ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОЛОДЁЖИ




 

Отдельная глава ТК Республики Беларусь посвящена труду молодежи. Труд несовершеннолетних находится под охраной государства, а это значит, что использование такого труда строго ограничено. Так, статья 272 ТК Республики Беларусь определяет возраст, с которого допускается заключение трудового договора. В частности, не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. Часть вторая этой статьи предоставляет возможность заключить трудовой договор с лицами, достигшими 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей). При этом труд учащегося отличается от обычного тем, что он является не основным занятием подростка. Они принимаются на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, не препятствующего нормальному развитию и не наносящего ущерба посещаемости занятий [7, c. 58]. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами. Им не устанавливается испытание при приеме на работу, с ними не заключаются договоры о полной материальной ответственности, ежегодный отпуск предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года продолжительностью не менее одного календарного месяца. Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка. Организациям местными исполнительными и распорядительными органами может устанавливаться броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц моложе восемнадцати лет, включая окончивших общеобразовательные школы, а также броня для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством [29, c. 50] Отказ в приеме на работу и профессиональном обучении указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. Выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, гарантируется предоставление первого рабочего места.

Первым рабочим местом также считается место работы, предоставляемое выпускнику государственного высшего, среднего специального и профессионально-технического учебного заведения в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение он не состоял в трудовых отношениях. Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое военнослужащему срочной службы, уволенному из Вооруженных Сил Республики Беларусь, если на момент призыва на срочную службу он не состоял в трудовых отношениях. Аспиранты, завершившие обучение в очной аспирантуре и направленные по договорам (заявкам) к нанимателям, обеспечиваются работой в соответствии с заключенными договорами (заявками). В интересах охраны здоровья и жизни несовершеннолетних запрещается в соответствии со статьей 274 ТК Республики Беларусь применение их труда на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список таких работ утверждается Правительством или уполномоченным им органом [33, c. 79-80].

Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет:

Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, к работам в государственные праздники и выходные и праздничные дни. Это сделано с целью обеспечения полного использования несовершеннолетними возможностей для отдыха, физического и культурного развития [38, c. 55-56].

Нормы выработки для работников моложе восемнадцати лет устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры понижения норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре. Заработная плата несовершеннолетним, несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени, выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.

Оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Наниматель вправе устанавливать доплаты к заработной плате, предусмотренные для несовершеннолетних работников.

Дополнительные гарантии предусмотрены для работников моложе восемнадцати лет при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя. Расторжение трудового договора с ними по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 42 ТК Республики Беларусь, допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7 и 9 статьи 42 и пунктами 1 — 3 статьи 47 ТК Республики Беларусь, — после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних [39, c. 67-68].

Согласно пункту 9 Положения о распределении, распределение выпускников осуществляется не позднее чем за 2 месяца до окончания ими учреждения образования. Таким образом, этот процесс должен состояться в учебных заведениях до начала мая. Фактически уже в феврале - марте студентов необходимо знакомить со всеми соответствующими документами: Положением о распределении, порядком работы комиссии по распределению; планами распределения, которые разработаны на основе поданных в учреждение образования организациями - заказчиками кадров заявок на подготовку специалистов, рабочих, служащих (если готовились под заказ конкретных организаций, то есть когда действовали договоры о взаимодействии), а также письменных запросов других организаций о распределении к ним выпускников. Однако желательно, чтобы готовиться к распределению студенты начинали за год, а то и за два, поскольку этот вопрос сейчас тесно связано с местом прохождения практики и местом частичной занятости в свободное от учебы время. Также нужно знать, что если организация - заказчик кадров не может по каким-то причинам трудоустроить выпускника, на которого подавала заявку на распределение, то она должна сообщить об этом в учреждение образования не позднее чем за 2 месяца до начала распределения (пункт 13 Положения о распределении). Таким образом, в феврале уже будет известно, подтвердится заявка или нет. Прежде чем давать согласие на работу в той или иной организации, студентам самим следует связаться с потенциальными работодателями, чтобы уточнить реальную необходимость в тех или иных специалистах и возможность их трудоустройства по своей специальности (специализации). Это поможет избежать определенных сложностей в будущем - например, не заниматься вопросом перераспределения в случае отсутствия вакансии по прибытии на первое рабочее место (в населенном пункте, куда приедет выпускник, может не оказаться другого иной организации такого же ранга, как ему была предложена изначально, где можно было бы искать вакансию) [16, c. 38-39]. Очередность удовлетворения заявок не должна накладываться на очередность распределения выпускников, поскольку в основе этих процедур лежат совершенно разные принципы. Очередность удовлетворения заявок основывается на обязательности их удовлетворения - заявки конкретных организаций, как уже говорилось, должны удовлетворяться в первую очередь. Однако это не значит, что на рабочее место в соответствии с первой заявкой должен быть распределен выпускник, который стоит первым в списке. И вот почему. Впервые в новом Положении о распределении (пункт 14) четко прописаны принципы формирования очередности распределения выпускников. Раньше это были определенные рекомендации Министерства образования, отраслевого профсоюза. Теперь при определении очередности распределения выпускников во внимание берется следующее:

