Модуль 1. Патопсихологическое обследование психически больных




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙС-ПАКЕТЫ)

Задача 1. Больной Павел С., 57 лет, инженер. Поступил в стационар на обследование с целью решения вопроса о направлении на МСЭ с жалобами на сниженное настроение, упадок сил, повышенную утомляемость, забывчивость, рассеянность, расстройство сна. Ранее был активным, стеничным человеком, хорошо справлялся с производственными заданиями, пользовался авторитетом у коллег и начальства. Однако последнее время стал совершать много мелких технических ошибок в выполнении расчетов и замерах приборов, получал взыскания, из-за чего расстраивался, сильно переживал. В течение года неоднократно находился на больничном листе у терапевта и невропатолога. В анамнезе – в 45 лет черепно-мозговая травма с потерей сознания (попал в автокатастрофу), страдает гипертонической болезнью II Б стадии, неоднократно наблюдались гипертонические кризы (АД до 200/120), после одного из которых отмечалось преходящее расстройство мозгового кровообращения (терялась речь, отмечались парестезии в верхних конечностях), полностью восстановился в течение 2 недель. Лечился в неврологическом отделении, проводилась интенсивная сосудистая терапия. Медицинский психолог при работе с больным использовал пробы Крепелина (отсчитывание) и таблицы Шульте. Были получены следующие ряды чисел: 100-7..93…85….78..71….63….56…48…..41……33..26..18…12.5 200-13….187……..173…160..……147……..136…123.110…….97…84………. 71…60…47…….34……21……….7

Цифровые показатели поисков чисел в таблице Шульте (в сек.): 59, 65, 70, 88, 112

Вопросы: 1. О расстройствах каких когнитивных функций предположительно свидетельствуют сделанные пациентом ошибки в пробах Крепелина?

2. Рассчитайте показатели эффективности работы (ЭР), степени врабатываемости (ВР), психической устойчивости (ПУ) больного (пробы Шульте).

3. Охарактеризуйте в целом в 2-3 предложениях умственную работоспособность больного.

Задача 2. Больная Анна К., 34 лет, служащая в торговом офисе. Поступила впервые в психиатрическое отделение в состоянии психомоторного возбуждения и спутанного сознания. Проснулась среди ночи внезапно, начала кричать, что в квартиру проникли бандиты, хотят ее убить, слышала их голоса, была дезориентирована, не узнавала родственников, пыталась спрятаться в стенном шкафу. В стационаре вела себя настороженно, озиралась по сторонам, продолжала слышать голоса, но уже в своей голове, утверждала, что ее мысли читают, что она подключена к суперкомпьтеру, с помощью которого преступники должны совершить «ужасное преступление», угрожающее жизни всего человечества, а она была выбрана этим компьютером «методом случайных чисел», и ей передан специальный код для доступа к «секретной генетической информации». Спустя две недели острая психопатологическая симптоматика была купирована и больная была направлена к психологу для патопсихологического исследования. Из анамнеза известно, что пациентка недавно развелась с мужем из-за конфликтов в семье: «он меня не слушает, не понимает, за дурочку держит», имеет двоих детей школьного возраста, которые в настоящее время проживают у бабушки. Наследственность отягощена: брат по линии матери страдал шизофренией, закончил жизнь самоубийством. Медицинский психолог в работе с пациенткой начал исследование с процессов мышления. Была использована методика «классификация предметов». Испытуемая охотно вступила в контакт и с интересом отнеслась к заданию. Больная, наряду с выделением обобщенных групп «животные», «люди», «посуда», «овощи и фрукты», «инструменты», объединила в особую категорию «гуся», «кита», «пароход», «моряка», объяснив, что «все они плавают». Другую группу составили «голубь», «роза» и «солнце», как «символы человеческой любви и счастья». Третью группу составили «рыба», «стол», «кастрюля», «лук», «секундомер»: «Рыбу сначала на столе разделывают, кладут в кастрюлю, добавляют лук и специи, варят уху, нужно засечь время для этого, дождаться, когда вола закипит…».

Вопросы: 1. О каком психическом расстройстве может идти речь? Укажите основной психопатологический синдром, который имел место у пациентки в первые дни пребывания в стационаре?

2. К какому типу нарушений мышления по классификации Б.В.Зейгарник можно отнести выявленные с помощью методики классификации предметов обобщения?

3. Какие другие три методики Вы бы применили, чтобы подтвердить предположение о выявленных у больного расстройствах мышления?

Задача 3. Андрей М., 18 лет, не учится и не работает. Единственный ребенок в семье. Рос болезненным, худым, нескладным. В детсаду любил забирать игрушки у детей и играть один. Рано научился читать, увлекается фантастикой, жизнью насекомых. У него имеется довольно обширная коллекция заспиртованных гусениц, на стенке прилеплено два десятка кузнечиков и саранчи. С близкими холоден, со сверстниками держит дистанцию. Терпеть не может различного рода сборищ, тусовок, когда к родителям приходят соседи или гости, всегда запирается в своей комнате или демонстративно уходит из дома. Спиртное не интересует, хотя несколько раз пробовал. Опьянение было странным – сначала подъем, прилив сил и энергии, затем охватила лютая злоба и ненависть. Хотелось сделать что-нибудь такое, чтобы всем запомнилось, было круто. Сжимал в кармане рукоятку ножа, хотелось вонзить его в «жирную свинью» - пахана, который верховодит подростками в округе, и который нередко его унижал прилюдно, называя слабаком и ботаником. Представлял, как он всадит в его шею нож, как брызнет кровь из сонной артерии, а он хладнокровно оботрет нож об штаны и уйдет гордо, окинув презрительным взглядом застывшую от ужаса дворовую шпану. Его даже не беспокоило то, что его арестуют и осудят: «Достоевского читали? Кто я – тварь дрожащая или право имею?». Среди его кумиров норвежский террорист Брейвик, совершивший массовый расстрел в 2011 году. В психиатрическую больницу поступил на судебно-психиатрическую экспертизу: совершил развратные действия в отношении 9-летней девочки: заставлял ее разглядывать и прикасаться к его половому члену. В беседе держится формально, холодно, на вопросы отвечает односложно. Взгляд тяжелый, на лице презрительная ухмылка. Цитирует фразы из Ф.Ницше «Как говорил Заратустра»: «Вам с вашим ограниченным умом никогда не понять высших помыслов человека». Окружающие не достойны его внимания. Себя считает здоровым и полноценным во всех отношениях человеком: «Я по жизни – одинокий волк, а волки считаются лучшими санитарами леса. Они убивают больных и слабых». Врачи ничего не понимают, он не сделал ничего такого, чтобы его держать в психбольнице. Результаты обследования по ПДО: диагностируется шизо-эпилептоидный тип;

конформность низкая (К=1);

демонстрирует негативное отношение к исследованию;

психологическая склонность к делинквентности d=3;

реакция эмансипации резко выражена (Е=7).

Профиль MMPI (в Т-баллах): шкалы: L= 51, F= 59, К= 57, 1= 54, 2 = 63, 3 = 66, 4 =92, 5 = 40, 6 = 68, 7 = 71, 8 = 89, 9 = 39, 0 = 72, доминирующий код 48 (проинтерпретировать).

Вопросы: 1. Обоснуйте, предположительно какой личностный психотип определяется у Андрея?

2. С какими расстройствами личности по МКБ-10 или психическими заболеваниями Вы стали бы проводить дифференциальную диагностику?

3. Какие еще психодиагностические методики Вы бы применили в первую очередь для уточнения диагноза? Укажите 3 из них и приведите обоснование их выбора.

