Горизонтально подвижной контрапункт (ГПК).




ГПК – это контрапункт, производное соединение которого отличается от первоначального временем вступления мелодических голосов. Сдвиг во времени осуществляется по целым тактам, или по полутактам, либо полуторотактам. Определительный знак – индекс горизонтали. Увеличение временной дистанции между голосами обозначается знаком плюс, уменьшение – знаком минус.

Для написания используется методика трех строчек:

1) На первой строке записывается мелодия (в строгом стиле, все дела)

2) На средней строчке переписывается мелодия но с запаздыванием в один такт. Получаются всякие диссонансы, но это неважно

3) На нижней строчке сочиняется новый голос (в строгом стиле), она начинается одновременно с первой мелодией, но при этом не создает диссонансов не с первой ни со второй строчкой.

4) Двухголосие между первой и третьей строчкой, принимаем за первоначальное соединение (первое проведение в контрапункте), а соединение между второй и третьей – это производное соединение. Ну, то есть как обычно, сначала обычный контрапункт, потом как бы модифицированный.

5) Желательно, чтобы между двумя верхними строчками было больше консонансов.

Домашнее задание,

1) учебник Фраенова, стр 130 – там эти правила для написания ГПК.

2) Один пример на горизонтально подвижной контрапункт. Если четыре вторых размер – сдвиг – полтора такт. Если 3 вторых или шесть четвертей – один такт. Количество тактов в мелодии – произвольно.

Вдвойне подвижной контрапункт.

Это контрапункт, производное соединение которого отличается от первоначального интервальными и временными соотношениями мелодических голосов.

Обратимый контрапункт

Встречается реже в практике.

В отличие от подвижного обратимый контрапункт может быть полный и неполный.

Полный – обращение всех голосов.
Неполный – обращение не всех голосов, или тольо частей голосов. Это частично обратимый.

Оси обращения в разных ладах:

1) Ионийский – по белым клавишам, от ноты до. Ось – вторая ступень.

2) Эолийский – по белым клавишам от ноты ля. Ось – четвертая ступень.

3) Дорийский - по белым клавишам от ноты ре. Ось – первая ступень.

4) Фригийский – по белым клавишам от ноты ми. Ось – седьмая ступень.

5) Лидийский – по белым клавишам от ноты фа. Ось – шестая ступень.

6) Миксолидийский – по белым клавишам от ноты соль. Ось – пятая ступень.

Зеркальный контрапункт

Простейший и самый употребительный.

Это полный обратимый контрапункт в производном соединении которого соотношение верхней и нижней мелодий, меняется на противоположное, при этом интервалы между голосами остаются теми же. Оба голоса получают обращения и при этом обмениваются местами.

Правила, чтобы написать первоначальное соединение (и тогда, после перестановок и преобразований все зазвучит)

1) Нельзя делать ход на сексту вверх (ни в той ни в другой мелодии)

2) Нельзя брать ни секунду ни септиму (в двухголосии – т.е. чтобы эти интервалы не образовывали два голоса никогда). Но можно брать нону (секунда через октаву) и кварту.

Еще домашнее задание. Зеркальный контрапункт, не менее 7 тактов, можно две четверти размер.

Ракоходный контрапункт

Вид допускающего преобразования контрапункта, в котором производное соединение получается от воспроизведения в возвратном (ракоходном) движении одной или нескольких (неполный), а чаще всех мелодий первоначального (полный). Используется в эпоху барокко и в более позднее время.

Мар. 12 г.

Свободный стиль

Это письмо, сложившееся в музыке после 16 века. Т.е. в эпоху Барокко (вторая половина 16-первая половина 17, заканчивается со смертью Баха).

Что было нового после 16 века:

1) Искусство уходит из лона церкви, возрастает эмоциональность.

2) Музыка сближается с другими видами искусства.

3) Музыка в то же время становится более свободной от других видов искусства.

 

Выразительные возможности свободного стиля:

1) Происходит переход к тональной системе мажоро-минора.

2) Складываются традиции использования инструментов.

Жанровая система.

Из старых традиций остались:
Месса, Пассионы (страсти), хоральная обработка, пассакалья, чакона, ричеркар и др.

Новое:
Опера, оратория, кантата, соната (старосонатная форма), концерт, симфония.

О ритме.

Появляется соотношение один к двум. Исчезают крупные длительности. Исчезают крупные размеры.

Фактура.

Стало нельзя делать перекрещивания голосов.

Мелодика

Особенности мелодики происходят от взаимопроникновения от инструментального и вокального начала.

Источники мелодии: грегорианский хорал, фольклорные мелодии, оперные арии, речетативы, черты танцев. Понятие темы мелодии возникает только в 17 веке.

Можно стало: любые длительности, скачки на любой интервал без заполнения, количество скачков – неограниченно, несовершенные консонансы используются без ограничений.

Нельзя: совершенные консонансы на сильных долях (приму, октаву, кварту и квинту), кроме каденции, параллельные квинты (чистые).

Допустимо: в крайней паре голосов прямое движение к октаве или квинты, если верхний голос идет плавно.

Диссонансы (секунда, септима, тритон):

Теперь можно их не готовить, разрешать не сразу, а через несколько звуков.

Секунда не может разрешаться в унисон, септима должна разрешаться верхним голосом.

Свойства полифонических тем:

1) Выявляются закономерности функционального мажоро-минора.

2) Интонационная завершенность и четкость структуры.

3) Появляются темы однородные и контрастные.

4) Большие скачки, Обилие фигураций, мелкие длительности, быстрые темпы, скрытое двухголосие.

5) Практически неограниченный диапазон.

6) Могут быть секвенции и отклонения.

7) Нельзя делать делать движения по звукам аккорда.

Прочитать можно у Фраенова, стр 137-162.

Домашнее задание:

1) Пять одноголосных мелодий в свободном стиле.

Мар. 12 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: