Общепедагогические методы и приемы обучения применяются особым образом: путем сочетания методов, которые взаимодополняют друг друга. Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинен определенной цели, решает поставленную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.
Выделяют следующие факторы, определяющие выбор методов обучения:
1. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы у обучающихся значительно снижены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной.
2. Слово учителя в начале обучения не может быть ведущим.
Разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов. Следовательно, предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
Методы обучения, применяемые в специальной школе:
Практические методы:1) упражнения;2) лабораторно-практические работы;3) опыты;4) учебно-производственный труд;5) игра.
Наглядные методы:1) самостоятельное наблюдение;2) метод иллюстраций;3) метод демонстраций.
Словесные методы:1) рассказ;2) объяснение;3) беседа;4) работа с книгой.
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы (классные и домашние); по форме словесного выражения мысли (устные и письменные); по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические) Так на уроках русского языка используются грамматические и орфографические упражнения;
Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.
Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований:
- Сознательное выполнение учащимися задания.
- Соблюдение определенной последовательности в подборе упражнений.
Лабораторно-практические работы в основном применяются как метод приобретения новых знаний, но могут использоваться и для закрепления. Этот метод в процессе обучения сочетается с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией. Чаще всего он используется на уроках естествознания, географии, труда, математики, развития речи.
Для эффективности применения лабораторных работ необходима тщательная подготовка. Прежде всего - соблюдение последовательности, предусматривающей вначале знакомство детей с лабораторным оборудованием и правильным пользованием им, затем выполнение опытов по показу учителя и словесной инструкции, по словесной инструкции с частичной помощью, и наконец, самостоятельно по словесной инструкции.
Практические работы— это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. На уроках математики это могут быть измерения с помощью различных инструментов и приспособлений, построения, взвешивания и т. д. На предметных уроках — это уход за комнатными растениями, посадка семян, сбор семян для подкормки птиц и т. д
Наблюдение. Этот метод определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. Чаще всего он используется с целью обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Объектами наблюдений также служат арифметические записи, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т. д. В старших классах учащиеся наблюдают опыты, различного рода наглядные пособия, тексты, работу механизмов, станков и т. п.
Метод демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.
Данный метод обучения как правило применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т.п. Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают:
- постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
- строгий, тщательный подбор фактического материала;
- определенную форму рассуждений: анализ, синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);
- использование иллюстративного материала;
- формулировку выводов;
- включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения.
Беседа как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использованию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.