Задача 4. Константин П., 36 лет, адвокат. Всегда был чувствителен к погоде, ощущал перемену за 2-3 дня, давал шутливые, но очень точные прогнозы и угадывал. Со сменой погоды менялось и настроение: от радости к унынию: от тоски к бешеным вспышкам активности. Из анамнеза: Из интеллигентной семьи: отец – юрисконсульт на крупном предприятии, мать – преподаватель вуза, оба – кандидаты наук. Рос здоровым, редко болел, учился неплохо, быстро схватывал все на лету, в юности писал стихи, короткие рассказы, печатался в газетах. Пошел по стопам отца, поступив на юридический факультет. В университете то блистал на экзаменах, ораторствовал, подражая А.Ф.Кони (проштудировал его сочинения в 8 томах), то переставал ходить на занятия – забрасывал учебу настолько, что была угроза исключения из университета. Однако умудрялся каким-то образом в считанные дни и часы сдать долги, выходил в сессию и сдавал большинство предметов на «отлично» на зависть отличникам и зубрилам. После окончания университета по протекции отца устроился помощником судьи. С трудом проработал два года, имел множество нареканий из-за неорганизованности, по ведению документации: записи делал где попало: на листах, вырванных из записной книжки, обрывках газет, коробках из-под сигарет. Однако после сделанных замечаний очень быстро приводил все в порядок, хотя и ненадолго. В последующем сдал квалификационный экзамен на адвоката и стал работать по данной специальности. Довольно быстро обзавелся клиентурой и стал неплохо зарабатывать. Женат, детей нет. Супруга оказалась терпеливой, первые годы совместной жизни прощала ему «закидоны» и «странности», и в глубине души считала его талантливым человеком, едва ли не гением. Весной у Константина произошел серьезный срыв. Подъем настроения начался еще в середине февраля. Почти перестал спать, но не уставал, все, что планировал – получалось. Казалось, что удача сама идет к нему в руки. Его направили в район, где ему предстояло выступить защитником по уголовному делу, связанному с убийством. Сослуживцы Константина считали это дело заведомо проигрышным. Но он выиграл процесс. Нашлись нужные доказательства и свидетели невиновности подзащитного. А речь адвоката была настолько блестящей и аргументированной, что судья и прокурор только развели руками. При этом они сделали вид, что не очень замечают помятую одежду адвоката, его обильную жестикуляцию и опухшее лицо, свидетельствующее о предшествующих алкогольных возлияниях. Константин прожил в гостинице неделю. Все эти дни он ни разу не сомкнул глаз. Его видели то в баре, то ночном ресторане, то в кампании девиц легкого поведения или бомжей. Вернулся домой возбужденный, беспокойный, постоянно что-то говорил, при этом, не закончив одной фразы, начинал другую, был неусидчив, отвлекаем, себя называл «вершителем судеб» и «богоизбранным адвокатом». В связи с неадекватным поведением в психотическом состоянии был госпитализирован в психиатрическое отделение. В стационаре первое время был возбужден, фон настроения повышен, задавал колкие вопросы, обвинял врачей в некомпетентности, рассказывал скабезные анекдоты, предлагал медсестрам вступить с ним в половой контакт, чтобы они могли почувствовать на себе его «могучую мужскую силу». Организовывал вокруг себя больных, диктовал им свои «мемуары». К концу второй недели пребывания в больнице стал более спокоен и адекватен и направлен к медицинскому психологу для обследования. При первой встрече психолог предложила испытуемому методику классификации предметов. Больной с интересом взялся выполнять задания и начал сортировать предложенные картинки по группам, действуя логически обоснованно, но затем неожиданно объединил «свинью» и «штангенциркуль». На вопрос, почему он это сделал, ответил: «судья у нас один такой есть… полная свинья… буквоед хренов, все ему надо точно…ну вот, с сегодняшнего дня я и буду его так звать – штангенциркуль!» (смеется злорадно). Потом его взгляд падает на изображение лошади, и он забывает о задании: «Помню, в студенческие годы послали нас на картошку, колхозники эти сами ни черта не работали, а нас эксплуатировали, словно кляч, а сами бухали (выхватывает картинку с изображением бутылки), самогон свой жрали. У них там лошадь была такая, тощая вся, полуживая, нам в помощь дали, чтобы мы мешки в телеге на ней возили. «Ага! Вот она, и телега здесь есть» (обрадованно показывает на картинку). При возвращении к инструкции больной продолжает выполнять задание по логически правильному принципу, используя концептуальный уровень обобщений, но снова часто отвлекается на сторонние стимулы. Психологическое состояние больного на момент обследования соответствовало нижеприведенному профилю MMPI:

Вопросы: 1. О каком заболевании может идти речь по систематике МКБ-10?

2. К какому типу расстройств мышления по классификации Б.В.Зейгарник можно отнести выявленные с помощью методики «классификация предметов» нарушения?

3. Проинтерпретируйте профиль MMPI пациента. Какой ведущий синдром выявляется на профиле? О чем может свидетельствовать сочетания пиков по 4, 6 и 9 шкалам?

Задача 5. Юрий Ф., 51 год, инвалид 2-й группы. Заболел остро в 19 лет в период службы в армии, был комиссован с диагнозом «шизофрения, параноидная форма», после чего неоднократно лечился в стационаре, в последние годы почти постоянно находится в больнице, светлые промежутки короткие, практически утратил связи с социумом. Жена также психически больная, инвалид 2-й группы, познакомился с ней в больнице, когда еще был молодым. В тот период приступы были не такими частыми, работал на заводе слесарем, а супруга – уборщицей. Нажили ребенка, воспитанием которого, в основном, занималась бабушка – мать больного. После окончания школы мальчик уехал из города и больше не возвращался, отношения с родными не поддерживает. По неуточненным сведениям – здоров, на учете к психиатров не состоит. С женой у пациента часто отмечались конфликты, постоянно ее ревновал, а затем включил ее в свою бредовую систему. Неоднократно угрожал ей убийством, занимался рукоприкладством. По молодости писал стихи, увлекался восточной философией. К 40 годам сформировался стойкий эмоционально-волевой и интеллектуальный дефект. Пациент изобрел особый язык – «гедеон» (произошедший, по-видимому, от названия венгерской фармакологической фирмы «Гедеон Рихтер», производящей нейролептики), на котором он пытался изъясняться, писать стихи и выводить математические формулы. Медицинскому психологу была представлена для анализа продуктов деятельности одна из его тетрадей «стоимостью 190 тыс. руб. $олотом». Ниже приводится в качестве иллюстрации выдержка из его «философского трактата»: …«В чем суть дела контактной теории? – Гедеон – философское правило: «Мысленным взором оговаривать пашню и думать, будет ли на этот урожай вид». Философская выдержка: «Откуда этот лес, откуда вода, откуда эти реки, озера и борьба». Философский закон Гедеон: «Кагор-сарафан Белинского суть научный метод планировка». Отсюда небольшая схема «Стакан»: кривизна Бенбарбон Гедеон – Геde ОН, будет: ориентир-пунктир кашiф Лопатин. Детская схема «Лопатка», сложить столбиком: Муха + Ящер + Кашир + Кропоткин, будет х = euo. Программное управление мозга – Правило: Гедеон, Зегон, Барзар, Которон, Тотсатонон, краedeнинKT, таitмасаратон → стронций 240. Указ № 1 Абзац-5 ««Откуда этот лес, откуда вода, откуда эти реки, озера и борьба». Расшифровка: «Плоскость, определяющая предмет, называется симпоза», «мысль, облаченная в формулу телепатического новшества, называется Герон, импровизатор Камертон»…

Вопросы: 1. Перечислите, какие виды мыслительных и речевых нарушений обнаруживаются у пациента?

2. Дайте им определение и приведите примеры из текста.

3. Какие патопсихологические методики позволяют их обнаружить (укажите 3 из них, наиболее доступных)?

Задача 6. Даниил А., 16 лет, учащийся 10 класса. Обратились родители с просьбой обследовать подростка. У мальчика в течение последних 1,5 лет отмечались приступы тахикардии – учащенного пульса, иногда достигающего в покое до 120-150 ударов в минуту, с одновременным подъемом АД до 180-190/90-100. Неоднократно вызывали скорую помощь, был обследован стационарно. Каких либо органических нарушений в работе сердца не выявлено. Из анамнеза известно, что испытуемый происходит из благополучной семьи, оба родителя – педагоги. Отец страдает ИБС, перенес инфаркт миокарда, недавно была проведена операция аорто-коронарного шунтирования. Мальчик рос здоровым. В 11 лет перенес инфекционный миокардит с благополучным исходом, с учета по данному заболеванию снят. Учится хорошо, старательно. Много времени уделяет подготовке к школьным занятиям, работе за компьютером, редко бывает на свежем воздухе, часто недосыпает. Ответственен, стремится начатую работу доводить до конца с максимально высоким результатом. Имеет огромное желание поступить в университет на программиста, а затем продолжить учебу и работу за рубежом, и уже сейчас активно готовит себя к ЕГЭ. В рейтинге учащихся двух десятых классов занимает третье место. Результаты психодиагностики онлайн: 1. Госпитальная шкала тревоги и депрессии: тревожность – 8, депрессия – 8 б. 2. Шкала тревоги Шихана – 40 б. 3. Шкала депрессии Цунга – 47 б. 4. Шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта: Интегральная шкала перфекционизма = 225. Ориентированный на себя перфекционизм = 83. Ориентированный на других перфекционизм = 68. Социально предписанный перфекционизм = 69 5. СМИЛ: L=42; F=42; K=48 1=88; 2=97; 3=77; 4=65; 5=59; 6=68; 7=90; 8=94; 9=60; 0=71

