Практические занятия № 4-6




КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА

ЦЕЛИ:

1. Закрепить понятие переходности, возвратности, залога.

2. Формировать умение определять переходность глагола, грамматические показатели переходности, семантические группы переходных / непереходных глаголов, случаи употребления переходных глаголов в непереходных значениях.

3. Формировать умение определять значение постфикса –ся, семантические группы возвратных глаголов.

4. Формировать умение определять залог глагола по двухзалоговой и трехзалоговой классификации, анализировать грамматические показатели залоговых значений.

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Лексико-грамматические разряды переходных и непереходных глаголов. Семантические группы переходных и непереходных глаголов, их грамматические отличия. Употребление переходных глаголов в значении непереходных.

2. Возвратные глаголы. Семантические группы возвратных глаголов. Функции постфикса – ся.

3. Категория залога. Грамматическое значение, синтаксические и морфологические средства выражения залоговых значений по трехзалоговой и двухзалоговой классификации.

ЗАДАНИЯ:

· Проблемный анализ научной лингвистической литературы по изучаемой теме:

• Сопоставьте главу о залоге в АГ-60 и АГ-80. Сформулируйте суть двух основных направлений в подходе к категории залога. Ответ оформите в письменном виде.

· Выполните упражнения:

Упражнение 1

Определите переходность глаголов, укажите показатели переходности / непереходности.

I.1. Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чех.) 2. Он получил по-тогдашнему блестящее и многостороннее образование, знал несколько языков, рисовал, чертил (т.е. знал архитектуру), писал и прозой и стихами. (Акс.)3. Ты еще маленькая и многого не понимаешь. (Пауст.) 4. Жук пошевелил усиками, обежал несколько раз вокруг шара и закатил его наконец в нору. (Пауст.) 5. Пруд наполнялся родниками и был довольно глубок; овраг перегораживала плотина; посередине ее стояла мельничная амбарушка; в ней находился один мукомольный постав, который молол хорошо только в полую воду. (Акс.) 6. Я принес сучьев, подкинул в огонь, сел и смотрю на костер; никак не могу от него глаз отвести. (Пауст.) В эти предвечерние часы любо бывало юнкерам петь хором, декламировать, ставить самодельные краткие пьесы, показывать фокусы, слушать рассказы о былом и прочитанном. (Купр.)

Упражнение 2

Определить переходность и залог выделенных глаголов.

А 1 – переходный 2 – непереходный 3- переходный в значении непереходного 4 – непереходный в значении переходного
Б 1 – действительный 2 – страдательный 3 – возвратно-средний 4 – вне залога

I. 1. Вся Москва (1) кричит и (2) звонит от радости. 2. Я уж не (3) знаю, как она там (4) молила, (5) просила и (6) требовала, но (7) добилась обещаний (8) взять где двух, где трех, где четырех поденных пришлых рабочих на плантации и на прокопку яблонь. 3. Крестьянские бабы и девушки (9) высыпают на улицу и (10) смеются. Охотно (11) таскают воду их холодного колодца, (12) дают юнкерам вволю напиться, (13) льют и (14) плескают воду им на руки, (15) обмыть горячие лица и грязные их физиономии. (16) Притащили яблок, слив, огурцов, сладкого гороха, (17) суют в руки и карманы 4. Боже, как я был тогда глуп и мнителен. Как (18) бесился, (19) ревновал, (20) завидовал и (21) ненавидел. (Из произведений А. Куприна).

II. Он совсем недурно (1) рисовал карандашом и углем, свободно (2) писал акварелью и немножко маслом, ловко (3) делал портреты и карикатуры, (4) умел мило (5) набросать пейзаж и натюрморт. 5. Мы (6) поднялись наверх, на гору. (7) Оказывается, что смотрителя тюрьмы сейчас нельзя (8) видеть – и по очень важной причине: рыбаки (9) наловили много рыбы, а смотритель (10) купил несколько фунтов, (11) велел своей жене (12) сделать бульябес и поэтому (13) просит извинения. (Из произведений А. Куприна).

Упражнение 3

Определите значение постфикса – ся:

1. – выражает залоговое значение (изменяет направленность действия),

2. – входит в состав непроизводной основы (слово без – ся не употребляется),

3. – образует слово с новым лексическим значением (изменяет лексическое значение слова или участвует в образовании нового слова вместе с приставкой),

4. – выражает значение безличности.

