Этикетаж
Составление, написание и оформление этикетажа в музеях исторического профиля
При создании любой экспозиции разрабатывается ее текстовое сопровождение. От качества текстового сопровождения экспозиции зависит решение целого ряда задач, таких как полномасштабное представление посетителю замысла экспозиционера и усиление впечатления о «целостности экспозиции», путем унификации подачи информации.
Для экспозиции составляются:
-ведущие или вводные тексты (выдержки из документов, из высказываний общественных деятелей, писателей, ученых)
- заглавные тексты – названия разделов, тем (должны быть краткими, четко написанными)
- объяснительные тексты к залу или экспозиции в целом. Они не многословны и тщательно отредактированы, написаны не слишком крупным шрифтом, чтобы не быть навязчивым и рассчитаны на внимательного посетителя.
- аннотации или этикетки - тексты содержащие основные сведения об экспонатах.
Вводные тексты, общие тексты к разделам, в данной методичке не рассматриваются. Мы рассмотрим вопросы относящиеся только к оформлению и написанию текстов этикеток. Дадим ряд практических предложений по решению возникающих в процессе работы над ними.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЭКСПОЗИЦИЯ – совокупность музейных предметов, объединенных в соответствии с замыслом ее авторов дополненных необходимыми текстами и представляемых посетителю музея. Этим термином обозначаются как постоянные экспозиции, так и временные выставки.
ЭКСПОНАТ - музейный предмет
ЭТИКЕТКА – структурированный (разбитый на рубрики) текст, помещаемый при экспонате и относящийся непосредственно к нему. Состоит из названия экспоната и необходимой информации о нем, изложенных в краткой форме, в терминах, понятных основной массе посетителей. Составление аннотаций, текстов под экспонатами в виде этикеток, вся сумма которых называется ЭТИКЕТАЖЕМ чрезвычайно трудоемкая работа.
РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, на которые разделяется ее текст.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, которые несут основную информационную нагрузку при описании экспоната. Доводят до посетителя сведения о важнейших характеристиках представляемых вещей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РУБРИКИ ЭТИКЕТКИ – части структуры этикетки, которые выполняют вспомогательные функции. Служат для предоставления посетителю дополнительной информации о предмете и улучшения восприятия предоставляемого ему экспоната.
УНИФИКАЦИЯ – основные принципы оформления этикетажа, и он зависит от цели экспозиции и ее темы. Текст этикетки будет меняться, но по схеме построения постоянный и сходный по своему внешнему виду.
УНИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ – одинаковая (сходная) по форме изложения, терминологии, сокращения и расположения основных рубрик в этикетке.
Этикетаж основывается на информации хранящейся в других видах музейных документов, но обработанный и оформленный в соответствии с целями музейной экспозиции. Содержание и оформление этикетки отличается от записей в учетной музейной документации.
Экспонирование музейного предмета в музеях исторического профиля, в этикетаже помимо сведений о самом предмете пишется информация об использовании его как носителя информации о различных социальных и культурных явлениях и процессах.
Учет этой особенности исторических музеев принципиально важен для правильного составления этикетки.
ЭТАПЫРАБОТЫНАД ЭТИКЕТАЖЕМ
1. Составление этикетажа – отбор и подготовка содержательной информации, разбиение по рубрикам, выработка формулировок, терминологии, размещение рубрик в этикетке, сокращений и т. д.
2. Оформление этикетажа – разработка общего вида; размер, цвет, материал, шрифт и т. д. Размещение рубрик по строкам, отступы, интервалы и прочие.
3. Размещение этикетажа в экспозиции - разрабатывается в едином стиле, рассматриваются общие композиционные принципы размещения под экспонаты. НЕ КРЕПИТСЯ НА ЭКСПОНАТ!
РУБРИКИ ЭТИКЕТОК
1. Собственное название экспоната.
2. Основные данные о нем:
- кто изготовил;
- где изготовил;
- время;
- технология.
3.Дополнительные сведения.
4. Пояснительный текст.
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ РУБРИК ЭТИКЕТОК
Собственное название экспоната
При экспонировании музейному предмету дается его собственное название: Женский костюм; Яйцо пасхальное; Портфель и т. д. Название экспоната несколько меняется и зависит от цели данной экспозиции, от ее темы. Так, например: Стол в одном случае в этикетке будет указываться «Стол из карельской березы», в другом «Стол работы учащихся ПТУ № 19», в третьем «Стол из кабинета писателя». При экспонировании музейному предмету может быть дано название, которое будет отличаться от его наименования в учетной документации. Например,: в учетной документации записано Муляж обрядового пряника. В экспозиции он выставляется как заменитель настоящего пряника и пишется: «Козули – печенье рождественское » и т. д. Авторские названия произведений искусств пишутся в этикетке и не выделяются кавычками, а вот собственные названия, являющиеся цитатой из текста или устоявшимся в культуре термином наоборот берутся в кавычки, и тогда дается пояснительный текст. Например:
«Козел отпущения»
Акварель
М. Шехман. Россия. 1938 г.
Копия
Древний магический обряд, посвященный демону пустыни
- Азазелу, впоследствии вошел в ритуал «Дня очищения»
(Судного дня). В этот день «козла отпущения» изгоняли
в пустыню, возлагая на него грехи людей.
2. Основные данные о предмете - состоят из 4 пунктов в следующей последовательности:
2.1. Кто изготовил (использовал) предмет – это может быть один человек или же группа людей, рассматриваемые как единое целое (мастерская, фирма, фабрика, завод и т.)
Имя изготовителя или инициалы изготовителя указываются перед фамилией.
Например: