ü Семинарское занятие № 8. «Введение в профессиональную этику» (2 часа)
Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основах профессионально-этического знания.
Вопросы для подготовки:
1. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности.
2. Выделение профессиональной этики в системе этического знания.
3. Принципы профессиональной этики.
4. Разновидности профессиональной этики.
5. Кодексы профессиональной этики.
Обязательная литература:
1. Протанская Е.С. Профессиональная этика.: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Алетейя, 2003.
Страницы: вопрос 1. – стр. 31-32; вопрос 2. – стр. 2-5.
2. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет: учебник / А.А. Солоницына. – Владивосток. – Изд-во Дальневосточного университета, 2005. – 200 с.
Страницы: вопрос 3. – стр. 12-13; вопрос 4. – стр. 16-18; вопрос 5. – стр. 18-20.
3. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с.
Страницы: вопрос 1. – стр. 8-12.
ü Семинарское занятие № 9. «Профессиональная этика практического психолога» (2 часа)
Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основах профессиональной этики практикующего психолога.
Вопросы для подготовки:
1. Уровни рассмотрения этических проблем в практической психологии: правовой, моральный и нравственный. Этические противоречия (парадоксы) в психологии.
2. Образ идеального психолога. Типология современного психолога.
3. Понятие профессиограммы, ее виды и структура. Понятие психограммы; психограмма профессии психолога и его профессионально-важные качества.
4. Этический кодекс практического психолога (Американская ассоциация психологов).
5. Этические проблемы и соблазны практического психолога.
!!! Обязательное для выполнения задание: конспектирование статьи «Этические стандарты психолога»: // Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161. (интернет-ресурс https://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905158.htm).
Обязательная литература:
1. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / Н.С. Пряжников В. И. Бачков, И. Б. Гриншпун. / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — 3-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 464 с. (интернет-ресурс https://www.razlib.ru/psihologija/vvedenie_v_professiyu_psiholog/p3.php#metkadoc15).
Главы: вопрос 1. - глава 3: § 1, § 2 и § 5; вопрос 5. - § 4.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003. – 336 с.
Страницы: вопрос 3. – глава «Профессиональное описание профессиональной деятельности»; глава «Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога».
3. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с.
Страницы: вопрос 1. – стр. 8-12; вопрос 2. – стр. 28-29; вопрос 3. – стр. 30-31; вопрос 4. – стр. 31-36.
ü Семинарское занятие № 10. «Основные этические проблемы психологического консультирования» (2 часа)
Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основных этических принципах и проблемах психоконсультативной практики.
Вопросы для подготовки:
1. Проблемы и противоречия в реализации этических проблем в консультативной практике.
2. Уровни конфиденциальности в психологическом консультировании.
3. Этические основы беседы в процессе психоконсультирования.
4. Этика взаимоотношений с различными группами клиентов.
Обязательная литература:
1. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с.
Страницы: вопрос 1. – 37-39; вопрос 2. – 39-41; вопрос 3. – см. скинутый файл «Для семинара № 9»; вопрос 4. – стр. 51-54.
ü Семинарское занятие № 11. «Профессионально-этические принципы психодиагностической работы психолога» (2 часа)
Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основных профессионально-этических принципах диагностической работы психолога - практика.
Вопросы для подготовки:
1. Общие этические принципы психодиагностического обследования.
2. Профессионально-этические принципы психолога – диагноста (принцип специальной подготовки лиц, использующих психодиагностические методики (квалификация), принцип личной ответственности, принцип ограниченного распространения психодиагностических методик).
3. Профессионально-этические принципы, реализуемые в отношении обследуемого (принцип обеспечения суверенных прав личности (тайна личности), принцип объективности, принцип конфиденциальности, принцип психопрофилактического изложения результатов исследования).
Обязательная литература:
1. Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с.
Страницы: вопрос 1 - 3 – стр. 42-51.
2. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / под редакцией М.К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил.
Страницы: вопрос 2 - 3 – стр. 255-268.
ü Семинарское занятие № 12. «Этические проблемы психотерапии» (2 часа)
Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основах этической стороны психотерапевтического процесса.
Вопросы для подготовки:
1. Перенос в психотерапевтическом процессе как этическая проблема.
2. Этический аспект работы с личностью в психотерапии.
3. Этическая сторона самораскрытия психотерапевта.
4. Нетрадиционные методы работы в психотерапии.
Обязательная литература:
1. Рычкова О.В. Биоэтика в медицине и клинической психологии: Учебное пособие. – Белгород, 2005. – 299 с.
Страницы: вопрос 1 - 4 – стр. 24-32 (часть 3).
ü Семинарское занятие № 13. «Этические проблемы психиатрии и наркологии» (2 часа)
Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основах этической стороны психиатрии и наркологии.
Вопросы для подготовки:
1. Отношение к психически больным в разные периоды истории.
2. Права психически больных, их этическое и законодательное обеспечение.
3. Этические проблемы при работе с наркологическими пациентами.
Обязательная литература:
1. Рычкова О.В. Биоэтика в медицине и клинической психологии: Учебное пособие. – Белгород, 2005. – 299 с.
Страницы: вопрос 1 - 3 – стр. 1-16 (часть 3).
ü Семинарское занятие № 14. (2 часа)
Цель: формирование умения применять полученные теоретические и практические знания на практике.
Содержание занятия: проверка самостоятельной работы по курсу, просмотр полнометражного фильма с дальнейшим написанием отзыва-рассуждения с использованием терминологии и теоретических положений, изученных в рамках курса.
ü Семинарское занятие № 15. «Итоговое занятие» (2 часа)
Цель: проверка итоговых теоретических знаний студентов по курсу «Профессиональная этика»
Содержание занятия: ответы на вопросы / тестовый контроль.