Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.
Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.
· Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
· Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
· Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
· Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько видов эксперимента:
1) лабораторный; | 6) изолирующий; |
2) естественный; | 7) количественный; |
3) исследовательский; | 8) физический; |
4) проверочный; | 9) химический; |
5) воспроизводящий; | (существуют и другие, помимо этих). |
В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект. Любое научное исследование предполагает не только движение "вверх", ко всему более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение "вниз", связанное с ассимиляцией эмпирической информации.
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:
Первая стадия — это процесс добывания, получения и фиксации фактов;
Вторая стадия — это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:
- осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
- классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет:
- критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;
- описание каждого факта научным языком;
- отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
- классификацию и систематизацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности;
- вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Поскольку эмпирическое исследование основано на наблюдении и сборе опыта, важно спланировать и проанализировать этапы проведения эксперимента. Таким образом исследователь может решить проблемы или препятствия, которые могут возникнуть во время эксперимента.
Шаг №1: определите цель исследования.
На этом этапе исследователь должен ответить на следующие вопросы: что именно я хочу узнать? В чем проблема? Есть ли проблемы с доступностью знаний, данных, времени или ресурсов? Будет ли это исследование более выгодным, чем его стоимость?
Перед проведением исследования исследователь должен четко определить цель исследования и разработать план выполнения дальнейших задач.
Шаг № 2: Подтверждающие теории и соответствующая литература
Исследователю необходимо выяснить, есть ли какие-либо теории, которые могут быть связаны с его исследовательской проблемой. Он должен определить, может ли теория помочь подтвердить результаты. Всевозможная соответствующая литература поможет исследователю определить, есть ли другие исследователи, которые исследовали это раньше, или с какими проблемами сталкивается это исследование. Исследователю также необходимо сделать предположения и узнать, есть ли рассказ о его исследовательской проблеме.
Шаг № 3: построение гипотезы и измерения
Перед тем, как начать собственно исследование, нужно создать рабочую гипотезу или угадать вероятный результат. Исследователь должен установить переменные, определить среду для исследования и выяснить, как связать переменные.
Исследователю также необходимо определить единицы измерения и уровень допуска ошибок, а также определить, приемлемо ли выбранное измерение для других.
Шаг 4: методология, план исследования и сбор данных
На этом этапе исследователь должен определить стратегию проведения своего исследования.
· Он должен поставить эксперименты для сбора данных, которые позволят ему выдвинуть гипотезу.
· Исследователь решает, нужен ли ему экспериментальный или неэкспериментальный метод для проведения исследования.
· Тип дизайна исследования будет варьироваться в зависимости от области, в которой проводится исследование.
· И последнее, но не менее важное: исследователь должен выяснить параметры, которые влияют на достоверность дизайна исследования.
· Сбор данных должен осуществляться путем отбора подходящих случайных выборок в зависимости от вопроса исследования. После завершения сбора данных исследователь получает эмпирические данные, которые необходимо проанализировать.
Шаг № 5: анализ данных и результат
Анализ данных можно сделать двумя способами: качественно и количественно. Исследователю необходимо выяснить, какой качественный или количественный метод требуется, и нужно ли ему их сочетание. В зависимости от анализа его данных он знает, подтверждается его гипотеза или отвергается. Анализ этих данных - самая важная часть в подтверждении гипотезы.
Шаг № 6: заключение
По результатам исследования должен быть составлен отчет. Исследователь может назвать теории и литературу, которые поддерживают его исследования. Он может сделать предложения или рекомендации для дальнейшего исследования своей темы.
Источники:
Интернет-ресурсы:
1. Этапы эМпирическоГО научноГО исследования (helpiks.org) https://helpiks.org/4-44434.html;
2. Эмпирический и теоретический этапы исследования - Сущность и методы научного познания (studwood.ru) https://studwood.ru/910422/filosofiya/empiricheskiy_teoreticheskiy_etapy_issledovaniya;
3. Эмпирические исследования: определение, методы и примеры. (questionpro.de) https://eu.questionpro.de/ru/%D1%8D%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/;
4. 7. Эмпирический и теоретический этапы исследования (studfile.net) https://studfile.net/preview/5913881/page:8/;
5. Эмпирический и теоретический этапы исследования (studopedia.su) https://studopedia.su/17_120463_empiricheskiy-i-teoreticheskiy-etapi-issledovaniya.html;