Практические работы
Занятие 1.История методики обучения и воспитания географии
Цель занятия: Изучение свойств и отношений в теории и практике организации обучения географии, содержательной структуры методической науки, обеспечивающей эффективность решения педагогических задач, ознакомление с источниками научно-методической информации.
Учебные средства: 1) Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. — М., \990;2) ДаринскийА.В. Методика преподавания географии в средней школе. — М., 1975; 3) Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студ. пед. ун-тов и ин-тов. — М., 2002; 4) Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001; 5) Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии/ под ред. Л. М.Панчешниковой. — М., 1997; 6) Реан А. А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, СИ. Розум. — СПб., 2000; 7) Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. вузов. — М., 2007.
Задание 1. Сформулируйте основные дидактические категории: образование, обучение, преподавание, учение. Разберите значение термина: методика обучения,). Определите содержание методики обучения географии (ее исходных понятий — предмет,объект, метод, цель,задачи) (1, 2, 4, 5, 7). Выделите этапы развития методики обучения географии в России (2, 7).
Задание 2. Выделите области психологии, имеющие проявления в процессе обучения географии, сформулируйте их краткое содержание. Определите виды педагогической деятельности, используемые в процессе обучения географии (2, 4, 6, 7). Составьте краткий конспект требований по организации самостоятельной работы студентов в курсе теории и методики обучения географии (3).
Задания и вопросы для самостоятельной работы. Выполните задания: 1) определите значение методической подготовки учителя географии; 2) выделите виды научно-исследовательской работы студентов по теории и методике обучения географии; 3) сформулируйте наиболее важные проблемы в области теории и методики обучения географии (1, 2, 4, 5, 7, прил. 1); 4) определите сущность процесса познания и процесса обучения; 5) сформулируйте проблему соотношения обучения и развития; 6) изучите основные положения работ отечественных психологов и педагогов по проблемам обучения и раскройте их значение для профессиональной деятельности учителя географии Составьте краткий конспект (6).
Ответьте на вопросы
1. В чем заключаются особенности обучения географии в сравнении с другими школьными дисциплинами?
2. Какие методы научных исследований в методике обучения географии являются теоретическими, какие эмпирическими?
3. Какие проблемы решала методика обучения географии на разных этапах своего развития?
4. Фамилии каких выдающихся методистов-географов вам известны и какие направления их научной деятельности вы можете назвать?
Индивидуальные задания творческого характера. Подготовьте доклад (реферативное сообщение) на тему:
1. К.Д.Ушинский — основоположник отечественной методики обучения географии.
2. Вклад А. В. Даринского в развитие теории и методики обучения географии.
3. Н. П. Баранский — основоположник экономической методики обучения географии.
4. Ведущие методисты (доклад по выбору).
Дополнительная литература: 1) Андрюшова Ю. С. Воспитательная роль школьной географии // География в школе, 2006. — № 7; 2) Наука, школа, вуз: Сб. науч. трудов, посвященный 90-летию со дня рождения д-ра пед. наук, проф., акад. РАО А. В. Даринского. — СПб., 2000; 3) Поздняк С. Н. Методика обучения географии как науки: типичное и особенное // География в школе, 2006. — № 5; 4) Фрейкин 3. Г. Николай Николаевич Баранский. — М., 1991; 5) Черникова Е. Я. Методическая школа А. В. Даринского (к 95-летию со дня рождения) / География и экология в школе XXI века, 2005. - № 3.
Занятие 2.Методика преподавания географии —
Частная дидактика
План-схема темы
Методика преподавания географии — частная дидактика:
• предмет исследования;
• теоретические и прикладные аспекты исследования;
• связь методики географии с другими науками.
1.Основные этапы развития отечественной школьной географии и методики преподавания географии.
2.Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии.
3.Виды НИР студентов и учителей географии.
4.Требования к профессиональной подготовке современного учителя географии.
5.Роль личности учителя в формировании познавательных интересов учащихся. Педагогическое творчество и мастерство учителя географии.
Проблема;
Учитель географии — каким он должен быть? Как студенту и учителю географии организовать исследование по методике географии.
Цель;
Выявить требования к профессиональной подготовке учителя географии. Начать работу студентов по планированию научного исследования по методике географии.
Задачи;
1. Определить особенности методики преподавания географии как науки: предмет исследования, связь с другими науками, современные проблемы и тенденции развития.
2. Познакомить с историей формирования методики, выявить основные этапы ее развития.
3. Проанализировать комплекс пособий по методике географии. Начать ознакомление с методической литературой.
4. Выявить составляющие педагогического мастерства учителя географии.
5. Познакомить с методами и логикой научного исследования, показать примеры способов обобщения и оформления результатов педагогического поиска. Выбрать тему для
индивидуального методического исследования студентов.
Опорные знания;
Организация деятельности педагогического коллектива, труд учителя, его самообразование, аттестация учителей (курс педагогики). Теоретические и эмпирические методы исследования в педагогике. Современные методы географических исследований.
Пособия для занятия;
Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 012500-География.
Теория и методика обучения географии. — М., 2000. с. 281.
Учебники по методике преподавания географии (19%, 1997, 2000 гг.,2012г.).
Журнал «География в школе». — 2004 — № 4, 1997 — №2,2000 —№5.
План и содержание занятия.
Задания для аудиторной работы:
1. Познакомьтесь с содержанием п. 1-3 Главы I учебника
МИ" (1997 г.) или Главы И учебника МПГ (2002 г.). Проиллюстрируйте каждый метод исследования конкретными примерами. Определите возможные виды научно-исследовательской работы студента и учителя географии Выберите тему для индивидуального исследования какого-либо методического вопроса.
2. Вспомните, что Вас более всего не устраивало в преподавании географии в той школе, где Вы учились. Опираясь на знания дидактики, попытайтесь объяснить причины и
сформулировать соответствующую проблему в методике обучения географии.
3. Проанализируйте комплекс пособий по методике преподавания географии.
4. Определите требования к профессиональной, подготовке учителя географии, предъявляемые со стороны органов народного образования (т.е. государства), со стороны общества, со стороны учащихся школы (задание выполняется в форме таблицы индивидуально и обсуждается в группе). Определите, в чем состоит специфика профессиональной компетентности учителя-географа.
Мнение группы | Студенты V курса | Молодые учителя | |
Знание предмета | 50% | 25% | |
Знание псих.-пед. основ обучения | 20% | 5% | |
Личные качества учителя | 10% | 20% | |
Знание методики обучения географии | 20% | 50% |
.5. Составьте диаграммы, отражающие значимость основных составляющих профессиональной подготовки учителя географии по следующим показателям:
Объясните, почему есть различия во мнениях учителей и студентов.
6 Познакомьтесь со статьей «О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии» (Душина И,В. География в школе. — 1997. — № 2.). Выясните, в чем заключается педагогическое мастерство учителя географии. Докажите, что развитие творчества учителя связано с совершенствованием его методических знаний и умений. В конце занятия в группе обсуждаются итоги посредством выводов по проблеме, целям и задачам занятия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте развернутый план исследования выбранного методического вопроса. По публикациям журнала «География в школе» изучите опыт
2. Самостоятельно проработайте по одному из учебников тему «История развития методики географии» (п. 4 Глава I уч-ка 1996 г. изд.; п. 4 Глава II уч-ка учителей по данной проблеме и составьте библиографию статей. Разработайте анкету: а) для учителей; б) для учащихся с целью изучения выбранной Вами проблемы. Сформулируйте темы 2-3 курсовых работ, которые, по Вашему мнению, наиболее актуальны для современного периода развития среднего географического образования. Составьте тезисы параграфа. Подготовьтесь к проверке по теме.
Литература:
Баранский Н.Н. Каким должно быть преподавание географии в педагогических институтах // География в школе. — 2004. —№4.
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 1988.
Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. — М.: Астрель, 2002.
Душина И.В. О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии // География в школе. — 1997. — № 2.
Дьяконов КН. и др. Современные методы географических исследований. Книга для учителя. — М., 1996.
Молодой учитель географии: особенности подготовки и деятельности. / Отв. ред. Л.М. Панчешникова. — М., 1989.
Новый федеральный план: перспективы преподавания географии в основной школе // География и экология в школе XXI века. — 2004. — № 4.
Сборник нормативных документов
Занятие3. Содержание и структура школьного курса географии
Первоначально география была описательным знанием, набором топографических и статистических данных. В новое время географическая наука перешагнула грань описательности и стала аналитической дисциплиной. Как исследовательская область современная география способна не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути в направлении устойчивого развития.
