Водоснабжение Наукограда Королёв осуществляется из поверхностных и подземных источников. Общее водопотребление города составляет около 90,0 тыс. куб. м/сутки. Протяжённость водопроводной сети городского округа Королёв составляет около 314 км. Централизованной системой водоснабжения охвачено около 98 % территории города.
При этом, несмотря на наличие шести ступеней очистки, сохраняются случаи несоответствия качества питьевой воды нормативным показателям. Дефицит питьевой воды в отдельных микрорайонах около 50 % существующих водопроводных сетей. Средний процент износа водопроводной сети составляет около 50 %.
Стратегия предусматривает окончательное решение проблем качества воды, развитие системы водоснабжения и снижение износа. Предусматривается 100%-е обеспечение централизованным водоснабжением существующих и планируемых объектов капитального строительства, включая проведение мероприятий по их реконструкции со строительством станций обезжелезивания воды и ремонтом или перебуриванием артезианских скважин, исчерпавших срок амортизации. Будет реализована система водосберегающих мероприятий, включая учёт расхода воды, использование оборотных систем водоснабжения и дождевых очищенных стоков на поливочные нужды, создание систем технического водоснабжения из поверхностных источников. Планируется уточнение трасс и диаметров планируемой водопроводной сети и мест размещения повысительных установок и резервуаров.
Водоотведение. Наукоград Королёв имеет единую систему бытовых и производственных стоков, охватывающую жилой фонд и предприятия всех районов и микрорайонов городского округа. Сточные воды ряда промпредприятий проходят локальную очистку перед сбросом в городскую систему водоотведения. Полная биологическая очистка проводится на Щёлковских межрайонных очистных сооружениях. Централизованным водоотведением обеспечено 98% жилого фонда. Общее количество сточных вод, поступающих от городского округа Королёв, составляет 80,9 тыс. куб. м/сутки. Общая протяжённость городских сетей водоотведения, находящихся на балансе ОАО «Водоканал», составляет 249,3 км. Расчётное водоотведение города к 2022 году составит 105000 тыс. куб. м/сутки.
Вместе с тем отсутствует возможность эффективно обработать дополнительное количество стоков, а также отключать часть сооружений на требуемую реконструкцию. Износ сетей водоотведения на территории микрорайона Юбилейный составляет более 80%. Дефицит водоотведения в отдельных микрорайонах городского округа возникает вследствие неполного охвата жилой и общественной застройки системой централизованного водоотведения и большим износом существующих сетей водоотведения.
В рамках настоящей стратегии предлагается:
- сохранение системы передачи стоков на межрайонные Щёлковские очистные сооружения с реконструкцией существующей системы водоотведения;
- приступить к разработке проекта собственных городских очистных сооружений на полную расчётную производительность 100 - 110 тыс. куб. м/сутки. Площадка для строительства очистных сооружений - район Болшево;
- после ввода городских очистных сооружений на полную мощность следует обеспечить передачу всех стоков на городские очистные сооружения, сохранив межрайонный самотёчный коллектор;
- провести реконструкцию городских канализационных напорных станций с прокладкой от них новых напорных коллекторов.
Теплоснабжение городского округа Королёв осуществляется как от централизованных, так и децентрализованных источников. На территории города находится 5 котельных установленной мощностью более 100 Гкал/час, 9 котельных установленной мощностью от 10 до 100 Гкал/час и 13 котельных установленной мощностью менее 10 Гкал/час. Тепловая нагрузка составляет – 996,58 Гкал/час. Основным топливом для источников тепла является природный газ, резервным – мазут. Транспортировка тепловой энергии от централизованных источников до потребителей осуществляется по магистральным и распределительным сетям.
Проблемы теплоснабжения:
- резервное топливное хозяйство на ряде котельных находится в аварийном состоянии;
- теплоэнергетическое хозяйство характеризуется высоким износом оборудования и сетей;
- суммарный дефицит тепловой мощности на 9-ти котельных города составляет порядка 100 Гкал/час.