-Результаты успеваемости студентов;

-Участие в научно-исследовательской и общественной работе; - Места прохождения производственной и преддипломной практики; - Состояние здоровья, семейное положение, место жительства; -Рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу.

Однако и здесь есть нюанс, о котором необходимо знать как студентам, так и преподавателям. Как следует из текста, рекомендация учреждения образования должна основываться на всех предыдущих факторах, по которым формируется очередность распределения. Например, выпускник хочет остаться работать в Минске и только потому, что он так хочет. Либо он хочет работать только в Гродно или Бресте, другие города вообще не рассматривает в качестве вариантов. Все это субъективный фактор. Но есть и объективная реальность: наличие жилья, какие-то семейные обстоятельства и обязательства и т.д. Учреждение должно учесть все эти моменты и предложить свой вариант. Возможно, он совпадет с вариантом выпускника. Между тем личные пожелания студентов рассматриваются не в последнюю очередь [30, c. 70-71]. Для придания процессу определения очередности распределения выпускников определенной системности было бы целесообразно составить своеобразный рейтинг студентов и руководствоваться при этом именно результатами успеваемости и участием в научно-исследовательской и общественной работе. Все же остальные факторы можно рассматривать потом, в более индивидуальном порядке. Этот рейтинг должен быть документально оформлен (в соответствии с утвержденным в учреждении образования порядком), чтобы не получилось так, что, например, студенты, имеющие средний балл «8» и активно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, на одном факультете стоят в начале очереди на распределение, а на втором — где-то в середине. Общие принципы определения очередности распределения можно закрепить или локальным нормативным актом, или решением комиссии по распределению. Надо добавить, что выпускникам, которые занимают лидирующие позиции в распределительных списках, теперь предоставляется право выбирать среди большего количества предлагаемых заявок (как правило, это студенты, занесенные в банк данных одаренной молодежи) [22, c. 55-56]. Возмещение средств в случае неприбытия на место распределения. В случае неприбытия молодого специалиста на место работы, его увольнения или перевода до истечения срока работы по распределению наниматель и (или) молодой специалист в трехдневный срок должны сообщить об этом в учреждение образования, выдавшее молодому специалисту направление на работу, а также указать причины и приложить заверенные в установленном порядке копии необходимых документов, в том числе подтверждающие их право на освобождение от возмещения затраченных государством средств. Таким образом, законодательство предусматривает два направления поступления информации в учреждения образования: от нанимателя и от молодого специалиста. В месячный срок со дня получения указанных документов учреждения образования организуют работу по сбору необходимой информации для принятия решения о возврате затраченных средств молодым специалистом или его освобождении от возмещения с выдачей справки о праве свободного трудоустройства. Такое решение оформляется приказом руководителя учреждения образования. Доплаты молодым специалистам. Ежемесячные доплаты в размере одной тарифной ставки в течение двух первых лет работы со дня заключения трудового договора (контракта) получают молодые специалисты из числа педагогических работников, работающих в общеобразовательных, специальных, дошкольных, профессионально-технических, средних специальных учреждениях образования, в Республиканском центре реабилитации детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Эта норма распространяется также на молодых людей, которые учились на платной основе и были направлены на работу по распределению. К сожалению, для молодых специалистов, работающих в вузах и учреждениях дополнительного образования, ежемесячные доплаты не установлены [28, c. 80]. Служба в армии засчитывается в срок отработки желанию выпускника. Периоды военной службы и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет засчитываются в срок обязательной отработки по распределению по желанию выпускника. Дело в том, что до тех пор, пока выпускник имеет статус молодого специалиста, он получает соответствующие доплаты. Если молодой человек отслужил в армии и хочет продолжить работать на своем первом рабочем месте, то ему, безусловно, нецелесообразно зачислять период службы в срок отработки по распределению [31, c. 44]. Распределение магистрантов.