Вопросы: 1. Оцените результаты психодиагностического исследования и дайте общее предварительное заключение.

2. В чем, по Вашему мнению, заключаются психологические причины сердечных приступов у подростка? Обоснуйте их, исходя из концепции интрапсихического конфликта В.Н.Мясищева.

3. Какие конкретные рекомендации Вы бы дали подростку и родителям?

Задача 7. Петр Н., 52 года, инвалид 3-й группы Направлен на обследование в связи с очередным переосвидетельствованием в МСЭ. Жалобы на снижение памяти, отмечает трудности запоминания, припоминания, стал замечать, что хуже соображает; если занят каким-то делом, то возникают сложности переключения на другое занятие. Из анамнеза: наследственность психопатологически не отягощена, раннее развитие без особенностей. В школе учился средне, служил в армии, закончил ПТУ, работал на химическом заводе, обслуживая электроприборы; женат, имеет 2 детей. В 38 лет в период эпидемии гриппа перенес менингоэнцефалит, осложнившийся большими эпилептическими припадками. Сперва приступы были частыми, но начал принимать противосудорожную терапию и они сократились до 1-2 раз в месяц, возникали, главным образом, после физической нагрузки или переутомления, либо после приема алкоголя. Работу по специальности вынужден был оставить по медицинским противопоказаниям, долго не мог нигде устроиться, в итоге приняли ночным сторожем на базу, где в кампании таких же, как он, неквалифицированных рабочих, стал злоупотреблять алкоголем. На фоне алкоголизаций достаточно быстро изменился фон настроения – появились приступы беспричинной злобы, тоски, агрессии. Эпилептические припадки участились, стали протекать с расстройством сознания. С 46 лет наблюдается психиатрами, в состоянии острого психоза дважды лечился в стационаре. По настоянию супруги прошел процедуру кодирования от алкоголя, наблюдалась устойчивая ремиссия, почти прекратились припадки, но в этот период врачи диагностировали еще и гипертоническую болезнь, возникали кризы с систолическим давлением до 180 -190 мм. рт. ст. Часто жаловался на головные боли, повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти. Два года назад была определена 3 группа инвалидности. Диагноз. Последствие органического поражения ЦНС с умеренно выраженными когнитивными расстройствами, эпилептиформный синдром. F06.8 Медицинский психолог при работе с больным использовала методики «пиктограмм» и «запоминание 10 слов» Пиктограмма больного Петра Н., 52 лет № п/п Понятие Рисунок, объяснение Воспроизведение 1. Веселый праздник Смайлик - улыбка. — «Праздник — это улыбки, когда всем весело» Веселый праздник 2. Тяжелая работа Лопата. - «земляные работы в саду» Тяжелая работа 3. Вкусный ужин «Пицца», — «люблю пиццу, вкусно и питательно» Вкусный ужин 4. Болезнь «Человек в постели», — «Заболел, может при смерти, в реанимации, его спасают врачи» Тяжелая болезнь 5. Печаль Слеза на щеке. «Ребенок плачет, его обидели» Обида 6. Счастье «Не знаю, как изобразить». — «Счастье оно разное бывает, не всем счастье приходит. Пусть будет опять смайлик – улыбка, радость» Радость 7. Любовь «Сердце пронзенное стрелой». Так все любовь изображают. У моего отца была такая татуировка на руке. Любовь 8. Развитие Тоже не знаю, что нарисовать. Развитие кого – ребенка, например, родился на свет, а потом растет, развивается. Или растение какое-нибудь в лесу, например дуб. Он сотни лет растет. — „пусть дуб будет“ Не помню, кажется, растение 9. Разлука „Разлука ты разлука, чужая сторона“ – песня такая есть народная, жалостливая, помню, маленьким был, родители, когда застолье собирали, пели ее. Но как ее нарисовать? Это может быть разлука детей и родителей, вот мой сын старший уехал учиться в Москву, а мы с матерью о нем скучаем»… А что вы мне посоветуете? Рисует двух человечков спиной друг к другу. Тяжелая разлука 10. Обман «Игральные карты». — Шулерство, обман, ложь». Сейчас столько мошенников развелось, с банковских карт деньги воруют Обман 11. Победа «9 мая» - Праздник Победы отмечают 9 мая. Победа 12. Подвиг «Медаль нарисую. Человек подвиг на войне совершает, ему орден или медаль за это дают». Подвиг 13. Вражда «Что такое вражда? Это когда люди любили друг друга или дружили, а потом рассорились, делают друг другу всякие пакости, сплетни распространяют, воюют между собой. Бывает, что враждуют и страны, вот как мы с Америкой. Давайте я нарисую доллар, вражда почти всегда бывает из-за денег. Война 14. Справедливость «Нет на свете справедливости, и правды не добиться, особенно в наше время. Все деньги олигархи себе прикарманили, а народу - шиш». Рисует кукиш. Несправедливость 15. Сомнение «?». — Знак вопроса, человек сомневается, спрашивает. Сомнение 16. Дружба Дружба – это дружба, как еще скажешь. Самая крепкая – мужская, армейская дружба, как в фильмах показывают. Я очень люблю сериал «Братаны», вот там мужики по-настоящему дружат и всех выручают. Я нарисую плечо как опора в дружбе. Дружба Рисунки, иллюстрирующие понятия: Методика А.Р.Лурия «Запоминание 10 слов». Ниже представлена кривая заучивания 10 слов: 0 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 количество воспроизводимых слов число воспроизведений Ряд1