А.1. Еще в раннем детстве (1) доводилось мне (2) любоваться восходом солнца. За стволами старых лип огромный пылающий шар (3) поднимался над проснувшейся землею. (4) Казалось, что он (5) раздувался, сиял радостным светом, играл, (6) улыбался. 2. В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь (7) пробуждается. 3. Цветет рябина поздней весной, когда (8) оденутся в зеленую одежду леса, поют, (9) заливаются на опушках и на берегах рек звонкоголосые соловьи. 4. Только поздней осенью, когда опадет с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины (10) становятся сладкими. 5. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нем (11) обживались. (Из произведений И. Соколова-Микитова)

Б.1. Ребятишки русских лесных деревень (1) лакомились по праздникам мерзлой сладкой рябиной. 2. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, (2) прощаться с золотыми осенними днями. 3. Собирая золотистую пыльцу, (3) вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы. 4. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнуть в землю – сама (4) примется, пустит корни, начнет расти и (5) ветвиться неприхотливая ива. 5. Еще в детстве мне очень (6) нравились высокие стройные осины, росшие вблизи нашего деревенского дома. 6. Корою молодых осинок (7) кормятся зимою зайцы-беляки. 7. Ранней весной и осенью (8) держатся в осиновых лесах глухари-мошники. Идешь, бывало, по осиновому лесуи вдруг нежданно-негаданно с шумом (9) сорвется и полетит тяжелый глухарь. 8. Под утро зайцы (10) скрываются в лесу. Они (11) ложатся где-нибудь под кустом или еловой ветвью, головой к своему следу. (Из произведений И. Соколова-Микитова)

Упражнение 4

Определите значение творительного падежа и укажите залог выделенных глагольных форм.

А. 1 – творит. предикативный 2 – творит. орудийный 3 – тв.. обстоятельственный 4 – творительный объектный 5 – творит. субъектный Б. 1 – действительный 2 – страдательный 3 – возвратно-средний 4 – вне залога

I.1. Эта уверенность (1) поддерживалась во мне до боли раздраженным самолюбием. 2. Вода вдруг (2) покрылась рябью. Эта рябь (3) казалась гримасой, которую (4) сделала вода, чтобы не (5) разразиться громким смехом. 3. Роща (6) слушала и (7) ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение (8) наполняло ее теплом и светом. 4. Большие корзины ярко-красных помидоров вперемежку с темно-лиловыми баклажанами, зеленью петрушки, моркови быстро (9) сносились торговцами в кучи. 5. Лодка стрелой (10) помчалась по водной глади. 6. Я (11) наполнял пространство картинами своей будущей жизни, она всегда была скромна и вся из поучительно добрых поступков (Из произведений М. Горького)

II. 1. Когда грузчики, бросив работать, (1) рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках,(2) появился Гришка Челкаш. 2. Для чтения книги (3) покупались мной на базаре – это были все славные романы, рисовавшие хорошую любовь и добрые, человеческие подвиги. 3. Они опять (4) переменились местами. 4. Девушка (5) пела мягким контральто. 5. (6) Гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем. 6. Но моменты, когда я нравился себе, были очень кратки, они тотчас же (7) поглощались поступавшими ко мне запросами со стороны и нарождавшимися во мне самом.. 7. Вода чуть слышно (8) звенела и (9) плескалась под ударами длинных вёсел и всё (10) блестела теплым голубым светом фосфора. (Из произведений М. Горького)

III. 1. И пленника младого грудь тяжелой (1) взволновалась думой. 2. Умолкнул поздний крик орлов, и глухо (2) вторится горами далекий топот табунов. 3. Он (3) сел и в думе скорбными очами на злое бедствие (4) глядел. 4. Игра (5) сменяется игрою. 5. Он (6) забывался; в нем теснились воспоминанья прошлых дней, и даже слезы из очей однажды градом (7) покатились. 6. Орлы с утесов (8) поднимались и в небесах перекликались; шум табунов, мычанье стад уж гласом бури (9) заглушались. 7. Пред ним пустынные равнины (10) лежат зеленой пеленой. 8. К войне заране приучаясь, он (11) любовался красотой одежды бранной и простой. (Из произв. А. Пушкина.)

Упражнение 5

Определите залог глаголов, укажите средства выражения залогового значения.

I. 1. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (Чех.) 2. Мы объяснились, сблизились, неведомо для других. (Данил.) 3. Придумывая тысячи способов вырваться, бежать, я остановился прежде всего на мысли изготовить как-нибудь ключ, чтобы отомкнуть тяжелые цепи. (Данил.) 4. Над морем клубились низкие осенние тучи. (Пауст.)