Тем, кто поступил в вуз с целью получения образования второй ступени (магистратура), необходимо обратить внимание на следующие моменты. С 1 сентября 2011 года независимо от того, за счет каких средств выпускник проходит обучение в магистратуре при нормативном сроке отработки 2 года по результатам прохождения обучения на первой ступени высшего образования, он должен будет отработать этот срок по новому направлению. До вступления в силу Кодекса об образовании действовала норма Закона "О высшем образовании", согласно которой выпускник магистратуры мог обратиться в соответствующие учреждения образования с просьбой освободить его от возвращения средств, которые были потрачены на его подготовку по первой ступени образования, если он успешно (все формы итоговой аттестации сданы на положительные оценки) закончил обучение в магистратуре. Таким образом, эта норма позволяла тем студентам, которые прошли обучение на первой ступени за счет средств бюджета, уклоняться от распределения и возврата средств, закончив обучение на второй ступени за счет собственных средств или средств физических лиц. Кроме того, она давала возможность уклоняться от распределения и возврата средств тем молодым людям, которые учились в магистратуре и за пределами страны. На выпускника магистратуры по 2011 год включительно распространялась гарантия, которая позволяла в случае успешного окончания обучения претендовать на освобождение от возмещения средств, затраченных на их подготовку по первой ступени образования. (Разумеется, если в магистратуру они поступили в год окончания обучения на первой ступени).

Если же выпускник закончил учебу в 2010 году, отработал один год и поступил в магистратуру в 2011 году, то независимо от того, где он проходил обучение в магистратуре за счет собственных средств (средств физических лиц) или бюджетных, он будет обязан отработать еще один год. Для молодых людей, получивших высшее образование второй ступени, устанавливается срок отработки 1 год. Но это не касается лиц, которые были приняты в учреждение образования для получения послевузовского образования (в том числе учащиеся аспирантуры) в год получения высшего образования второй ступени, а также для тех, кто был принят для получения высшего образования второй ступени в год получения высшего образования первой ступени за счет средств республиканского бюджета [23, c. 24-25]. Сроки отработки

Теперь установлены четкие сроки обязательной отработки выпускников по распределению:

1 год — для лиц, получивших профессионально-техническое, среднее специальное образование и отработали не менее чем 1 год,

2 года — для остальных категорий,

3 — для выпускников аспирантуры. Если молодой человек отработал не менее 1 года после получения профессионально-технического образования и поступил в ССУЗ, то по итогам обучения в ССУЗ он будет распределен на работу на 1 год. Независимо от того, какой срок человек отработал после окончания ПТУ или ССУЗа, поступив в вуз и окончив его, он будет отрабатывать 2 года. Сроки отработки (1 и 2) не дробятся, и когда человек поступил на бюджет, отучился более 50% срока обучения, а потом был отчислен и восстановлен на обучении на платной основе, он будет обязан возместить те же 2 года — независимо от формы обучения: дневная или заочная. И наоборот: выпускник, который поступал на условиях оплаты, а потом был переведен на бюджетное отделение и отучился более 50% нормативного срока обучения, также будет распределяться на 2 года. Контракт или договор на неопределённый срок [35, c. 29-30]. Согласно законодательству, молодой специалист имеет право на первое рабочее вакантное место. То есть ему не может быть предложено трудоустройство на время нахождения другого работника в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Если вам предлагают работу не на полную ставку или не по специальности, вы имеете полное право обратиться с соответствующими документами в вуз за перераспределением. Если же молодому специалисту после прибытия на место распределения будет отказано в трудоустройстве, ему необходимо будет получить у нанимателя письменное сообщение, где будет указана причина отказа. С этим письмом молодой специалист возвращается в вуз с просьбой о перераспределении. Если по соответствующей специальности в учебном заведении остались неудовлетворенные заявки, то вчерашнего выпускника направят на новое место работы, если таких заявок нет - выдадут справку о праве самостоятельного трудоустройства. Перераспределение возможно и по персональному запросу. Если раньше вопросы возврата средств решались после решения вопроса о распределении, то сейчас в случае, если выпускника не устраивают предложенные варианты распределения, а заявок больше, чем выпускников, и справку о самостоятельном трудоустройстве получить не удается, он может сразу обратиться за расчетом суммы средств, которые государство потратило на его обучение. Порядок определения этой суммы уже утвержден.

