Риски - это возможность получения результата, отличного от ожидаемого, неблагоприятного развития ситуации или получения потерь в ходе выполнения определенной деятельности.
В целом по результатам анализа риски можно считать «низкими». Следует отметить, что наиболее серьезными для проекта являются риски начала бизнеса и коммерческие риски.
Сначала опишем неэкономические риски. К таким рискам относятся:
. Административные риски.
Самые существенные риски - изменение роли районов. К примеру, глобальная реконструкция парка, перенос городских праздников на другую площадку, запрещение какой-либо деятельности на территории. Расположение ночного клуба обосновывалось и привязывалось к окружающему пространству. Изменение окружения способно негативно повлиять на работу и посещение ночного клуба.
Подобные риски выявляются анализом СМИ.
Могут быть не выявлены.
. Риски изменений конфигурации города.
Та же методика, что и по административным рискам. Перестройка улиц, перемещение торговых зон, ликвидация крупных предприятий, строительство очень крупных объектов - все, что может повлиять на местность в исследуемой точке.
. Природные риски
Частично выявляется на местности, частично - анализом СМИ и расспросом местного населения.
Может быть угроза подтопления территории, просачивание грунтовых вод, пыльные бури, снежные заносы и т.п.
Теперь перечислим возможные экономические риски для проекта ночного клуба:
1. Изменение цены среднего чека.
Уменьшение цены сбыта примерно на 10% (17%) обращает не дисконтированный доход в ноль при ставке дисконта 30% (22%).
Так как в варианте цены среднего чека, на которую опирались в расчетах по проекту ночного клуба ООО «Виктория» есть задел для уменьшения себестоимости за счет снижения цен на сырье, а также за счет введения в меню клуба наиболее прибыльных блюд и исключения из него блюд и напитков с низкой прибыльностью, то ООО «Виктория» может позволить себе снизить цену среднего чека до 9%, но не более. В целом на данный момент цена среднего чека соответствует цене среднего чека конкурентов и учитывая его позиционирование не следует понижать цены.
2. Изменение посещаемости ночного клуба ООО «Виктория» (оборачиваемости) в меньшую сторону.
Изменение посещаемости ночного клуба ООО «Виктория» (оборачиваемости) в меньшую сторону имеет такой же показатель как и изменение цены среднего чека. Ночной клуб ООО «Виктория» может позволить себе снижение посещаемости не более, чем на 9% от базового запланированного уровня.
3. Изменение размера платы за аренду как ключевого показателя общих издержек.
Проекту ночного клуба ООО «Виктория» допускается увеличение платы за аренду помещения не более, чем на 31,8% при ставке дисконта 30%. Если опираться на расчетную цену аренды помещения получается, что максимально возможная цена за метр арендуемого помещеня для эффективной деятельности ООО «Виктория» должна быть ниже 1350 рублей за метр в месяц. Либо при сохранении текущей цены площадь арендуемого помещения не должна вырасти больше 1350 метров кв.
В мировой инвестиционной практике под проекты обычно создается денежный резерв в размере порядка 20-25% от размера требуемого финансирования проекта для покрытия непредвиденных расходов.
Проведенные расчеты рисков и зависимостей от изменения базовых показателей по проекту ночного клуба ООО «Виктория» показали, что проекту рекомендуется иметь резерв денежных средств в размере 10-15% для покрытия возможных изменений базовых показателей.
То, что процент возможных рисков ниже, чем в общей практике обзначает, что по проекту высокая эффективность.
Однако даже при привлечение денежного резерва в размере 10-15% обязательно необходимо отслеживать посещение клуба, размер среднего чека в клубе.
Также важно обратить внимание на распределение арендной площади, чтобы в дальнейшем не потребовалось ее расширение, из-за которого проект ночного клуба ООО «Виктория» может превысить показатели на аренду помещения.
В целом проведенный анализ проекта показывает, что вложения в клубный бизнес выбранного класса являются достаточно быстроокупаемыми (простая доходность составляет около 2 лет) и прибыльными (внутренняя доходность проекта - на уровне 44%).
За 5 лет проекта (2014-2019 гг). чистый дисконтированный поток составит 14,9 млн. руб. при ставке дисконта 30%.
В 2015-2019 гг. производство выходит в базовом варианте на ежегодный чистый приток денежных средств от 17 до 36 млн. руб.
Однако следует учитывать, что данный вид бизнеса является довольно специфическим - в том плане, что на потенциальный размер дохода влияет множество факторов, их которых главные - удачное расположение ночного клуба, развлекательная программа, обоснованные цены.
Проект может быть рекомендован к реализации при условии уточнения заложенных в проект предпосылок после подбора помещения и детальной его доработке совместно с проектировщиками-профессионалами. Особенное внимание рекомендуется обратить на доработку концепции заведения, которая позволит ночному клубу занять свое место среди лучших клубов Москвы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, система Гарант
2. ГОСТ Р 30389-95 / 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий.
3. ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования.
. ГОСТ Р 50935-96 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу.
. 333 хитрости ресторанного бизнеса, Олег Назаров, 2009, Ресторанные ведомости, 256с.
. Бабаскин С. Я. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: учеб. пособие. - М.: Дело АНХ. 2009г. 240 стр.
. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М. 2009г. 366 стр.
. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2008,
. Товб А.С., Ципес Г.Л Управление проектами. Стандарты, методы, опыт М.: Олимп-Бизнес, 2003, 312 с
. Учебник ресторатора. Проектирование, оборудование, дизайн, Костас Катсигрис, Крис Томас, 2009, Ресторанные ведомости, 576с.
. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 170 с.
. Шаповалов В. А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс. 2008г. 345 стр.
. Официальный сайт Федерального агентства по государственной статистике Российской Федерации: https://www.gks.ru
. РосбизнесКонсалтинг www.rbc.ru