II. 1. Главная масса толпится, правда, более на кухне. Там всегда подымается какой-нибудь насущный осторожный вопрос, толкуется о том, о сем, разбирается иногда какой-нибудь слух, часто нелепый, но возбуждающий необыкновенное внимание этих отрешенных от мира людей. (Дост.) 2. Наш фрегат «Северный Орел» за Гибралтаром. Он без руля, с частью оборванных парусов, уносится течением к юго-западу. Куда прибьемся, что будет с нами? Ночь. Ветер стих, волны улегаются. Сижу в каюте и пишу. Что успею записать из виденного и испытанного, засмолю в бутылку и брошу в море. (Данил.) 3. Карета пролетела версты три, и кучер Сафрон осадил своих коней. (Дост.)

III. 1. Но я сказал, что без всякого жребия с удовольствием останусь здесь. Этому удивились. Тогда я пояснил, что думаю воспользоваться несколькими свободными днями, для того чтобы без помехи подзубрить тактику, французский язык и уставы. 2. К осени виноградные больные разъехались на север. Остались в местечке только коренные жители, греки-рыболовы, да мы – случайная малая кучка интеллигентов. Давно, еще летом, все перезнакомились и уже успели порядком надоесть друг другу, но все-таки сходились, распивали чаи, шумно, безрезультатно и грубовато спорили, пережевывали вслух, как новость, содержание передовиц из либеральных газет – словом, делали все, что полагается русским передовым человекам, томящимся в собственном соусе. (Из произведений А. Куприна)

IV. 1. Его ежемесячные домашние балы славились по всему городу: лучший струнный оркестр, самые красивые женщины Москвы,[…] свежие ананасы и прелестные безделушки для котильонов, которые охотно сохранялись на память даже людьми солидными и уже давно не танцующими. 2. Рота умылась, вычистилась, оделась и выстроилась в коридоре, чтобы идти строем на утренний чай. 3. Дом Синельниковых стал часто посещаться юнкерами. 4. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов. 5. Сияет над Кремлем голубое холодное небо. Золото солнца расплескалось на соборных куполах, высоко кружатся голуби. 6. Живется юнкерам весело и свободно. Учиться совсем не так трудно. (Из произведений А. Куприна)

Упражнение 6

Выпишите глагольные формы, определите залог по трехзалоговой и по двух залоговой классификации, укажите показатели залоговых значений.

I. 1. Иные потонули, не смогли долго держаться – вода была чересчур холодна…Но часть матросов все-таки спаслась на другой берег, и теперь десятеро из них здесь, неподалеку, спрятались в балке, в кустарнике. 2. Ну и принялась же она за дело. Наняла единственного в поселке пароконного извозчика и объездила на нем соседние хутора, где интеллигенты занимались виноградом и фруктами. 3. Звенит первый звонок. Выставляются на досках номера лошадей и фамилии жокеев первой скачки. 4. Пились скромные напитки: пиво, вино с водою, лимонад. 5. В банке, в надежных бумагах, давно хранятся солидные деньги. Вовремя продается предприятие, место и машина. 6. Обидно вот что: встретились мы целый час назад. Ну, конечно, оба сначала не узнали друг друга, потом искренно обрадовались, крепко, по-братски, поцеловались. (Из произведений А. Куприна)

II.1. Конечно, за долгую зиму мы все уже успели друг с другом перессориться. 2. А когда набирались вспомогательные войска во Францию, то и я потянул свой жребий, будучи уже поручиком-инженером. 3. С хозяевами отеля я уже давно успел подружиться. 4. И мне почувствовалось, что от Марии ко мне бегут радостные дрожащие лучи. 5. После трехмесячных летних каникул кадеты, окончившие полный курс, съезжаются в последний раз в корпус, где учились, проказили, порою сидели в карцере, ссорились и дружили целых семь лет подряд. 6. Я увлекся воспоминаниями. 7. Мичман спасся каким-то чудом. 8. Но невольно, а может быть, и некстати, вспомнилось мне, как приехал я по делу молодым, безусым офицером в имение Соколовку, Рязанского уезда. 9. А человеческая река все льется и льется сплошным течением сквозь широкую старинную арку. 10. Я в то время готовился в академию генерального штаба, поэтому мне охотно поверили и оставили в покое. (Из произведений А. Куприна)

III. 1. Знамя остановилось у аналоя. Раздалась команда: «На молитву! Шапки долой!» И затем послышался негромкий тягучий голос батальонного священника. 2. А кроме того, строевое старание поддерживается далекой, сладкой, сказочной мечтою о царском смотре или царском параде. 3. В октябре 1888 года по Москве разнесся слух о крушении царского поезда около станции Борки. Говорили смутно о злостном покушении. Москва волновалась. Потом из газет стало известно, что катастрофа чудом обошлась без жертв. Всюду служились молебны, и на всех углах ругали вслух инженеров с подрядчиками. 4. Замечательно, что эта вторая бомба не взорвалась от детонации. 5. Утром все уладилось. 6. Домик, переходя из рук в руки, расширялся, украшался, подвергался перестройкам в духе эпох, пока не сделался прекрасным дворцом. (Из произведений А. Куприна)

Упражнение 7

Определите залог глагола:

1 – действительный, 2 – страдательный, 3 – возвратно-средний, 4 – вне залога.

А. До переезда из Сибири, да и в первое время в Москве, покуда он (1) присматривался да (2) прислушивался, (3) учился и (4) работал за письменным столом, всё (5) шло без осложнений: (6) издавались и (7) переиздавались первые две части его романа и повесть. Книги положительно (8) оценивались критиками. (Пермит.) На реке (9) перекликались кулички, и из лесу (10) доносилось воркование диких голубей. (Федос.)

Б. Через несколько дней Аничка (1) получила документы и (2) пошла на хутор, где (3) располагались разведчики, (4) проститься. (Каз.) (5) Не спалось. (Шишк.) Тотчас этот бурелом (6) подхватывался водою. (Арс.) Звери (7) появились бесшумно (Пермит.) Вся фанза (8) наполнилась дымом. (Арс.) Бесконечные отмели по берегам (9) сменяются зарослями ивняка и ракитника. (Дем.) Артиллеристы (10) возились подле вкопанных в землю орудий. (Каз.)

В. Пестрота народа (1) сглаживалась военно-морским порядком и тем, что примером для команд (2) служили балтийцы. (Фед.) Коробейникам не (3) пелося: уж (4) темнели небеса, над болотом (5) занималася, (6) понависнула роса. (Некр.) На поле (7) опустилась глубокая, но прозрачная ночь, и низины (8) подернулись клочковатым туманом. (Сарт.) Шепот их все время (9) прерывался смехом. (Пауст.) Главный удар (10) намечается мною в направлении Луцка. (Серг.-Ценск.)

Г. В спокойно тяготеющей крупной листве каштанов (1) стояли белые шишки цветов; их аромат (2) мешался с запахом росы и смолы. Дивизия (3) передвигалась в спешном порядке. (Серг.-Ценск.) Возница не (4) соглашался подвезти женщин до какого-то, очевидно, маленького городка или местечка за ту плату, какую они (5) предлагали. (Пауст.) На кухне опять (6) трещит огонь, опять (7) раздается дробный стук ножей: (8) готовится ужин. (Гонч.) Какие меды, какие квасы (9) варились, какие пироги (10) пеклись в Обломовке! (Гонч.)

Д. Сама команда (1) подбиралась им лично и во многом (2) отвечала его наклонностям. (Грин) И река как ждала: она медленно (3) шевельнулась, будто пробуя силы. Лед тихо, томительно (4) зашелестел. Воронки на льду (5) заполнились клубящимися водоворотами. Льдины, трескаясь, стали (6) рушиться и (7) сталкиваться на ходу. (Кожух.) Чины людьми (8) даются, а люди могут (9) обмануться. (Гр.) (10) Согнало снег, а зелени ни травки, ни листа! (Некр.)

Упражнение 7

Определите залог глаголов из упр. 6 по двухзалоговой классификации.

Дополнительные задания

· Подготовьте презентацию по теме «Вопрос о категории залога в русской грамматике»;

· Составьте кластер по темам «Залог глагола», «Возвратные глаголы»;

· Составьте алгоритм определения переходности глагола;

· Составьте алгоритм определения залога глагола по двухзалоговой классификации;

· Составьте опорную схему по теме «Залог глагола»;

· Составьте синквейн по темам «Залог глагола»; «Переходность глагола»;

· Подготовьтесь к компьютерному тестированию по теме.

Литература

1. АГ-80. Т. 1. – §§ 1455-1471.

2. АГ-53. – С. 412-426.

3. Бондарко А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол. – М., 1967. – С. 150-183.

4. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 130-138.

5. Виноградов В. В. Русский язык. Гл. VII §§ 69-79.– М., 1972. – С. 476-507.

6. Калакуцкая Л. п. Залог в предикативных формах глагола и в причастиях // РЯШ – 1968. – № 6.

7. Современный русский язык. В 3-х ч. – Ч. II / Шанский Н. М., Тихонов А. И. –

8. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. – М., 1981.

9. Мучник И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском языке. – М., 1971. – С. 8-95.

10. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Дибровой. – М., 2001. – Ч. II. – С.89-94.

11. Бондарко А. В. К теории поля в грамматике – залог и залоговость // ВЯ – 1972. – № 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: