Цель: формирование у детей основ естественнонаучных понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
• создавать в детском саду и в семье необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развивать познавательные интересы, понятия «живой организм», представления, знания о культурных растениях;
• формировать умения разнообразной деятельности в «детской лаборатории» и становление познавательно-ориентированного взаимодействия с её объектами;
• воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе; самостоятельность; толерантность.
Предполагаемый результат:
• устойчивое проявление доброжелательности к природным объектам;
• заинтересованность и стремление осуществлять позитивное взаимодействие с культурными растениями, создавая необходимые условия для их жизни;
• желание и умение работать в коллективе и самостоятельно;
• умение наблюдать, анализировать, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Сентябрь - Октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Песок и его свойства». | Познакомить детей со свойствами песка: цветом, структурой. | Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». |
Тема 2: «Песочные часы» | Познакомить с песочными часами. | Беседа с детьми: что такое эксперимент, кто проводит эксперименты (учёные). |
Тема 3: «Глина, ее структура и цвет». | Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Тема 4: «Песок и глина – наши помощники!». | Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые. | Просмотр вместе с детьми видеоролика «Свойства глины» https://youtu.be/t3my8Z-tpEc |
Тема 5: «Ветер и песок» | Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком | Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы. |
Тема 6: «Свойства мокрого песка» | Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания. | Анкетирование родителей. Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и поддержании его познавательного интереса. |
Тема 7: «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок» | Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. | Привлечение родителей к созданию картотеки технологических карт проведения экспериментов с песком и глиной |
Тема 8: «Песчаный конус» | Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. | Консультация «Экспериментируем, играя» |
Ноябрь – декабрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Что в пакете?» | Помочь обнаружить воздух | Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме, для проведения опыта «Лодочка» |
Тема 2: «Лодочка» | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы | Памятка: «Эксперименты для детей 5-7 лет» |
Тема 3: «Надувание мыльных пузырей» | Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. | Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми вееров для проведения опытов в группе. |
Тема 4: «Упрямый воздух» | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой. | Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». |
Тема 5: «Воздух содержится в различных предметах». | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | Просмотр кукольного мультфильма «Как Знайка придумал воздушный шар» https://youtu.be/ITyBScYMCKM |
Тема 6: «Муха – цокотуха» | Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. | Консультация «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов». |
Тема 7: «Воздух имеет вес, который зависит от его объема». | Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема. | Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом» https://vk.com/doc42817258_588494924?hash=34ffd01385158037ec&dl=4672ab455595b690a2 |
Тема 8: «Воздух помогает рыбам плавать». | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | Консультация «Занимательные опыты на кухне» |
Январь «Экспериментирование с водой» Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Какая бывает вода?» | Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму | Просмотр с детьми познавательного видеофильма «Вода-это жизнь!» https://youtu.be/RYZ3ocRuM9I |
Тема 2: «С водой и без воды» | Познакомить с некоторыми факторами внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с водой» https://vk.com/doc42817258_588494928?hash=670f106fbbb49e9e42&dl=37c6df3e0d1b01420f |
Тема 3: «Как мы замораживаем воду» | Продолжать расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед), опытным путем доказать, что лед холодный, твердый; выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, «лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной» | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
Тема 4: «Вода не имеет формы» | Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда, в который ее налили. | Привлечение к созданию картотеки технологических карт проведения опытов с водой |
Февраль «Человек». Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Как правильно чистить зубы?» | Дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка. | Консультация «Как предупредить кариес» |
Тема 2: «Наши помощники – глаза» | Познакомить со строение глаза, функцией его частей | Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза» |
Тема 3: «Много ли в легких воздуха» | Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. | Просмотр познавательного видеофильма «Что такое коронавирус?» https://youtu.be/DluUsPMUUTA Памятка «Грипп, ОРВИ, коронавирус» |
Март Экспериментирование «Весёлый огород» Цель:формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Оборудование: семена овощей и цветов, лупа, контейнеры, микроскоп, лейка. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян» | Выявить условия, необходимые для роста и развития растений | Консультация для родителей «Весёлый огород» |
Тема 2: «Узнаем, какая почва?» | Выявить свойства почвы: структура- глинистая, песчаная, чернозем. | Вовлечение родителей для участия в эксперименте (подготовка почвы, контейнеров и семян) |
Тема 3: «Человек и растения». | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. | Изготовление атрибутов для огорода |
Тема 4: «Вода и растения». | Выявить насколько вода необходима для роста растений. Воспитание трудолюбия. | Просмотр мультфильма «Весёлый огород» https://youtu.be/5nOwPX0UVY8 |
Апрель: «Земля и космос» Цель: познакомить с магнитом, некоторыми его свойствами | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Магнит и его свойства» | Познакомить с магнитом, его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | Фотовыставка «Мы фокусники!» |
Тема 2: «Магнитный театр» | Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций. | Совместное создание кукольного театра на магнитах (вырезать любых героев русских народных сказок и с обратном стороны фигурок приклеить металлические пластинки). |
Тема 3: «Какой магнит сильнее?» | Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами. | Привлечение родителей к пополнению мини-лаборатории (Модель Земли-глобус, фонарики, детская энциклопедия) |
Тема 4 «Магнитные свойства Земли. Компас» | Познакомить с тем, что Земля- большой магнит, у которого есть Северный и Южный полюса; сформировать представления о компасе, учить с помощью компаса определять стороны света. | Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас») https://youtu.be/P1Tbebrf39Q https://youtu.be/04vM9OvCnAo |
Май Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления. | ||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Сотрудничество с родителями |
Тема 1: «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований. | Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» |
Тема 2: «Загрязнение почвы» | Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | Озеленение участка |