кататься на лошадях нам не приходилось, но мы можем сейчас послушать пьесу П.И. Чайковского «На тройке» и представить как это весело и интересно. Музыкальный руководитель. Ребята, вы услышали ритм скачущей тройки лошадей? Мы вначале слышим ее издали, музыка звучит тихо, приглушенно. Затем тройка приближается – музыка становится громче, отчетливо слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется, и музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем. На каком инструменте была исполнена музыка? Музыкальный руководитель. Давайте украсим пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать. Зима: Вышел месяц молодой, Зажег звезды чередой... И пришла пора прощаться. Хоть и жаль нам расставаться... (Звучит пьеса «Декабрь» к. П,И,Чайковского). Зима: (гасит свечи). Стихает музыка, погасли свечи... До новой встречи! До новой встречи! (под музыку Зима уходит). | Девочки исполняют танец «Вальс снежных хлопьев». Дети прохлопывают ритмический рисунок короткими и длинными хлопками в ладоши. Дети слушают музыкальное произведение «На тройке» П.И. Чайковского. Просмотр слайдов «Времена года» (Зима) Ответы детей Дети выбирают музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, бубны) и импровизируют под повторное звучание пьесы. Зима оценивает их игру). | Развито творческое воображение. Эмоционально откликаются на прослушанную музыку. Развит ритмический слух. Сформирован устойчивый интерес. Развит навык игры на музыкальных инструментах. |
7. | Музыкальный руководитель: Вот и подошла к концу наша встреча с гостьей Зимушкой - Зимой. Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми. Психогимнастика "Лучик" К Солнышку потянулись - лучик взяли, К сердцу прижали - людям отдали! И потянулись! И улыбнулись! Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам в группе нарисовать рисунки, на которых вы поделитесь своими впечатлениями о нашей встрече. | Дети проговаривают стихотворение вместе с музыкальным руководителем. Дети уходят из музыкального зала. | Согласовывают движения со словом. Преобладают положительные эмоции. |