1. Для закрепления умения читать выражения с переменной и находить их значения при заданных значениях букв выполнить задания № 3 и № 5. Ученики читают вслух задания, затем записывают на доске и в тетрадях выражения и самостоятельно находят их значения, выполняя запись так же, как было показано ранее.
2. Решение задач. Задачу № 6 дети сами записывают кратко. После проверки краткой записи предложить им самостоятельно решить задачу, а разбор провести с теми из детей, у кого решение вызовет затруднения.
Задачу № 7 предварительно записать кратко, выделив для записи слова «было», «израсходовали», «осталось».
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. На уроке мы составляли таблицу умножения и деления с числом 6; продолжали работу над задачами, с которыми познакомились вчера на уроке.
У р о к 51. РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЛЛЮСТРАЦИИ
В ВИДЕ ЧЕРТЕЖА (с. 64)
Цели: научить учащихся выполнять иллюстрации в виде чертежа к некоторым видам составных задач; закреплять табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для закрепления знания таблиц умножения и деления с числом 6 устно повторить все случаи умножения и деления, входящие в таблицу. Можно использовать такой прием: по данным ответам дети воспроизводят таблицы.
2. Заполните таблицу:
Слагаемое | 3 · 4 | 16: 4 | |||
Слагаемое | 14 – 7 | 4 · 8 | 32: 8 | ||
Сумма |
3. Решите устно задачи.
а) Коля прочитал 5 книг, а его брат в 4 раза больше. Сколько книг прочитал Колин брат?
б) Ире 13 лет, а Диме – на 4 года меньше. Сколько лет Диме?
в) В банке 3 литра молока, а в кастрюле – на 4 литра больше. Сколько литров молока в банке и кастрюле вместе?
г) В хоре поют 9 девочек, а мальчиков – в 4 раза больше. Сколько всего детей поют в хоре?
III. Работа над новым материалом.
На этом уроке дети учатся выполнять к задачам иллюстрации в виде чертежа.
Прочитав задачу № 1, учащиеся рассматривают сначала рисунок, потом чертеж. Учитель объясняет:
– Вместо рисунка можно выполнить чертеж. Число звездочек изобразили на чертеже отрезком, длина которого 1 см. Так как хлопушек было в 2 раза больше, чем звездочек, то их число изобразили отрезком, длина которого в 2 раза больше длины первого, то есть 2 см.
Затем проводится разбор, дети составляют план решения и записывают решение:
3 · 2 + 3 = 9 (иг.)
О т в е т: 9 игрушек.
После чтения задачи № 2 выясняется, сколько надо начертить отрезков, выполняя чертеж; что будет изображать меньший из них; что будет изображать больший отрезок, и во сколько раз он будет больше другого отрезка.
После этого ученики самостоятельно выполняют чертеж и решают задачу. Учитель проводит разбор с теми из детей, у кого решение вызовет затруднения.
18: 3 + 18 = 24 (чел.)
О т в е т: 24 человека всего.
Ф и з к у ль т м и н у т к а
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло – вперёд,
Левое крыло – вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Выполняя задание № 4, ученики под руководством учителя анализируют таблицу.
Учитель. Что записано во второй строке таблицы?
Дети. Сумма чисел 10 и а; разность чисел в и 4.
Учитель. Что записано в первой строке?
Дети. Слагаемое а и его значения; уменьшаемое в и его значения.
Далее ученики находят сначала значения суммы, а затем разности, рассуждая примерно так:
Если а = 8, то сумма чисел 10 и а будет равна 10 + 8 = 18 и т. д.
Если уменьшаемое в = 50, то разность чисел в и 4 будет равна
50 – 4 = 46 и т. д.
Запись выполняется на доске и в тетрадях.
2. Для самостоятельной работы на уроке предложить задания № 3 и № 5.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. На уроке мы учились делать чертёж к некоторым задачам.
Учитель. Над чем ещё работали на уроке?
Дети. Повторяли решение ранее изученных задач, закрепляли таблицу умножения и деления.
Домашнее задание: с. 64, № 3, № 5.
У р о к 52. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ
ЧЕТВЕРТОГО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО (с. 65)
Цели: продолжать работу над задачами на нахождение четвертого пропорционального; закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока