Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.
• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.
Развивающие:
• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.
• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Предварительная работа:
Знакомство с филимоновской игрушкой, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций.
Раздаточный материал:
• Фигурка филимоновского коня вырезанного из плотной бумаги или картона (для росписи). Так же можно нарисованного на листе бумаги формат А4 (фигурка филимоновского коня для раскрашивания прилагается в конце конспекта);
• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая);
• Влажные, бумажные, тряпичные салфетки;
• Кисть тонкая (№ 2,3);
• Непроливайка с водой;
Ход НОД:
1 слайд: Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
- Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие.
Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.
(презентация слайдов)
2 слайд: Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.
3 слайд: Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь.
Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные.
Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.
4 слайд: Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные в печи обожженные: - барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.
5 слайд: Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.
Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.
6 слайд: Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.
7 слайд: Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей. Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.
8 слайд: Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими.
Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)
-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.
(показ слайдов)
9 слайд: Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые.
10 слайд: Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки.
11 слайд: У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.
12 слайд: Воспитатель: Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах.
Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком».
13 слайд: А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки
(барышни с кувшинами, мужички, лошадки, корова, гуси)
- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек
(зеленый, красный, синий, жёлтый)
- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент
(елочка, треугольник, круг, полоска)
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня). (ответы детей)
Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки… -1,2,3, ребят в мастеров преврати!
Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Лошадка»
- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)
И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)
Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)
Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)
Самостоятельная деятельность детей (можно с помощью взрослого)
Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!
-А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение.
-1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати! Ребята, открывайте глазки!
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Что интересного узнали? (ответы детей).
Воспитатель: Вы большие молодцы, спасибо за работу!!!