В рамках настоящей стратегии необходимо следующее:
- модернизация, реконструкция и новое строительство генерирующих мощностей;
- повышение надёжности системы теплоснабжения путём объединения зон действия источников;
- реконструкция с модернизацией оборудования источников тепла, в том числе с заменой основного и вспомогательного оборудования, выработавшего свой ресурс;
- перевести «открытые» системы теплоснабжения на «закрытые»;
- проведение работ по замене изношенных тепловых сетей (средний износ порядка 75-80%) с использованием труб в пенополиуретановой изоляции, а также по установке приборов учёта тепловой энергии;
- объединение зон действия котельных путём строительства перемычек между тепловыми сетями, реконструкция с модернизацией оборудования;
- проведение реконструкции существующих источников централизованного теплоснабжения с модернизацией оборудования и увеличением мощности;
- для объектов, находящихся вне зоны действия существующих централизованных систем теплоснабжения, предлагается строительство отдельно стоящих котельных;
- теплоснабжение малоэтажной многоквартирной застройки организовать, как централизовано, так и от поквартирных газовых теплогенераторов;
- для индивидуальных жилых домов применять теплогенераторы, устанавливаемые в каждом доме, работающие на природном газе в автоматическом режиме;
- теплоснабжение объектов производственного и коммунально-складского назначения, обеспечивать преимущественно от реконструируемых существующих источников тепла: промышленных котельных;
- реализовать комплекс теплосберегающих мероприятий.
Газоснабжение
Источником газоснабжения города является распределительный газопровод, проложенный от контрольно-распределительного пункта № 15 до головного газорегуляторного пункта «Пождепо».
По газопроводам высокого и среднего давлений город снабжается природным газом. Природный газ поступает на отопительные котельные и объекты газоснабжения: газорегуляторные пункты, шкафные газорегуляторные пункты. Газ высокого давления подается на промышленные предприятия и к котельным. Почти все котельные городского округа Королёв обеспечены природным газом.
Потребителями газа высокого давления являются котельные и предприятия, низкого - жилищно-коммунальная застройка. Система газоснабжения многоступенчатая, с транспортировкой газа высокого, среднего и низкого давлений. Газопроводы находятся в удовлетворительном состоянии. Система газоснабжения городского округа надежна.
Планируется строительство газопровода высокого давления вблизи ул. Лесная, г. Королёв, протяжённостью 1,13 км, а также планируется строительство газорегуляторного пункта вблизи ул. Тихонравова.
Природным газом намечено обеспечить всех потребителей – сохраняемую и новую жилую застройку, а также отопительные и промышленные котельные.
Электроснабжение. Потребители города получают электроэнергию от восьми питающих центров Московской энергосистемы. Общая установленная мощность трансформаторов на центрах питания, расположенных в границах городского округа и снабжающих кварталы городской застройки, 821,5 МВА. Градообразующее предприятие ЗАО «Тепло РКК «Энергия», в числе других, исполняет функции по производству, передаче и распределению электрической энергии. Все действующие линии электропередачи имеют охранную зону, предназначенную для обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации линии электропередачи. Состояние электросетевого хозяйства городского округа оценивается как удовлетворительное, пригодное для дальнейшей эксплуатации.
Вместе с тем существующая схема питающей сети 10 кВ от ПС-110 кВ «Костино» не везде соответствует требованиям надёжности потребителей I и II категории. Для обеспечения надёжности электроснабжения потребителей и исключения перегрузок требуется реконструкция сети 110 кВ и строительство новых связей между центрами питания.
В рамках реализации настоящей стратегии планируется также решить задачи:
- создание механизмов стимулирования энергосбережения, повышения энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, учреждениях бюджетной сферы и организациях с участием муниципального образования, в сфере уличного освещения и в промышленном секторе;
- организация мониторинга и управления процессами энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием ГИС «Энергоэффективность» и Региональной информационной системы Московской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- создание и апробация технологий краудсорсинга с созданием концепции «открытой энергетики» города с установлением тарифов населением;
- внедрение технологий Интернет вещей для энергооборудования;
- развитие направления умной бытовой техники как продукции для космоса, экспорта и умного города;
- создание библиотеки инвестиционных проектов «Энергетика и энергосбережение» для развития проектного финансирования.
Реализация перечисленных мер обеспечит:
- снижение удельных расходов в многоквартирных домах, в системе коммунальной инфраструктуры, на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, в системах уличного освещения;
- долю потерь тепловой энергии при её передаче в общем объёме переданной тепловой энергии не более 10 %;
- долю потерь воды при её передаче в общем объёме переданной воды не более 10%.