ПРОГРАММА
По коррекции нарушений у детей дошкольного возраста в эмоционально-волевой сфере
(тревожность)
I. Пояснительная записка
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.
Цель программы: коррекция тревожности и преодоление страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Снизить тревожность.
2. Усилить “ Я” ребёнка.
3. Актуализировать чувство страха.
4. Повысить психический тонус ребёнка.
5. Осуществить контроль над объектом страха.
6. Повысить уверенность в себе.
Периодичность: 1 раз в неделю в течение 6 месяцев. Длительность занятия – 30 минут.
Планируемый результат:
· повышение уверенности в себе;
· снижение тревожности;
· снижение количества страхов;
· улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Методы и техники:
§ Релаксация.
§ Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
§ Концентрация.
§ Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
§ Функциональная музыка.
§ Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
§ Игротерапия.
§ Телесная терапия.
§ Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
§ Арт-терапия.
§ Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Структура занятия:
-Ритуал приветствия – 2 минуты.
- Разминка - 5 минут.
- Коррекционно-развивающий этап - 16 минут
- Подведение итогов- 5 минут.
- Ритуал прощания – 2 минуты.
11. Тематический план занятий
№№ | месяц | Цель, задачи | Содержание |
ноябрь | Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. | 1. Росточек под солнцем 2. Доброе утро… 3. Что я люблю 4. Качели 5. Угадай по голосу 6. Лягушки на болоте 7. Художники – натуралисты | |
Раскрытие своего “Я”. Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. | 1. Росточек под солнцем 2. Узнай по голосу 3. Моё имя 4. Разведчики 5. Рисование самого себя. 6. Доверяющее падение” 7. Горячие ладошки | ||
Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | 1. Росточек под солнцем 2. Возьми и передай 3. Неваляшка 4. Превращения 5. Рисование на тему «Моё настроение» 6. Пружинки | ||
Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. | 1. Росточек под солнцем 2. Злые и добрые кошки 3. На что похоже моё настроение? 4. Ласковый мелок 5. Угадай что спрятано в песке 6. Рисование на тему “ Автопортрет” 7. Горячие ладошки | ||
декабрь | Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка | 1. Росточек под солнцем 2. Петушиные бои 3. Расскажи свой страх 4. Чего я боялся, когда был маленьким 5. Чужие рисунки 6. Дом ужасов 7. Горячие ладошки | |
Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. | 1. Росточек под солнцем 2. Смелые ребята 3. Азбука страхов 4. Страшная сказка по кругу 5. На лесной полянке 6. Прогони Бабу – Ягу 7. Я тебя не боюсь 8. Горячие ладошки | ||
Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе | 1. Росточек под солнцем 2. За что меня любит мама…папа…сестра 3. Лягушки на болоте 4. Неопределённые фигуры 5. Тропинка 6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес” 7. Доверяющее падение 8. Горячие ладошки | ||
Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. | 1. Росточек под солнцем 2. Сказочная шкатулка 3. Конкурс боюсек 4. Принц и принцесса 5. Придумай весёлый конец 6. Волшебные зеркала 7. Горячие ладошки | ||
январь | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия | 1. Росточек под солнцем 2. Путаница 3. Кораблик” 4. Кони и всадники 5. Волшебный сон 6. Рисуем, что увидели во сне. 7. Волшебники 8. Горячие ладошки | |
Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. | 1. Росточек под солнцем 2. Неоконченные предложения 3. Баба- Яга 4. Комплименты 5. В лучах солнышка 6. Солнце в ладошке 7. Горячие ладошки | ||
Снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. | 1. Росточек под солнцем 2. Веселые путешественники 3. Кораблик 4. Избавление от тревог | ||
февраль | Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия | 1. Росточек под солнцем 2. Кенгуру 3. Добрый – злой, веселый – грустный 4. Ау! 5. Горячие ладошки | |
Снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. | 1. Росточек под солнцем 2. Охотник и заяц 3. Коробка переживаний 4. Я сильный – я слабый 5. Шарик 6. Горячие ладошки | ||
Снижение уровня личностной тревожности | 1. Росточек под солнцем 2. Апельсин (или Лимон) 3. Дудочка 4. Достань звезду | ||
Снятие мышечных зажимов. | 1. Деревья 2. Щенок отряхивается 3. Любопытная Варвара 4. Чего я боялся, когда был маленьким 5. Драка 6. Дождь в лесу | ||
март | Снижение уровня личностной тревожности | 1. Деревья 2. Дудочка 3. Апельсин (или Лимон) 4. Коробка переживаний 5. Тихое озеро | |
Снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия | 1. Деревья 2. Подарок под елкой 3. Мартышки 4. Солнышко 5. Ласковые лапки 6. Порхание бабочки» | ||
коррекция страхов, тревожности. | 1. Деревья 2. Дружба начинаешься с улыбки 3. Смелый разведчик 4. В темной норе 5. Рисование страха 6. Цветок | ||
Дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация | 1. Деревья 2. Кто притаился в темноте 3. Пещера страхов 4. Смелый зайка 5. Водопад | ||
апрель | Коррекция тревожности, развитие эмоциональной сфер | 1. Деревья 2. Зайка – трусишка 3. Сказка о страхе 4. Превращаемся в страшных 5. Ночные звуки 6. Дождь в лесу | |
Развитие и гармонизация эмоциональной сферы. | 1. Росточек под солнцем 2. Лисенок боится 3. Муха-Цокотуха 4. Полет высоко в небо | ||
Отреагирование страха | 1. Росточек под солнцем 2. Собака лает и хватает за пятки 3. Страх 4. Приветик, зайчик! 5. Лодка 6. Цветок | ||
Снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия | 1. Росточек под солнцем 2. Космонавты 3. Момент отчаяния 4. Потерялся! 5. Сказка о страхе 6. Достань звезду | ||
Освобождение от отрицательных эмоций | 1. Росточек под солнцем 2. Неоконченные предложения 3. Баба- Яга 4. Комплименты 5. В лучах солнышка 6. Солнце в ладошке 7. Горячие ладошки |
Литература
1. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
2. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
3. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22
4. Интернет – ресурс: https://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/588-programma-qkorrekcziya-straxov-i-trevozhnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrastaq?start=3
Составила педагог – психолог С.Н.Попова