МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 12 (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)
Тема занятия: Предоперационный период и подготовка больного к операции.
Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
Значение темы. Учебно-профессиональное. Хирургическое вмешательство является важнейшим этапом в лечении больного. Для того, чтобы эффект от операции был максимальным, а риск развития послеоперационных осложнений – сведен к минимуму, необходимы соответствующие обследование и лечение в предоперационном периоде. Современный хирург должен уметь не только технически и тактически грамотно выполнить оперативное вмешательство, но и провести квалифицированную подготовку пациента в предоперационном периоде.
Цель обучения: Ознакомить студентов с целями и задачами предоперационного периода, абсолютными, относительными показаниями и противопоказаниями к выполнению операций, особенностями предоперационного обследования пациентов, оценкой операционно-анестезиологического риска, психологической, общесоматической, специальной и непосредственной подготовкой пациентов к операции.
Место проведения: Учебная комната, палаты хирургического отделения.
Время проведения: Четыре академических часа.
Оснащение занятия:
. Учебные таблицы
1 - Обследование сердечно-сосудистой системы.
2 - Оценка состояния органов дыхания, коррекция нарушений.
3 - Запись ЭКГ.
4,4а - Подготовка больных с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией и план операции.
6 - Типы желудочных зондов и техника их введения.
5 - Оценка функционального состояния почек.
7 - Подготовка желудочно-кишечного тракта.
Учебные слайды
Комплект № | Тема | К-во слайдов |
Методы обследования хирургического больного | ||
6а | Методы обследования хирургического больного |
Структура содержания темы:
Этапы предоперационного периода
1. Диагностический этап:
· установление диагноза основного заболевания;
· оценка состояния основных органов и систем организма;
· определение показаний и противопоказаний к выполнению операции;
· оценка риска оперативного вмешательства;
· решение вопроса о срочности выполнения операции.
Подготовительный этап
· психологическая подготовка;
· общесоматическая подготовка;
· специальная подготовка;
· непосредственная подготовка (подготовка операционного поля, профилактика аспирации, подготовка ЖКТ, катетеризация мочевого пузыря);
· премедикация.
Хронокарта практического занятия.
№ | Наименование учебных элементов | Время, (мин) | Дидактические процессы обеспечения (учебные операции) |
Организационная часть (объявление темы занятия, значение изучения темы), проверка присутствующих | |||
Вводный программированный контроль | Программа TestInfo | ||
Дополнительный опрос (смысловой опрос) | Фронтальный опрос – беседа с акцентом на цели и задачи предоперационного периода, его продолжительность, зависимость от вида хирургической патологии, показания и противопоказания к выполнению операций. | ||
Самостоятельная работа студентов в группе, а затем с разбивкой на группы по 2 – 3 человека. | Решение типовых задач вместе с преподавателем. Курация больных, самостоятельная работа с историями болезни, доклад студентов (1 студент от группы, остальные дополняют) об особенностях предоперационной подготовки у курируемого больного. | ||
Домашнее задание | Заключительное слово преподавателя. |
Замечания к содержанию темы:
Самостоятельная работа студентов осуществляется под непосредственным контролем преподавателя. Студенты в палатах вместе с преподавателем курируют больных с различными заболеваниями, готовящихся к операции (язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, желчно–каменная болезнь, хронический калькулезный холецистит; кишечная непроходимость; перитонит, зоб и др.). Самостоятельно проводят физикальное обследование больного. Затем в учебной комнате проводится обсуждение осмотренных больных, и студенты назначают конкретные мероприятия предоперационной подготовки этим больным.
Обратить внимание студентов на то, что подготовка к операции проводится при строгом учете индивидуальных особенностей больного и заболевания. Указать на важность максимального сокращения предоперационного периода у онкологических больных.
При подготовке детей к операции большое внимание должно уделяться дыхательной системе. К моменту рождения ребенка и в грудном возрасте система дыхания развита недостаточно. Площадь дыхательной поверхности легких на кг массы у детей значительно меньше, чем у взрослых, а потребность кислорода выше. Ребра у ребенка расположены более горизонтально, чем у взрослых, поэтому у детей преобладает диафрагмальное дыхание. Кроме того, при отеке слизистой дыхательных путей у ребенка значительно повышается сопротивление дыханию и нарастает дыхательная недостаточность. Исключить пневмонию, бронхит, провести при необходимости санацию дыхательных путей.
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов
1. Что называется предоперационным периодом? | 1. Период с момента поступления больного в хирургическое отделение для производства операции и до момента ее выполнения |
2. В чем значение диагностического периода? | 2. В уточнении диагноза, определении состояния органов и систем, установлении показаний к операции. |
3. Как подразделяется предоперационный период? | 3. Диагностический период, предоперационная подготовка. |
4. Что называется предоперационной подготовкой? | 4. Это система выработанных мероприятий, направленных на профилактику осложнений во время и после операции. |
5. От чего зависит длительность предоперационной подготовки? | 5. От состояния больного, от степени срочности операции. |
6. Назовите общую задачу предоперационного периода. | 6. Максимальное уменьшение опасности операции. |
7. Что является основой предоперационной подготовки? | 7. Тщательный учет возможных опасностей операции и проведение мероприятий, направленных на их профилактику |
8. Перечислите основные органы и системы, на которые обращается основное внимание при предоперационной подготовке больных | 8. Нервная система, сердечно - сосудистая, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, печень, почки, кожа. |
9. В чем заключается предоперационная подготовка нервной системы больного? | 9. Постоянно щадить нервную систему больного от чрезмерных раздражений. |
10. Требуется ли подготовка сердечно-сосудистой системы при небольших операциях и при нормальной деятельности сердца? | 10. Нет. |
11. В чем заключается предоперационная подготовка дыхательной системы? | 11. Подготовка направлена на ликвидацию острых и хронических заболеваний. Обучение больных правильному дыханию и откашливанию. |
12. Что включает в себя подготовка операционного поля? | 12. Гигиеническая ванна, бритье. |
13. Почему нежелательно назначать больным голод и слабительные при подготовке желудочно-кишечного тракта к операции? | 13. Нарушается кислотное равновесие, приводящее к снижению тонуса кишечной стенки. |
14. Когда проводится гигиеническая ванна? | 14. Накануне операции. |
15. Когда производится бритье операционного поля и почему? | 15. Утром в день операции. С той целью, чтобы не успели развиться воспалительные явления |
16. Почему у ребенка подготовка к операции дыхательной системы должна проводиться более тщательно? | 16. Система дыхания у ребенка развита недостаточно. Площадь дыхательной поверхности легких на 1 кг веса у детей значительно меньше, чем у взрослых, а потребность в кислороде выше. |
Литература:
Основная:
1. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.
2. Петров С.В. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 768 с.
Дополнительная:
1. Горбачев В.Н. Вопросы для программированного контроля знаний по общей хирургии. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2004. – 208 с.
2. Буромский И.В., Васильев С.А., Гостищев В.К., Емельянов С.И. и др. Пропедевтика хирургии. – М.: МИА, 2008. – 904 с.