Сущность и структура социологического знания.
В социологии, как и в любой другой науке основные компоненты знания включают: методологическое знание и средства его получения Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические принципы: учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях. Знание о предмете включает специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные. В социологии применяются частнонаучные методы (опрос, наблюдение и др.)и общенаучные (статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Социологические исследования в зависимости от уровня знания делят на теоретические и эмпирические. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Это соотношение предполагает выявление способов эмпирической проверки теоретических положений, что возможно лишь при условии, если уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом "обратная связь " теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором дальнейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата социологии как науки. Теоретический уровень науки. Таким образом, происходит переход от эмпирической стадии науки к теоретической стадии.
Социологическое знание независимо от его уровня характеризуется двумя функциями: объяснение социальной действительности и ее преобразование. Деление социологии на "теоретическую" и " эмпирическую" связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое). Деление же социологии на "фундаментальную" и "прикладную" связано с поставленными задачами. Если цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии. Если его цель выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии.
Социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование.
Первая стадия - собственно методологическая - связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново.
Вторая стадия - эмпирическая - связана с получением эмпирического знания. Это, прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпирические знания, позволяющие на их основе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические рекомендации.
Третья стадия - теоретическая - связана с получением теоретического знания, построением, например, типологии, формированием и развитием социологических теорий.
Следует различать социологические и социальные исследования. Социологические исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования направлены на изучение форм проявления механизмов действия социальных законов и закономерностей в конкретных формах и условиях: экономических, политических, демографических. Социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук: это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические.
Социальные общности: понятие и типология
Само определение общности базируется на реальной предпосылке: сходство потребностей людей и возникающее на его основе единство интересов, целей, ценностей. Возник вопрос: "почему возникают общности?". Общность может зародиться там и тогда, когда происходит осознание разными людьми единства их интересов. В основе интереса лежит потребность. Потребности людей - единственный внутренний источник их побудительной активности, они лежат в основе наиболее осознанных мотивов. Очень долго существовала гипотеза, о том, что все "нормальные" личности прочно вписаны своими общественными ролями и групповыми статусами в социальную структуру и никуда из "стройных рядов социальной структуры" не выбиваются, удовлетворяют свои потребности в сложившихся сообществах и потому не могут и не хотят создавать новые объединения - общности. Следовательно, формирование новых общностей может формироваться только из выпавших из ее структуры представителей. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям испытывают социально-психологическое напряжение, кризис самосознания, поэтому формируют своеобразный пограничный, со структурно неопределенным социальным состоянием слой (контингент), названный маргинальным.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти ХХ в. основателями Чикагской социологической школы. Наиболее четкие взгляды на маргинальные слои сформулировал К.Маркс, рассматривая проблемы социального деклассирования и его последствий, а М.Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям - революциям и реформам.
Пограничное состояние, когда человек структурно принадлежит какой-то общности, но содержательно не удовлетворен качеством реализации своих интересов, социологи стали называть маргинальностью. Маргиналы находятся в таком объективном состоянии, которое может порождать разнообразные поведенческие реакции. Иногда они составляют "внутреннюю оппозицию", покидая пределы прежней общности, где их значимые потребности и цели оказываются менее достижимыми.
Такая трактовка маргинальности позволяет понять откуда берется "человеческий материал" для строительства новых ассоциаций в стабильных общественных системах. На примере Российского общества "неудовлетворенность" и "выпадение" из структурных общностей носит вынужденный или принудительный характер, т.е. не быть связанной со свободным поиском лучших возможностей, а определяться внешними неблагоприятными обстоятельствами.
Консолидация. Недовольные и озабоченные соединения в новую общность, чтобы достичь своих целей. Но они не объединяли бы свои усилия, если бы могли достичь полноценного удовлетворения в одиночку. Объединение с другими позволяет решить проблему демонстрации (или иллюстрации): социальной силы или функциональной значимости "нужности" обществу. Конечная цель этого стремление достижения власти.
Продвижение в элиту. Итальянский социолог Парето отметил существенную особенность порождения социальной динамики, которую он связывал с появлением новой элиты. Она "прорастает" из нижних слоев, когда эти общности начинают выталкивать "на поверхность" своих представителей. Другой итальянский социолог Моска, связывал общественную динамику с конфликтом внутри элит. Он считал, что новые движения в обществе начинаются тогда, когда возникает борьба в верхних слоях.
Массы и толпы. Однотонное поведение (футбольных фанатов, демонстрантов и т.д.) продиктовано не разумом, а чувствами, т.е. их за собой влечет не осознание общности целей, а ощущение общности эмоций.
Союз эмоций или рационализм? Как бы то ни было, далеко не все массовые или социальные движения объясняются разгулом неосознаваемых страстей или эмоциональным зарождением. Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок Олпорт выдвинул теорию, заключающуюся в том, что новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей, т.е. единства оценок, ценностей, придаваемых значений, стереотипов, которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически обосновал, что в основе зарождения нового массового движения лежит и сходство эмоций, и рациональные предпочтения людей.
Американский социолог Смелзер структурировал теорию конвергенции. В основу объяснительной концепции возникновения новой общности положил не эмоциональные, а рациональные основания. Теория рационального ценностного ориентированного поведения Смелзера позволила не только отразить и интерпретировать этапы формирования общностей, но и воспроизвести логические стадии этого процесса:
1.формирование максимально обобщенных представлений относительно идеалов, целей, задач будущей ассоциации;
2. нагнетание на основе " общего видения" проблемы определенной направленности, в первую очередь за счет предупреждения угроз и выявления "общего врага";
3.взращивание неявного, предварительного туманного верования о принципах действия общности, воспитание предпочтений относительно будущей модели активности (легальной, нелегальной, насильственной, мирной и т.д.);
4.обращение к истории в поисках образцов для заимствования ("казаки","дворяне" и другие " возрожденческие общности");
5.мобилизация для действий: расширение числа сторонников и подготовка их к организации;
6.введение внутреннего социального контроля, т.е. прав и обязанностей, позволяющих требовать, наказывать, поощрять, изгонять, носить символику;
7.вхождение новой массовой организации (встраивание, принятие общественным мнением, узаконивание) в существующие общественные структуры.
Последний этап знаменует врастание новой общности в систему сложившихся общественных связей: образование партии, другой юридически фиксированной организации, институционализация и т.д.
Конструирование общности. Оказалось, что наиболее действенным механизмом консолидации является не единство целей, а наличие общего врага. Общности наиболее легко объединяются не "за", а "против", поэтому первое необходимое условие - обеспечить возможность осознания противника, а не оперировать к общим интересам, целям, ценностям.
Второе практическое условие мобилизации - максимально примитивные и простые, очень привлекательные по содержанию и туманные по подтексту лозунги. Они должны привлекать наибольшее число сторонников, и при этом не поддаваться анализу и контролю (" За великую и могучую Россию"). Формулировка лозунга должна быть такова, чтобы с его "идеей" могли солидизироваться самые разные люди.
Третье действенное условие реализации механизма социальной мобилизации - демонстрация силы. За слабым не идут, социальная мощь общности ассоциируется:
1. с большой массой населения:
2. хорошо отлаженной организацией;
3. функциональной монополией (значимостью);
4. наличием специфических ресурсов влияния (властью).
Четвертое условие мобилизации, необходимое для искусственного "конструирования " общности, это привлекательный харизматический лидер, которому присуществуют исключительные личностные и социальные качества.
Как видим, обязательные элементы теорий социальной мобильности могут быть использованы не только для анализа, но и для конструирования социальных общностей, чем и пользуются политики.