Методические рекомендации
по прохождению производственной практики
по профессиональному модулю
ПМ 05. Выполнение работ по профессии «Кассир»
специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет
Курган 2016
Общие положения
По профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии кассир» предусмотрена практика. Практику необходимо проходить на предприятиях, где есть и используется контрольно-кассовая техника.
Продолжительность практики – 2 недели (72 часа).
По окончании практики студент должен знать:
- нормативно-правовые акты, положения и инструкции по ведению кассовых операций;
- порядок оформления форм кассовых и банковских документов;
- группировку, таксировку и контировку документов по учету денежных средств;
- порядок оформления операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности;
- правила ведения кассовой книги и порядок составления отчетности по кассе;
- номенклатуру дел;
- правила проведения инвентаризации кассы.
По окончании практики студент должен уметь:
- принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
- составлять кассовую отчетность;
- проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе;
- группировать и проставлять корреспонденцию счетов в кассовых документах;
- вести кассовую книгу;
- принимать участие в проведении инвентаризации кассы и оформлении её итогов;
- работать на контрольно-кассовой технике.
Результатом прохождения практики является освоение студентом профессиональных компетенций (ПК):
- работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций;
- работать с формами кассовых и банковских документов, бланками строгой отчетности;
- оформлять кассовые и банковские документы;
- вести кассовые книги, составлять кассовую отчетность;
- работать на ПК.
Для прохождения практики студентам необходимо:
1. Оформить договор с организацией на время прохождения практики в 2-х экземплярах (Образец договора – Приложение 1).
2. Договоры (2 экземпляра) предоставить на заочное отделение для подписания со стороны учебного заведения. На основе договоров готовиться приказ о направлении студентов на практику.
3. Получить задание.
После окончания практики студент предоставляет в колледж отчет по выполнению программы практики.
Содержание практики (задания)
Задание 1.
Характеристика предприятия.
Дать краткую характеристику организации, где проходили практику (юридический адрес, ассортимент реализуемого товара, расположение торговых точек и т.д.). Описать структуру бухгалтерии. Указать, кто занимается составлением бухгалтерской отчетности и как проводится ее анализ на предприятии. Изучение учредительных документов конкретного предприятия, ознакомление с организацией бухгалтерского учета, формирование учетной политики организации. Изучение нормативной документации по бухгалтерскому учету.
Задание 2. Ведение кассовых операций
Примечание: Задание 2 состоит из 2-х вариантов, но если данные для второго варианта в организации отсутствуют, достаточно будет описать его только теоретически и приложить документы любой другой организации.
Вариант 1.
Оформить и описать пакет документов по кассе организации: ПКО и РКО, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, учетные регистры по кассе (счет № 50).
Для оформления документов необходимо выбрать отчетный период (неделя, месяц) за 2014 или 2015 год.
Хозяйственные операции по кассе за отчетный период должны отражать:
- получение средств в кассу от подотчетных лиц;
- выдача средств с кассы в подотчет;
- получение в кассу выручки от покупателей;
- получение средств с расчетного счета в кассу;
- сдача средств с кассы на расчетный счет или службе инкассации;
- выдача с кассы заработной платы или социальных выплат.
Подготовленные документы необходимо сгруппировать по назначению, датам и подшить в отчет.
Вариант 2.
Оформить и описать пакет документов кассира-операциониста:
- журнал кассира-операциониста (форма № КМ - 4);
- справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ - 6);
- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ-7);
- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ -3);
Для оформления документов необходимо выбрать отчетный период (неделя, месяц) за 2014 или 2015 год. Документы по форме № КМ заполняются на основании полученной розничной выручке и показателям контрольно-кассовых машин.
Подготовленные документы необходимо сгруппировать по назначению, датам и подшить в отчет.
Требования к оформлению отчета по практике