Вопросы: 1. Приведите, как минимум, 3 признака в пиктограмме, специфически свойственные органическому поражению ЦНС.

2. К какому заболеванию, симптоматика которого присутствует в клинической картине болезни у исследуемого пациента, наиболее близка указанная кривая заучивания 10 слов?

3. Какой вариант экзогенного органического синдрома, по Вашему мнению, развивается у больного – лабильный, ригидный или мнестический? Обоснуйте свой ответ.

Задача 8. Маргарита В., 39 лет, технический редактор Раннее развитие больной протекало без особенностей. В школу пошла с 7 лет. Училась хорошо. Много читала, увлекалась современной литературой. Среди сверстников стремилась выделиться своей эрудицией. Закончила филфак университета, два года проработала в школе учителем русского языка и литературы, оставила по причине разочарования в профессии: «этим тупым подросткам бесполезно что-то вдалбливать, учить словесности, им ничего не интересно». Внешне была привлекательна, пользовалась вниманием мужчин, но интерес к себе отбивала «тестированием» ухажеров на знание творчества современных писателей и художников, исходя из принципа, что «главный половой орган у мужчины – его интеллект». По этой причине замуж вышла поздно, в 31 год, сблизившись с коллегой по работе, который уже состоял раньше в браке, и был старшее ее на 12 лет, но «был большой эрудит, прекрасно разбирался в творчестве Кафки, Фолкнера, Джойса, Сорокина и Пелевина». В браке с ним родила дочь. Однако отношения не заладились. Появилась ранее несвойственная больной подозрительность, необоснованные вспышки гнева, которые она выплескивала на мужа и ребенка. Стала подозревать супруга в измене, а потом в сговоре с сослуживцами, которые, якобы, задумали ее убить. Заметила за собой «слежку» на улице, обратила внимание, что прохожие «как-то по-особому между собой перемигиваются», «посылают друг другу сигналы», «передают ее по цепочке». Перестала спать. Появились «голоса в голове» комментирующего и угрожающего характера. Однажды ночью напугала дочь: разбудила ее, заставила одеваться: «нам надо срочно уезжать, спасаться, иначе твой папа нас убьет!». Муж хотел успокоить жену, в ответ она едва не ударила его ножом в грудь. Была вызвана скорая медицинская помощь, и больная госпитализирована в психиатрическое отделение. Диагноз при поступлении: Острое галлюцинаторно-бредовое расстройство. Шизофрения, дебют? Спустя неделю пациентка была направлена к медицинскому психологу на обследование. Больная легко вступила в контакт, однако изначально большой заинтересованности в выполнении заданий не выявила. Держалась претенциозно, исследование восприняла как своеобразный вызов: «На дурочку меня тестировать будете? Что ж, проверяйте!». На первом этапе психологом были предложены методики для исследования процессов мышления. При предъявлении картинок на классификацию предметов пациентка в основном логически правильно формировала группы, сопровождая это многочисленными комментариями. Приводим некоторые из них. 1. «Лиса, собака, свинья.., овца…., рыба, голубь.., вот еще.. лошадь – это, конечно же, все – животные, разные – и дикие, и домашние, но все