Личностные особенности, профессиональные умения психолога |
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних |
Задание 2. Изучите должностные обязанности педагога-психолога. Охарактеризуйте основные направления работы педагога-психолога с различными субъектами педагогического коллектива (в виде таблицы №2).
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с членами педагогического коллектива |
Должностные обязанности. Проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем.
Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы. Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующих развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и молодежи. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, в работе комиссий по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.
Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).
Задание 3. Изучите разновидности психологической профессии: психолог-исследователь, психолог-наставник, психолог-практик, психолог-преподаватель.
«РАЗНОВИДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ»
Исследователь | Прикладник | Практик | Преподаватель | |
Задачи деятельности | Понимание и объ-яснение психи-ческих явлений, овладение зако-нами развития и функционирования психического | Применение пси-хологических за-кономерностей для развития и успеш-ного функциони-рования той или иной сферы соци-альных отноше-ний. Овладение за-конами функцио-нирования психи-ки в определенной общественно-по-лезной деятель-ности (инжене-рной, управлен-ческойи др.) | Решение акту-альных для чело-века и группы лю-дей проблем пси-хологического раз-вития и функцио-нирования в опре-деленных усло-виях | Передача суммы профессиональ-ных знаний, уме-ний и навыков, трансляция лич-ного опыта и лич-ных смыслов, по-могающих уче-нику самоопре-деляться в мире профессиональ-ных ценностей |
Методы | Наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, интервью, тестирование, математическое моделирование, статистическая обработка данных | Проектирование среды жизне-деятельности на основе психологи-ческих принципов, психодиагностика, психологическое обучение и организационное консультирование | Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика, обучение и психо-терапия | Традиционные и современные тех-нологии психоло-гического образо-вания и транс-ляции личного опыта |
Наименование объекта | Индивид Испытуемый Респондент Субъект Человек | Клиент | Клиент Пациент | Ученик Коллега |
Необхо димые знания | Научная психо-логия гумани-тарного и ес-тественного- науч-ного направлений, методология и методы научного исследования, ма-тематика, логика, биологические на-уки, широкое гу-манитарное обра-зование | Знание соот-ветствующих от-раслей научной психологии, навы-ки математичес-кого и научного моделирования, проектирования исследования, знание психо-техник диагнос-тического и воздействующего характера, навыки обучения | Широкое акаде-мическое образо-вание, научная и практическая пси-хология, исследо-вательские навы-ки, знание психо-техник диагности-ческого и воз-действующего ха-рактера | Глубокие и разносторонние научные познания (в психологии и смежных гумма-нитарных и биоло-гических отрас-лях), общекуль-турная образован-ность, знания в области риторики и психотехник воздействия |
Требования к личности специалиста | Дисциплинированность, старатель-ность, тщатель-ность, высокая социальная ответ-ственность, струк-турированное, раз-витое мышление; научная интуиция; гибкость ума, ин-терес к познанию закономерностей и принципов, объек-тивность | Гибкость и острота ума, наблюдатель-ность, общитель-ность, открытость, склонность к со-трудничеству, раз-витые аналити-ческие способнос-ти, рефлексивные способности | Гибкость и ос-трота ума, наблю-дательность, об-щительность, от-крытость, склон-ность к сотруд-ничеству и эмпа-тии, развитая мо-тивация помощи, интуиция, рефлек-сивные способ-ности | Развитое поня-тийное мышление, артистизм, вы-сокая коммуни-кативная куль-тура, эмоциональ-ная открытость, развитая педагоги-ческая мотивация |
Субъективная привлекательность деятельности | Возможность са-мореализации для человека, склон-ного к объектив-ному познанию мира, других лю-дей и самого себя | Возможность са-мореализации для человека, склон-ного к практи-ческой деятель-ности, облада-ющего задатками менеджера и ин-тересом к внут-реннему миру дру-гих людей и свое-му собственному | Возможность са-мореализации для человека, склон-ного к практи-ческой деятель-ности, облада-ющего выражен-ной мотивацией помощи, заинтере-сованного в соб-ственном лич-ностном росте | Возможность са-мореализации для человека с выра-женными демонс-тративными чер-тами характера и научно-педагоги-ческим складом ума |
Сфера применения профессиональных знаний и умений | Научно-исследо-вательские учреж-дения академичес-кого и ведомствен-ного подчинения, университеты | Сфера произ-водства, управле-ния, средства мас-совой коммуника-ции, социальная сфера | Психологические центры, консультации, частная практика | Высшие и средние специальные учебные заведения |
Заинтересованность общества в специалисте | Общество заинтересовано в получении инфор-мации, важной для понимания и уп-равления челове-ческим поведе-нием в различных социально значи-мых ситуациях | Психологическое обеспечение раз-личных сфер со-циальной жизни общества и конк-ретного человека | Оказание помощи людям, находя-щимся в трудной жизненной ситу-ации | Формирование профессиональной культуры, сис-тематизация зна-ний, подготовка специалистов |
Критерии эффективности | Знания, обеспечи-вающие прогноз и возможность уп-равления челове-ческим поведе-нием | Эффективная Дея-тельность человека в определенной сфере социальной жизни | Адаптация чело-века в трудной жизненной ситуа-ции, высвобож-дение психических ресурсов для раз-вития творчества | Подготовка вы-сокопрофессио-нальных специ-алистов |
Задание 4. Изучите основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога. Какие рекомендации можно дать начинающему психологу в школе?