Вопросы для подготовки к экзамену по русскому языку
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ
· В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) донельзЯ Б) позвОнит В) нАверх Г ) красИвее
· В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) бАловать Б) дОговор В) гербОвый Г) красИвее
· Определите, в каком слове звуков больше, чем букв.
А) братья Б) приезд В) коньки Г) есть
· Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает.
А) ѐжик Б) подъехал В) каменный Г) праздник
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
· Определите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении:
А) потерянный взгляд Б) сорванный цветок
В) натянутые отношения Г) подавленное состояние
· Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
А) золотой медальон Б) пустая голова В) апельсиновый сок Г) цветущий сад
· Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
А) волк в овечьей шкуре Б) тише воды, ниже травы
В) вольная птица Г) заячья душа
· Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро.
А) как с гуся вода Б) спустя рукава В) хоть пруд пруди Г) сломя голову
· Определите, в каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ.
А) Мастер предложил экономный способ литья.
Б) Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи.
В) Экономный образ жизни.
Г) Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства.
· В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?
А) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
Б) Вихрев в ПРАКТИЧЕКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
В) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
Г) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
· В каком слове нет суффикса -яг-?
А) трудяга Б) фляга В) бедняга Г) бродяга
· Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.
А) свежесть, куда-либо, небольшой Б) соавтор, лотерейный, продержать
В) модельер, уточнение, пресмешной Г) голосование, звездный, водянистый
· В каком слове выделяется приставка над-?
А) надоедать Б) надомница В) надсечка Г) надёжность
· Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом.
А) задумать, продублировать, сдерживать Б) одуматься, раздумывать, дрожание
В) доверчивый, продлить, удлинить Г) предовольный, задержать, проехать
ОРФОГРАФИЯ
· В каких словах пишется буква О:
А) туш_нка Б) печ_нка В) клещ_м Г) монтаж_р
· Выберите слово, в котором пишется буква З.
А) бе_цельно Б) _дешний В) ра_ценивать Г) _дача
· Выберите слово, в котором пишется НН.
А) сви__ой жир Б) качестве__ое сырье В) песча__ый пляж Г) масле__ый блин
· Укажите строчку, где во всех словах пишется буква Я.
А) завис…щий от условий, сто…щий рядом
Б) бор….щийся за свободу, обещ…нный подарок
В) они мол…т о помощи, они мел…т муку
Г) стро…щийся дом, име…щий ценность
· В каких словах пишется буква Ы:
А) краснолиц…й Б) ц…рк В) нац…я Г) ц..фра
· Укажите слово, в котором пишется буква И:
А) необходимость в лечени… Б) гулять по алле…
В) экзамен в лице… Г) деревья в ине…
· В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) догон_шь, озадач_вший Б) разбуд_шь, омыва_мый
В) беспоко_шься, подстрел_нный Г) шепч_шься, расчист_вший
· Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня.
А) соед…нение, от…гощать, приор…тет
Б) забл…стел, проб…раться, расст…лать
В) прив…легированный, изв…нился, разв…вать ум
Г) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительный
МОРФОЛОГИЯ
· В каком примере употреблено наречие?
А) обращать внимание (на)чистоту в квартире Б) наказать (за)частую измену
В) снег падает (на)лицо Г) он (от)части прав
· В каком предложении выделенное слово является прилагательным?
А) Беседа протекала мирно. Б) Мы жили очень спокойно.
В) Старик легко встал и, не прощаясь, ушел. Г) Помещение было сыро и грязно.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
· В каком ряду все словосочетания со связью примыкание
А) постоянно сомневаться, работать на ноутбуке Б) кофе по-турецки, яйцо вкрутую
В) говорить невпопад, рассматривая себя Г) говорить вполголоса, развешивая белье
· В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
А) старинная запись, кто-то из нас
Б) прекрасные мысли, развешанные на стенах
В) у твоего дома, вымытый пол
Г) небольшие затруднения, придуманный мною
· Укажите сложное предложение.
А) Попробуйте присесть возле костра и некоторое время посмотреть на огонь.
Б) Собирается вода в какой-нибудь впадине, и постепенно появляется озеро.
В) Жителям Севера олени заменили овец, коров, лошадей.
Г) Олимпийские игры в наше время стали общемировым праздником спорта.
· Какое предложение является сложным? (Знаки препинания не расставлены).
А) Стараясь не зацепиться за колючую проволоку Дмитрий перелез через забор передал часовому узелок с едой а затем оглядываясь и пригибаясь осторожно побежал назад.
Б) Василий увидел дымок вьющийся из трубы родного дома знакомую зелень берез, осеняющих этот приют и блестевшую между деревьями серебряную полосу Волги.
В) Они быстро поднялись раскланялись немного энергичнее чем при встрече и быстро вышли из комнаты озадачив всех присутствующих своим поведением.
Г) К сожалению я не помню когда впервые мы встретились с этим человеком.
· В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
А) В аудитории находилось сорок пять человек.
Б) Поймать ерши или окуня – это такое блаженство.
В) Наступило наконец пятнадцатое мая.
Г) Почему случилось это?
· В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
А) Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.
Б) Один мальчик и две девочки – всего трое.
В) Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.
Г) Трижды три – девять.
· В каком предложении должна быть запятая перед союзом и?
А) Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.
Б) Явился ты, защитник, поздно и не сумел помочь другу.
В) Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
Г) Целый день шел дождь и только к вечеру погода наладилась.
· В каком предложении должна быть запятая перед союзом и?
А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
Б) Пробилась зелень полевая и потянулась вся к теплу.
В) Мне и моему другу впервые пришлось ночевать под открытым небом.
Г) В сентябре лес реже и светлее.
· В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
А) 1 Б) 2,4 В) 1,4 Г) 1.3
· Определите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
А) Приходит весна настежь открывающая окна.
Б) Гребцы бросили вѐсла и поставив парус сели на дно шлюпки.
В) Листья шепчутся прощаются навек.
Г) Она тихо ступала и я не услышал еѐ шаги.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
· Укажите пример с НЕВЕРНО образованной формой слова.
А) лечебная шампунь Б) красивый тюль
В) старое пианино Г) разнообразное меню
· Укажите пример с НЕВЕРНО образованной формой слова.
А) возле станции Б) уехали вопреки распоряжения
В) в соответствии с режимом Г) в связи с ремонтом
· Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
А) большую роль играет культура спора.
Б) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
В) выступление в целом произвело хорошее впечатление.
Г) в общем доклад был принят.
Проверяя сочинение,
А) у меня не было орфографического словаря.
Б) мое внимание отвлек зазвонивший телефон.
В) я нашел несколько речевых недочетов.
Г) мне потребовался словарь иностранных слов.