При составлении олимпиадных заданий по литературе используются два вида:
Первый вариант - комплексный анализ художественного текста;
Второй вариант - интерпретация поэтического текста.
Составитель заданий для олимпиады имеет право выбрать один из видов анализа текста (как правило, чаще всего выбирается прозаический текст).
Глава IV. Роль учителя при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады, знать и владеть всеми персоналиями по литературе. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Глава V. Курс по подготовке одаренных учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
· базовая школьная подготовка по предмету;
· подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
· самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
· целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
· подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
· курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
· индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
· использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
· уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
· использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
· наблюдения в ходе уроков;
· организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
· оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
· реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
· уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
· при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
· оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
· предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
· основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
· читаем книги, журналы
· работаем в Интернете
· общаемся дистанционно
· участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
· Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6. И не останавливаемся.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май учебного года, начало нового учебного года | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | август | учителя-предметники, зам.директора по УВР | Проект программы |
3 | Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми | май-сентябрь | заместитель директора по УВР, директор школы | · Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми · Приказ об утверждении программы · Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов · Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ · Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся · Положение о проведении школьных олимпиад |
4 | Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на 2012-2013 учебный год | сентябрь | Заместитель директора по УВР, директор школы | Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов (Факультатив «Подготовка к олимпиадам по математике» - Никитин Н.С.) |
5 | Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам | сентябрь | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в данных мероприятиях – 90-100% |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в мероприятии – не менее 9% |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах https://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», https://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | График работы компьютерного кабинета |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - https://www.eidos.ru/olymp/index.htm, интернет-журнал для младших школьников «Опять» - https://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html ) | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель информатики | Читают интернет-журнал – 24% |
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.