№ | Проверочный вопрос | Присутствие/ учет фактора (характеристики) |
1. | Совершены ли следующие организационные действия, обеспечивающие формирование системы выявления и снижения административных барьеров для негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере? | |
1.1. | Обеспечен сбор информации от негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, позволяющий зафиксировать типичные проблемы, затрудняющие их разумное и результативное привлечение к оказанию услуг. | |
1.2. | Сформирована при региональном Координационном совете[8] межведомственная рабочая группа по снижению административных барьеров. | |
1.3. | Проведены циклы совещаний с уполномоченными органами в социальной сфере, территориальными управлениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителями научных, общественных и экспертных организаций. | |
1.4. | В ходе совещаний подготовлены ли предложения по решению выявленных проблем в типичных ситуациях, оптимизации осуществления разрешительных и контрольно-надзорных полномочий, реорганизации административных процедур, в том числе по внесению изменений в законодательные и подзаконные нормативные правовые акты. | |
1.5. | В отраслях социальной сферы выявлена успешная практика, которая может быть распространена на иные отрасли и ситуации взаимодействия негосударственных поставщиков с органами власти по поводу оказания услуг в социальной сфере. | |
1.6. | Результаты совещаний обсуждены на заседании Координационного совета. | |
1.7. | На основе подготовленных предложений при участии иных рабочих групп сформированы планы-графики их реализации, устанавливающие в том числе: | |
1.7.1. | сроки принятия законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, разработки и внедрения иных механизмов снижения или снятия бюрократических барьеров; | |
1.7.2. | ответственные органы и лица; | |
1.7.3. | вклады и формы вовлечения в разработку и внедрение предложенных мер представителей экспертных и общественных организаций, предпринимательских объединений, общественных палат и советов, отдельных негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, а также организаций по защите прав потребителей и получателей услуг в социальной сфере. | |
1.8. | Сформированные планы-графики реализации предложений по снижению административных барьеров для негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере рассматриваются на заседании регионального Координационного совета и утверждаются распоряжениями уполномоченного должностного лица. | |
1.9. | При формировании организационных структур и проведении шагов по снятию административных учтено существование имеющихся органов, занимающихся отдельными элементами дебюрократизации: региональный совет по развитию предпринимательства при губернаторе региона, Уполномоченный по правам предпринимателей, проектные офисы для реализации отдельных пилотных проектов в отраслях социальной сферы, сформированные на предыдущем этапе, тематические рабочие группы по реализации стандарта конкуренции, экспертные группы по внедрению инвестиционного стандарта и т.п.: | |
1.9.1. | представители этих органов, должностных лиц и членов рабочих групп включены в деятельность регионального Координационного совета по рассмотрению вопросов дебюрократизации. | |
1.9.2. | проводятся совместные совещания рабочих групп с принятием общих решений; | |
1.9.3. | вопросы снижения барьеров в деятельности негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере включены в планы деятельности соответствующих органов и рабочих групп. | |
1.10. | Принимаемые рабочими группами, иными органами решения, планы деятельности и результаты их реализации по снижению административных барьеров отражаются на информационном ресурсе регионального Координационного совета, а также на портале единой автоматизированной информационной системы поддержки СОНКО и портале поддержки субъектов МСП в регионе. | |
1.11 | Регулярно проводится мониторинг реализации принятых решений. | |
1.12 | В рамках реализации в субъекте Российской Федерации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе рассмотрены вопросы распространения требований стандарта на деятельность по обеспечению инвестиций в социальную сферу региона. | |
2. | Содержит ли региональная программа поддержки СОНКО меры по снижению административных барьеров для СОНКО? | |
3. | Вовлечены ли в деятельность по преодолению административных барьеров в деятельности СОНКО ресурсные центры поддержки СОНКО? | |
4. | Вовлечены ли в деятельность по преодолению административных барьеров в деятельности социальных предпринимателей Центры инноваций в социальной сфере? | |
5. | Вовлечены ли в выявление проблемных процедур и административных барьеров следующие значимые группы? | |
5.1. | социально ориентированные НКО, представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, ведущие или предполагающие ведение деятельности по оказанию услуг в социальной сфере, а также их объединения; | |
5.2. | общественные объединения и некоммерческие организации, защищающие интересы групп населения – получателей услуг в социальной сфере; | |
5.3. | общественные объединения, СОНКО, экспертные организации, имеющие опыт исследования, анализа и оценки административных барьеров в социальной сфере и в иных отраслях экономики; | |
5.4. | организации и объединения, защищающие права и интересы СОНКО, субъектов МСП. | |
5.5. | социально ориентированные НКО, представители малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, ведущие или предполагающие ведение деятельности по оказанию услуг в социальной сфере, а также их объединения; | |
5.6. | общественные объединения и некоммерческие организации, защищающие интересы групп населения – получателей услуг в социальной сфере; | |
5.7. | Иные референтные группы | |
6. | Выявлены ли в ходе анализа процедуры или требования НПА проблемы, которые являются источниками увеличения издержек негосударственным поставщиком? | |
6.1. | недостаток информации или ее асимметричность (непонятность, запутанность информации, ее отсутствие или недоступность, в т.ч. предоставление информации в неудобном виде и т.п.); | |
6.2. | избыточность требований в НПА; | |
6.3. | плохо организованный административный процесс, сложный и запутанный процесс согласования (подготовки) к входу в процедуру; | |
6.4. | недостаток места размещения процедуры (нет «одного окна», невозможность прохождения этапов процедуры дистанционным способом, отсутствует межведомственное взаимодействие, в этапах решения участвуют неуполномоченные субъекты и т.п.); | |
6.5. | недостаток времени (длительность процедур оплаты, несвоевременность предъявления требования и т.п.); | |
6.6. | оппортунистическое поведение вовлеченных государственных и муниципальных служащих («отлынивание», бездействие или вымогательство в виде перенесения издержек административного действия на негосударственного поставщика); | |
6.7. | отсутствие (размывание) прозрачных требований (процедура исполняется «как заведено», без формальной фиксации – и поэтому сложна для новичка), наличие избыточных возможностей принятия решения исключительно в зависимости от усмотрения государственных (муниципальных) служащих; | |
6.8. | иные… | |
7. | Выявлены ли в ходе оценки предпринимателями и сотрудниками СО НКО следующие характеристики, свидетельствующие наличии барьеров во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления? | |
7.1. | Субъективная качественная оценка предпринимателями и сотрудниками СОНКО прохождения процедур и соблюдения требований законодательства как очень сложных. Оценка сложности с приведением примеров конкретной ситуации, сопровождаемой конкретными количественными расчетами понесенных затрат из-за сложности процедур: например, времени сотрудников, транспортных и иных расходов на неоднократное посещение, неоднократное повторение одних и тех же этапов процедуры, подачи и возвращения документов и т.п. | |
7.2. | Субъективная качественная оценка негосударственными поставщиками отсутствия (или противоречивости) устойчивых процедур, правил, инструкций и требований, вследствие чего, по их мнению, они находятся в неравном положении с государственными (муниципальными) учреждениями или иными категориями поставщиков, либо сталкиваются с усмотрением государственных (муниципальных) служащих. | |
7.3. | Неудовлетворительность времени, которое поставщик услуг в социальной сфере вынужден тратить на прохождение процедур и соблюдения требований законодательства, включая высокую длительность совокупности предписанных процедур, сверхнормативное затягивание решения, слишком короткие сроки получения необходимых к предоставлению сведений и документов и т.п. | |
7.4. | Отмеченные ли как несоразмерные/избыточные/несвоевременные следующие затраты денежных средств: | |
7.4.1. | официальные платежи, связанные с оплатой пошлин, получением квитанции, нотариальных заверений и т.д.; | |
7.4.2. | оплата понесенных издержек и времени работников МСП и СО НКО, которые было потрачено для соблюдения требований законодательства и прохождения бюрократических процедур; | |
7.4.3. | оплата услуг специализированных консалтинговых фирм и организаций-посредников, которые были привлечены бизнесом или СОНКО для прохождения той или иной процедуры; | |
7.4.4. | упоминаемые как опыт неформальных платежей (платежи, которые не могут быть отнесены к себестоимости, целевой характер которых будет трудно доказать контролирующим органам и т.п.), которые МСП и СО НКО вынуждены сделать, чтобы пройти какую-либо процедуру. | |
8. | Проводился ли анализ законодательства и практики регулирования деятельности негосударственных поставщиков, процедур из взаимодействий с уполномоченными органами в сравнении с другими регионами и имеющейся в них успешной практикой. | |
9. | Запрашивались ли и получены ли в ходе анализа процедуры взаимодействия негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере с уполномоченными органами сведения, выявляющие проблемный характер таких процедур взаимодействия? | |
9.1. | Имеются ли документы, которые, по мнению негосударственных поставщиков, не влияют на качество, объём и прочие характеристики услуг, но их требуют государственные и муниципальные органы (учреждения)? | |
9.2. | Имеются ли документы, которые не предоставляют иные субъекты оказания услуг (подведомственные учреждения по сравнению с негосударственными организациями, некоммерческие организации по сравнению с коммерческими или ИП, расположенные в городе по сравнению с расположенными с сельской местности)? | |
9.3. | Имеются ли нерациональные (бессмысленные) затраты, которые возникают по требованию государственных и муниципальных органов (учреждений)? | |
9.4. | Имеются ли периоды ожидания решений государственных или муниципальных органов, когда деятельность негосударственного поставщика затруднена? | |
9.5. | Приходится ли получать документы в одном государственном или муниципальном органе (учреждении) и относить их в другой? | |
9.6. | Имеются ли ситуации, когда государственный или муниципальный орган (учреждение) произвольно решает, разрешить что-то или нет? | |
9.7. | Имеются ли ситуации, когда государственный или муниципальный орган (учреждение) может навязать поставщиков или покупателей, повлиять на цену, сроки или иные условия договоров? | |
9.8. | Имеются ли проблемы со своевременным получением полной и достоверной информации от государственных и муниципальных органов (учреждений)? | |
9.9. | Затрудняют ли проверки деятельность по оказанию услуг? В чем это выражается? | |
9.10. | Возникают ли постоянно новые требования со стороны государственных и муниципальных органов (учреждений)? | |
9.11. | Имеются ли дублирование функций разных государственных или муниципальных органов, в результате которой возникают противоречивые требования? | |
9.12. | Имеются ли проблемы в доступе к потребителям услуги? | |
9.13. | Имеются ли чётко определённые сроки действия различных разрешений и согласований? | |
9.14. | Всегда ли возможно электронное взаимодействие с государственным или муниципальными органами (организациями)? | |
9.15. | Является ли отчётность неизменной, имеются ли случаи требования специальных разовых отчётов? | |
9.16. | Является ли отчётность неизбыточной, связанной только с характеристиками услуги? | |
9.17. | Имеется ли система оповещения государственными или муниципальными органами негосударственных поставщиков об изменении законодательства, правил и процедур? | |
9.18. | Имеется ли возможность обратиться в государственный или муниципальный орган с предложением об оптимизации процедур, упрощения правил и реально повлиять на них? | |
9.19. | Имеются ли неурегулированные законодательством сферы, где государственные и муниципальные органы (учреждения) стараются ничего не делать, или где их действия носят характер усмотрений? | |
9.20. | Иное |
Приложение 2. Проверочный лист к оптимизации административной процедуры [9]
№ | Проверочный вопрос / проверяемая характеристика проблемного процесса | Целевое значение: присутствие / учет фактора (характеристики) | Комментарий | Источники информации | |
1. | Возможность сокращения объема действий ИП и юридических лиц (СОНКО и МСП) | ||||
1.1. | Наличие возможности дистанционного прохождения части процедур (всей процедуры) | «Требование выполняется» | Для процедур, которые могут исполняться дистанционно | Информация из опросов СОНКО сотрудников РОИВ | |
1.2. | Неэффективная последовательность действий СОНКО и МСП (физических и юридических лиц, задействованных в исполнении госфункции) | Отсутствие неэффективных элементов в последовательности действий получателя | Например, дополнительное посещение ОИВ в связи с тем, что первоначально был представлен неполный пакет документов, т.к. негосударственный поставщик не обладал достаточной информацией о перечне необходимых документов | Информация из опросов СОНКО и МСП, сотрудников РОИВ | |
1.3. | Сотрудники РОИВ требуют от юридических и физических лиц выполнения действий, обязательность которых не закреплена нормативными актами | «Требование не выполняется» | Например, предоставление копий документов, не предусмотренных порядком взаимодействия; требование дополнительных документов отчетности | Информация из опросов СОНКО и МСП, сотрудников РОИВ, нормативные требования | |
1.4. | Сотрудники РОИВ требуют от юридических и физических лиц предоставления дублирующей информации | «Требование не выполняется» | Например, требование заполнения форм документов, многократно содержащих одинаковые информационные поля | Информация из опросов СОНКО и СП, сотрудников РОИВ, информация из порядков и регламентов | |
2. | Избыточные работы | ||||
2.1. | Результаты работы дублируют результаты других работ | «Требование не выполняется» | Например, многократный запрос одной и той же информации | информация из порядков, регламентов; кейсы | |
2.2. | Работа не имеет первичных результатов (аналогично к требованиям к содержанию административного регламента) | «Требование не выполняется» | Первичный результат - результат, создание которого может быть основанием для введения работы. Первичный результат работы - результат, без которого невозможно получения первичных результатов процедуры | оценка «первичности» результата по результату опроса сотрудников РОИВ и СОНКО | |
2.3. | Отказ от исполнения работы не повлияет на результаты процедуры | «Требование не выполняется» | Оценивается с учетом информации из опросов СОНКО и МСП, сотрудников ОИВ | ||
3. | Избыточные процедуры | ||||
3.1. | Процедура не имеет первичных результатов (аналогично требованиям к административным регламентам услуги) | «Требование не выполняется» | Первичный результат - результат, создание которого может быть основанием для введения процедуры. Первичный результат процедуры - результат, без которого невозможно получения первичных результатов процесса | Информация из опросов, описания практики (кейсов) | |
3.2. | Отказ от исполнения процедуры не повлияет на результаты процесса | «Требование не выполняется» | Оценивается группой разработчиков с учетом информации из опросов СОНКО и МСП, сотрудников ОИВ | ||
4. | Возможность переложения части издержек РОИВ на третьих лиц | ||||
4.1. | Результаты работ, выполняемых сотрудниками РОИВ, могут быть получены в результате деятельности третьих лиц | «Требование выполняется» | РОИВ может отказаться от выполнения действий, когда аналогичный результат может быть достигнут в результате действий, выполняемых другим субъектом | Оценивается с учетом информации от СОНКО и МСП, из опросов сотрудников РОИВ | |
5. | Возможность переложения на РОИВ части издержек третьих лиц | ||||
5.1. | Действия СОНКО и МСП (физических и юридических лиц, задействованных в исполнении госфункции) могут быть полностью или частично выполнены сотрудниками ОИВ | «Требование выполняется» | Например, сбор справок, необходимых для предоставления государственной услуги, может выполнять негосударственный поставщик, а может сотрудник РОИВ | Оценивается с учетом информации из опросов СОНКО и МСП | |
6. | Неверное планирование / организация рабочего процесса | ||||
6.1. | Простаивают ресурсы при взаимодействии с негосударственным поставщиком (исполнении государственной функции) | РОИВ привлекает различные ресурсы для выполнения процессов. Такие привлеченные ресурсы как рабочая сила, арендованные помещения оплачиваются исходя из того времени, которое они находятся в распоряжении РОИВ. При этом время непосредственного использования ресурсов в расчет не принимается. Простаивающие ресурсы с точки зрения издержек оказываются эквивалентны работающим. Поэтому принципиально важно выявить факты простоя ресурсов и причины их слабого вовлечения в процесс. После чего - либо создать механизмы вовлечения свободных ресурсов в процесс, либо создать механизмы отказа от незанятых в процессе ресурсов. | |||
6.2. | Длительность ожидания задания сотрудником | Предельное значение зависит от конкретной работы | Сотрудник не выполняет работ из-за ожидания получения входящих результатов | Информация из опроса сотрудников | |
6.3. | Имеются "узкие места" в процессе | «Требование выполняется» | "узкое место" - работа, по которой существует "очередь" входящих заданий, притом что по работам - получателям ее результатов наблюдается простой ресурсов | Информация из опроса сотрудников, опроса СОНКО и МСП | |
7. | Затягивание сроков выполнения процедуры | ||||
7.1. | Задержка между возникновением юридического факта и фактическим началом выполнения работ | Предельное значение зависит от конкретной работы | Затягивание выполнения работы в связи с потерями времени, выраженными в задержке между возникновением юридического факта (поступило заявление, поступил отчет), и фактическим началом выполнения работ (оценка отчета и передача информации для оплаты произведенных работ). Данная ситуация возможна при высокой загруженности исполнителя, когда полученные задания долго ожидают очереди на выполнение | Информация из опроса сотрудников; СОНКО и МСП | |
7.2. | Задержка между завершением выполнения работ и передачей результата получателю ("пролеживание" результатов работ у исполнителя) | Предельное значение зависит от конкретной работы | Затягивание выполнения работы в связи с потерями времени, выраженными в задержке между завершением выполнения работ и передачей результата получателю (реакция на отчет готова, а негосударственный поставщик об этом не уведомлен) | Информация из опроса сотрудников, СОНКО и МСП | |
7.3. | Разница в сроках между моментом передачи результата исполнителем и моментом получения результата получателем (долгий путь движения результата от исполнителя к получателю) | Предельное значение зависит от конкретной работы | Затягивание выполнения процесса в связи с потерями времени, выраженными в разнице между моментом передачи результата исполнителем и моментом получения результата получателем. Данный вид потерь времени может быть связан, например с неэффективно организованной системой документооборота, когда документы долго "пролеживают" в канцелярии, либо с использованием "медленных" средств передачи (например, пересылка документов обычной почтой). | Информация из опроса сотрудников, опроса физических и юридических лиц (СОНКО и МСП) | |
8. | несовершенство IT-решений | ||||
8.1. | Программный продукт дает свою трактовку законодательства | «требование не выполняется» | Зачастую, уровня регламентации, заложенного в нормативных актах, недостаточно для создания алгоритма жесткого работы информационной системы. Преследуя цели минимизировать возможности отклонений в сценарии работы сотрудников, разработчики программных продуктов часто дают свои толкования недоговоркам законодательства.[10] | Документация к ПО, информация из опроса сотрудников, опроса физических и юридических лиц | |
8.2. | Несовместимость форматов данных используемых программных продуктов | «Требование не выполняется» | Сотрудникам приходится дополнительно затрачивать время на перевод данных из одного формата в другой | Информация из опроса сотрудников, СОНКО и СП | |
8.3. | Выполнение работ "вручную" в обход автоматизированному алгоритму | «Требование не выполняется» | По причине неудобства или некорректности работы программного обеспечения сотрудникам приходится выполнять работы без использования информационной системы | Информация из опроса сотрудников, СОНКО и СП | |
9. | Слабая формализация процесса | ||||
9.1. | Использование недокументированной информации | «Требование не выполняется» | Использование устной информации, движение которой трудно отслеживать. В данной ситуации высок риск искажения информации, трудно управлять потоками информации, невозможно накапливать информацию | ||
9.2. | Для развилок выбора, существующих в процессе, нормативно закреплены закрытые списки возможных решений, а также критерии выбора решений | «Требование выполняется» | Непрозрачность процесса принятия решений для третьих лиц и трудность самостоятельного принятия решения сотрудником РОИВ при отсутствии алгоритма | ||
9.3. | По всем документам, включая отчеты, пояснительные записки, учетные регистры, запрашиваемым с юридических и физических лиц в процессе исполнения госфункции разработаны формы документов | «Требование выполняется» | Отсутствие форм документов создает издержки как для заявителей, так и для РОИВ | Из опросов СОНКО и МСП, анализа документов | |
9.4. | При возникновении очереди заданий на выполнение работы, соблюдается порядок поступления заданий | «Требование выполняется» | Нарушение очередности выполнения заданий (рассмотрения входящих документов) создает неравноправные условия для заявителей, некоторые из которых могут быть обслужены вне очереди | Информация из опроса сотрудников, опроса физических и юридических лиц – СОНКО и МСП | |
10. | Обеспечены ли потребности негосударственных поставщиков во взаимодействии с уполномоченными органами (аналогично Рекомендациям по формированию стандарта комфортности предоставления государственных /муниципальных услуг) | ||||
10.1. | Пешеходная доступность от остановок общественного транспорта | 10-минутная доступность от остановок общественного транспорта для городских территорий и 20-минутная доступность для межселенных территорий | |||
10.2. | Наличие указателей по дороге от близлежащих остановок общественного транспорта до здания (строения) территориального подразделения | «требование выполняется» | Условие проверяется методом наблюдения | ||
10.3. | Этажи здания, на которых размещены помещения для работы с гражданами | Не выше 1-го этажа | Условие проверяется методом наблюдения | ||
10.4. | Вход в здание оборудован лестницей с поручнями | «Требование выполняется» | Условие проверяется методом наблюдения | ||
10.5. | Вход в здание оборудован пандусами для беспрепятственного передвижения инвалидных колясок | «Требование выполняется» | Условие проверяется методом наблюдения |
[1] Административные барьеры также можно определять как формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под них, превышают его частные выгоды с учетом эффекта дохода (Административные барьеры в экономике:
институциональный анализ. // Под ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.:ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2002. с. 22.)
[2] Под неформальными платежами в данном случае будут подразумеваться не столько упоминаемые
и невозможные к корректной верификации «взятки», различного рода подарки, «откаты» и т.п., сколько платежи, которые не могут быть отнесены к себестоимости, целевой характер которых будет трудно доказать контролирующим органом и т.п.
[3] Отсутствие закрытого перечня требований к услуге; отсутствие доступной инфраструктуры (лаборатории, стенды, доступ к проведению супервизии специалистов и т.п.); непередача контроля рынку или саморегулированию – при их наличии; создание искусственных барьеров, бизнес и посредники, аффилированные с органами власти; дублирующие функции органов из-за дисбаланса в полномочиях и компетенциях по отраслям и уровням и др.
[4] Например, с целью привлечения на рынок социальных услуг некоммерческих организаций министерством социального развития Саратовской области в регионе создана рабочая группа по развитию рынка социальных услуг в Саратовской области.
[5] Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе // Агентство стратегических инициатив, ООО Деловая Россия. https://asi.ru/upload/medialibrary/91d/STD-v3-RUS_f.pdf. См. также: Региональный стандарт // АСИ https://asi.ru/investclimate/standard/
[6] Утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»
[7] Подход сформулирован в следующих работах: Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и нерациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. - 2004.- №2; Аузан А.,Крючкова П.
Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования// Вопросы экономики. - 2001. - №5. - С. 73-88; Исаев Ф.Э. Методические подходы к оценке блокирующих эффектов административного регулирования предпринимательской деятельности//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013.
[8] Имеется в виду Координационный совет по организации доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, иной координационный орган по реализации комплекса мер и «дорожной карты» по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
[9] Использовались разработки Консалтинговой компании «Про-грамма» о создании текстов административных регламентов услуг и функций
[10] Для обеспечения стройности конструкции процесса авторами по вносятся дополнительные требования, с одной стороны повышающие прозрачность конструкции процесса, но с другой стороны нарушающие права физических и юридических лиц, которым вменяется выполнение действий, не предусмотренных законом. Сотрудники РОИВ оказываются "заложниками" информационных систем, которые зачастую построены на пошаговом принципе работы - к следующему шагу перейти оказывается невозможно, пока не будут выполнены все требования алгоритма, в том числе требования к предоставляемой информации физическими и юридическими лицами