В новом Положении о распределении четко указано, какие документы студент должен предоставить для того, чтобы обозначить свою принадлежность к той или иной категории. Не распределяются, а направляются на работу на вакансии, оставшиеся после распределения студентов-бюджетников, выпускники, которые получали на дневной форме обучения высшее образование первой ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки за средства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 5 статьи 84 Кодекса об образовании, на эту категорию выпускников распространяются только те гарантии и компенсации, которые предусмотрены в статье 48 ("Поддержка выпускников"): трудоустройство, отпуск, компенсация в связи с переездом на работу. Однако статус молодого специалиста они не приобретают. Если принимается решение о самостоятельном трудоустройстве выпускника в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 87 Кодекса об образовании, выпускнику выдается справка о самостоятельном трудоустройстве не позднее чем за один месяц после окончания им учреждения образования или в пятидневный срок после принятия такого решения при перераспределении и последующем направлении на работу. При получении справки о самостоятельном трудоустройстве выпускник теряет статус молодого специалиста (молодого рабочего, служащего). Если студент более 50% срока учился за счет бюджетных средств, а потом перевелся на платное заочное отделение, то он тоже подпадает под распределение. За исключением случая, если он работает по специальности. В случаях, когда студенту в процессе распределения (особенно это касается студентов вузов, где распределение проходит за полгода до окончания учебного года) предлагается место работы, но он знает, что в ближайшее время у него могут измениться обстоятельства, рекомендуется подать заявление в комиссию по распределению с просьбой отложить распределение до определенного срока. Этот срок оговаривается или с председателем факультетской комиссии, или с проректором, курирующим работу комиссий по распределению. Если вопрос выдачи направления в адрес другой организации решается до момента распределения, то его можно рассматривать как изменение решения комиссии, а не как перераспределение в рамках законодательства. Учебным заведениям в таких ситуациях также желательно идти навстречу своим выпускникам, поскольку в противном случае решить этот вопрос будет сложнее [19, c. 124-125].

Вывод: Особой защитой государства пользуются несовершеннолетние. Республика Беларусь в лице соответствующих государственных органов обеспечивает молодежи осуществление права на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь и приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие в управлении государством, оказывает помощь молодым семьям. Государством закреплено право реализация молодежи на труд. Основываясь на нормах международного права трудовые договоры заключаются с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако из этого правила имеется исключение, допускающее снижение возраста, с которого лицо вправе выступать в качестве стороны трудового договора. В ст. 21 и ч. 2 ст. 272 Трудового Кодекса предусмотрено, что с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития, а также не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы. При этом законодатель утвердил перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет.

В ряде случаев законодатель повысил минимальный возраст, по достижении которого допускается заключение трудового договора. Например, согласно ст. 274 ТК только после достижения лицом возраста 18 лет оно может быть принято на тяжелые работы и на работы с вредными или опасными условиями труда, на подземные и горные работы. Также главой 15 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрены права и гарантии на совмещение работы с обучением. Поскольку субъектами государственной молодежной политики являются и молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года Трудовым кодексом предусмотрены права и гарантии труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности. Государство стимулирует индивидуальное производственное ученичество, иное производственное обучение молодежи и повышение ее квалификации на предприятиях, используя методы экономического регулирования и льготного налогообложения. Временно не занятые молодые граждане, окончившие общеобразовательные школы, уволенные в запас после прохождения действительной военной службы, а равно другие временно не занятые молодые граждане, не состоявшие ранее в трудовых отношениях, имеют право на содействие в трудоустройстве через службу занятости в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым гражданам гарантий, предусмотренных законодательством, создаются социальные службы для молодежи, деятельность которых осуществляется под руководством государственного органа по делам молодежи и исполкомов местных Советов депутатов. Социальные службы для молодежи осуществляют следующие функции: - информирование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни; - консультирование несовершеннолетних, других молодых граждан и их родителей; психологическая, педагогическая, наркологическая и юридическая помощь; - социальная помощь молодой семье; - помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу неудовлетворительного состояния их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным несовершеннолетним гражданам; - социальная работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей; - помощь в адаптации молодых граждан, освобожденных из мест лишения свободы и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; - иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

ГЛАВА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: