Анализ социально-психологического климата в детском коллективе
Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, социально-психологический климат — это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — отношений, настроений, чувств детей.
Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Основными признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
- хорошее настроение детей в течение всего дня;
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
- доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
- способность детей занять себя интересным делом;
- отсутствие детей-аутсайдеров;
- возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
- информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
- высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
- желание участвовать в коллективной деятельности;
- удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
На основании обозначенных признаков благоприятного психологического климата можно дать ему соответствующую оценку. Выше мы выделили 11 признаков. Следовательно, каждый из них можно оценить по трехбалльной системе: 1— критический уровень; 2 — норма; 3 — оптимальный. В табл. 1 представлены критерии оценки каждого признака.
Оценка социально-психологического климата в группе воспитанников дошкольного учреждения
Признак | Критический уровень 1 балл | Норма — 2 балла | Оптимальный уровень 3 балла | |
Доминирующее настроение детей в течениедня | Преобладают уныние, отрицательный эмоциональный фон, усталость, беспокойство, разочарование в своих возможностях, пассивное отношение к деятельности, отсутствие интересов | Преобладает положительный эмоциональный фон, оптимистический подход к ситуации, как ожидание благоприятного исхода, отсутствие усталости, беспокойства, удовлетворенность своей деятельностью | Устойчивый положительный эмоциональный фон, высокая оценка личностной успешности, активность в деятельности и отношениях, бесконфликтное разрешение возникающих проблем со сверстниками | |
Свободное отправление всех естественных потребностей детей | Дети должны спрашивать разрешения взрослых, не имеют свободного доступа к физкультурным снарядам и спортивному оборудованию | Дети докладывают воспитателю о своих намерениях и свободно отправляют свои естественные потребности, доступ к физкультурному оборудованию и спортинвентарю ограничен | Дети свободно отправляют свои естественные потребности, не нарушая установленных правил поведения, имеют свободный доступ к физкультурному оборудованию, могут самостоятельно играть на спортивной площадке. Безопасность обеспечена | |
Доброжелательность в отношениях | Преобладают вульгаризированные обращения с использованием прозвищ или только фамилии, дети демонстрируют жадность, неуступчивость, подозрительность в отношении друг друга, смеются над промахами товарища | Дети проявляют явные признаки симпатии в отношении друг друга, преимущественно называют друг друга по именам, при использовании фамилии называют также имя, положительно оценивают работы товарища, делятся игрушками, лакомствами, в основной массе уступчивы | Дети называют друг друга исключительно по имени, часто употребляют уменьшительно-ласкательные формы обращения (напр.,Танечка), охотно принимают сверстников в свои игры, способны к содействию, сдержанны в критической оценке поведения товарища, участливы и готовы к помощи. Группа детей достаточно сплоченна | |
Способность детей занять себя интересным делом | Дети неспособны к длительной самостоятельной деятельности, их интересы неустойчивы, поверхностны, не закончив одного дела, переходят к другому, нуждаются в лидере, «заводиле | В «свободное» время дети достаточно быстро объединяются для совместных игр, способны к длительному сосредоточению, имеют устойчивые индивидуальные интересы | У детей сложились микрогруппы по интересам, они способны к самостоятельной организации деятельности и длительному сосредоточению на ней | |
Отсутствие аутсайдеров | Имеются обособленные группы детей, не допускающие к себе других, и аутсайдеры | Группы свободно комплектуются в зависимости от конкретных интересов и вида деятельности. Могут быть аутсайдеры эпизодические, т.е. по конкретному виду деятельности, но ребенок быстро находит себе группу | Аутсайдеров нет, группа как единый сплоченный коллектив, межличностные связи детей многосторонние | |
Возможность уединения и отдыха | Такой возможности нет. Даже если для этого созданы условия, то мешают другие дети | Созданы условия и введены правила для детей, которые в целом соблюдаются | Условия для уединения и отдыха созданы, правила введены, но дети редко используют эту возможность в связи с тем, что не нуждаются в уединении и отдыхе от других | |
Отсутствие давления и манипулирования со стороны взрослых | Каждый день пребывания детей в детском саду жестко регламентирован и расписан по минутам. Соотношение времени свободной и организованной деятельности детей нерационально. Преобладают авторитарные методы руководства детским коллективом, которые не всегда обоснованны. Воспитанник — объект педагогического воздействия | Режим дня рационален, предусмотрено достаточно времени для свободного общения и деятельности детей. Авторитарные методы руководства обоснованны. В образовательном процессе имеет место субъект-субъектное взаимодействие взрослого и ребенка. Педагоги тяготеют к партнерскому стилю общения | Организация жизнедеятельности детей соответствует принципам «гибкого» режима. Ребенок — субъект выбора и волеизъявления. В межличностном взаимодействии преобладает партнерский стиль. В педагогическом процессе взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиции субъект-субъектного взаимодействия. Педагоги четко ориентированы на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития каждого воспитанника | |
Информированность детей о том, чем они будут заниматься в течение дня | Отсутствует правило сообщать и напоминать детям программу дня и главные ее цели | Детям сообщают программу деятельности, но не всегда обозначают ее цели. Рефлексия деятельности в конце дня организуется не всегда | Дети информированы о том, чем будут заниматься, не только устно, но и наглядно. Им предоставляется возможность оценить себя после каждого вида деятельности. В конце дня организуется рефлексия «прожитого», «строятся» и обсуждаются планы следующего дня | |
Высокая степень эмоциональной включенности в ситуациях, вызывающих фрустрацию у товарищей | Дети в большинстве равнодушны к проблемам товарища, сопереживания не проявляют, могут дразнить или выражать свое превосходство над теми, кто не успешен | Дети в своем большинстве способны сочувствовать, утешать товарища, по возможности содействуют ему, стремятся чем-нибудь порадовать | Дети принимают близко к сердцу неудачи товарища, помогают ему, интересуются его успехами, не злорадствуют | |
Желание участвовать в коллективной деятельности | Выражено крайне слабо. Дети предпочитают быть «наедине с собой» или быть с кем-либо в паре | Дети с удовольствием принимают участие в коллективной деятельности | Дети стремятся к коллективным играм, самостоятельно организуют коллективные игры, вовлекая в них большое число участников, любят соревноваться командами | |
Удовлетворенность детей своим дошкольным учреждением и принадлежностью к данной возрастной группе | Дети предпочитают связи в семейном кругу. Критически относятся к большинству сверстников. Не замечают их положительных сторон. Не стремятся что-либо узнать друг о друге. Посещение детского сада воспринимают как вынужденное | Дети в целом удовлетворены своей принадлежностью к данному детскому сообществу. Активно интересуются сверстниками, в основном характеризуют их с положительной стороны. Охотно посещают детский сад | Дети проявляют симпатию и любовь друг к другу, удовлетворены своей принадлежностью к данному детскому сообществу. Скучают по сверстникам, охотно посещают детский сад, охотно и много положительного рассказывают о нем | |
Итого баллов | ||||
Оценка | От 11 до 18 баллов критический уровень социально-психологического климата | От 18 до 26 баллов норма | От 26 до 33 баллов уровень социально-психологического климата оптимальный | |
Это самый простой анализ психологического климата в возрастной группе воспитанников дошкольного учреждения. Разумеется, абсолютно точной оценки он не дает, так как по большей части основан на наблюдении и фиксации имеющегося психического состояния. Проследить динамику психологического климата, возникновение, развитие и исчезновение его переменных с помощью предложенного выше метода затруднительно. Необходимо сделать несколько срезов. Но тем не менее по результатам подобного анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной возрастной группе и определить пути и средства его возможной коррекции.