Цели занятия. Изучение характера, структуры и основных направлений развития научных географических знаний, составляющих географическую культуру общества, формирующуюся в процессе обучения географии и пропаганды географических знаний.
Учебные средства: 1) Богучарсков В. Т. История географии. — М., 2006; 2) Голубчик М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. — М., 2003; 3) Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки: Учебник для студ. вузов. — М., 2004; 4) Максаковский В. П. Географическая культура: Учеб. пособие для студ. вузов. — М., 1998; 5) Мукитанов Н. К. От Страбон адо наших дней: эволюция географических представлений и идей. — М., 1985; 6) Саушкин Ю. Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем. — М., 1980; Задание 1. Составьте структурно-логическую схему географических наук (1—6). Изучите классификацию научных географических понятий и определите, к какому рангу относятся следующие категории: географическая культура, географическая картина мира, географическое мышление, географический язык (4). Раскройте интегративные возможности и выделите важнейшие направления интеграции в географической науке (1,
Рис. 1. Структура географических знаний
Задание 2. Заполните необходимым содержанием структурно-логическую схему географических знаний (рис. 1) и таблицу основных учений, теорий и концепций географии, табл. 1 (1, 5, 7).
Таблица 1 Основные учения, теории и концепции географии
Географические науки | Научные знания | ||
Учения | Теории | Концепции | |
Физическая география | …. | …. | …. |
Экономическая и социальная география | …. | …. | …. |
Задания и вопросы для самостоятельной работы. Выполните задание: определите мировоззренческое и практическое значение географических знаний (1—7).
Ответьте на вопросы
1. Какой ученый дал название науке «География» и каков его вклад в развитие географической мысли?
2. Что изучает и какие задачи решает современная географическая наука?
3. Какие методы географических исследований считаются традиционными, какие — современными?
4. Какую организационную структуру имеет современная мировая и отечественная географическая наука, где располагаются ведущие научно-географические центры России?
Индивидуальные задания творческого характера. Подготовьте доклад (реферативное сообщение) на тему: Выдающийся ученый-географ:... и его вклад в развитие географической науки.
Тематика новейших научно-географических публикаций в теоретических и научно-методических журналах «География в школе», «География и экология в школе XXI века» (реферативный бзор).
Дополнительная литература: 1) География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. Издается с 1934 г.; 2) География и экология в школе XXI века. Научно-методический журнал. Издается с 2004 г.; 3) Забелин И. М. Мудрость географии. — М, 1986; 4) КраснопольскийА.В. Отечественные географы (1917 — 1992). Библиогр. справочник. — Т. 1, 2. - СПб., 1993; 5) Творцы отечественной науки. Географы. — М., 1996.
Интернет-ресурсы.
Занятие4. Компоненты содержания географического образования (4 ч)
География, синтезирующая естественно-научные и гуманитарные дисциплины, обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную воспитательную роль. Знания природных и общественных особенностей своего края, страны и мира в целом представляются универсальной ценностью, обеспечивающей формирование современной гармоничной личности. Следовательно, в основе школьных учебных планов по географии должна лежать актуальность для жизни.
Цели занятия. Выявление функций и изучение структуры содержания современного школьного географического образования, анализ новых концепций школьной географии.
Учебные средства: 1) Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студ. пед. ун-тов и ин-тов. — М., 2002; 2) Закон РФ «Об образовании». — М., 1996; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002; 3) Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л. М. Панчешниковой. — М., 1997; 4) Модернизация системы географического образования //Тр. XII съезда Русского географического общества. — Т. 7. — СПб., 2005; 5) Настольная книга учителя географии / Авт-сост. Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. — М., 2004; 6) Стандарт основного общего образования но географии. Примерная программа по географии для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень). Примерная программа по географии для среднего (полного) общего образования (Профильный уровень). Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (см. прил. 2 — 5); 7) Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. вузов. — М., 2007.
Задание 1. На основе анализа нормативных и программно-методических документов сформулируйте общественно значимые цели учебной географии (2, 6). Разработайте структурно-логическую схему содержания стандарта основного общего образования по географии. Определите особенности методического оформления стандарта основного общего образования по географии, примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень) (6).
Задание 2. Составьте схему компонентов содержания школьного курса географии (1, 3, 7). Выделите указанные компоненты в содержании стандарта основного общего образования по географии (6). На основе анализа одного из программно-методических модулей составьте таблицу (табл. 2).
Таблица 2