Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | К-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Формы и приёмы работы |
Введение. Разные виды олимпиадных заданий | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению | Лекция с элементами беседы, выполнение заданий | ||
История языка | Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. | Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа | ||
Графика. Фонетика. | Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа | ||
Орфоэпия | Орфоэпические нормы. Ударение. | Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений | ||
Лексикология | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа со словарями | ||
Фразеология | Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. | Работа с толковым и фразеологическим словарями.. Выполнение упражнений | ||
Этимология | Происхождение слова. Ложная этимология. | Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения | ||
Морфемика и словообразование | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. | Тренировочные упражнения Самостоятельная работа | ||
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа в группах | ||
Синтаксис и пунктуация | Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. | Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний | ||
Стилистика и культура речи | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | Самостоятельная работа Тренировочные упражнения | ||
Социолингвистика | Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы | Тренировочные упражнения Работа в группах | ||
Сравнительное языкознание | Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование | Тренировочные упражнения Самостоятельная работа | ||
Различные виды анализа текста | Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. | Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа | ||
Всего |
Критерии оценивания олимпиадных заданий по русскому языку.
Критерии и количество баллов за задание по русскому языку определяется сложность и структурой вопроса. В зависимости от вопроса меняется его цена. Мною даны примерные варианты оценивания заданий по русскому языку.
Задание 1.
Итоговое количество баллов - 5.
Определение способа образования – 1 б.
Одна пара слов с чередованием - 1 б.
Один пример существительного - 1 б.
Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.
Задание 2.
Итоговое количество баллов – 9.
Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.
Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.
Интерпретация каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.
Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.
Задание 3.
Итоговое количество баллов – 16.
Определение типа речи – 1 балл.
Одна стилистическая помета – 0,5 балла. В сумме – 3 балла.
Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.
Одно однокоренное слово – 1 балл.
Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.
Задание 4.
Итоговое количество баллов – 2.
1. Одна поговорка – 1 б.
2. Толкование одной пословицы - 1 б.
Задание 5.
Итоговое количество баллов – 2.
До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Задание 6.
Количество баллов – 2.
Обособление приложения скота – 2 б.
Задание 7.
Итоговое количество баллов – 6.
1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б.
2. Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.
Задание 8.