равно, животные, животный мир. Возьмем, к примеру, лису. Она водится повсеместно, в естественной среде обитания, которая называется фауной. Лисы – они очень хитрые, и, среди представленных здесь животных рыба и голубь могут быть ее добычей, как в русских сказках. Или в басне Крылова «Ворона и Лисица»…(обращается к экспериментатору). А Вы знаете, ведь никакой это не Крылов басню придумал, а Эзоп, древнегреческий поэт такой был, он сперва ее и сочинил. У нас в России всегда так: кто-то на Западе сочинит, а у нас своруют сюжет и выдают за свое, так и получаются Незнайки всякие, Буратины и Волшебники Изумрудного города. Еще говорят, что детей честности надо учить. А у нас вся литература такая продажная…» (экспериментатор возвращает пациентку к выделенной ею группе). «Что еще про них можно сказать? Что общего? Ну, животные…Голова у них у всех есть, конечности! А у рыбы их нет, плавники вместо ног, поэтому ее отсюда надо убрать…». 2. «Самолет, велосипед, секундомер – это все техника. Их объединяет время: чтобы долететь или доехать куда-то, время потребуется. А время состоит из дней, часов, минут и секунд. В часе 60 минут, в минуте 60 секунд, итого 3600 секунд получается. Жизнь – это время, а время надо беречь, каждый час, каждую минуту, а вот секунды трудно сберечь; недаром такое выражение есть: «помни о смерти», «мементо мори», кажется, по-латыни. Сколько кто проживет, не известно, вот моя бабушка прожила 86 лет, а мама в 57 умерла, она от рака скончалась…». В методике «Сравнение понятий» из 7 не сравниваемых понятий испытуемая находит сходство у 3: 1) «волк – луна». Взошла луна, полнолуние, волк воет на луну, что общего? Это час вампиров, оборотней. Помню, фильм такой был американский, триллер, там еще Николсон в главной роли, не помню название. Там такой сюжет: ночью он сбивает машиной волка, выходит посмотреть, а раненый волк его кусает, и потом этот мужчина начинает жить двойной жизнью, становится оборотнем. Днем – преуспевающий бизнесмен, а ночью – зверь, который убивает все живое; 2) «ветер – соль». Это солончаки, такие почвы соленные, полупустынные, ну как в пустыне, там ветер гуляет, выдувает эту соль. На них ничего не растет; 3) «стакан – петух». Конечно, стаканы бывают разные, граненые, круглые, например; в поезде чай всегда в стаканах разносят, а стаканы – в подстаканниках, а на этих подстаканниках часто петуха изображают. Петушок – золотой гребешок! Или Московский кремль (смеется). Я сама видела, в руках такой стакан держала. Чай только у них не всегда хороший, дешевый, в пакетиках. Но когда сильно пить хочешь, или надо согреться – и такой сойдет. Дома я всегда чай в фарфоровом чайнике завариваю. А мама, когда еще жива была, подарила мне чайную грелку в форме петуха, сама сшила…

Вопросы: 1. Оцените уровень процессов обобщения испытуемой (конкретный, функциональный, категориальный).

2. Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью методики «классификация предметов»? Обоснуйте свои доводы.

3. Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью методики «сравнение понятий»? Аргументируйте свой ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: