ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (СТАЖЕРСКОЙ) ПРАКТИКИ
Направление подготовки
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Курс 1 Семестр 2
Ростов-на-Дону, 2015
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цели учебной практики – закрепление, расширение, углубление полученных магистрантом в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний и овладение практическими компетенциями в сфере профессиональной деятельности по планированию, проектированию и организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательных организациях различных типов и видов.
Задачи учебной практики:
- активизировать знания, полученные при изучении дисциплин, предшествующих практике;
- подбирать методы и организовывать диагностическую, коррекционную, просветительскую и профилактическую деятельность с участниками образовательного процесса;
- планировать, проектировать и организовывать психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательных организациях различных типов и видов.
II. МЕСТО ПРАКТИКИВ СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Место практики в структуре образовательной программы: базовый модуль 2.
2.2. Учебная практика проходит на 1 году обучения во 2 семестре.
2.3. Перечень последующих дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»; «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании».
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ
Процесс учебной практики в должности педагога-психолога в базовых образовательных организациях ВУЗа направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП по данному направлению подготовки 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование»:
способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПК-3);
умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в образовательных организациях разного типа и вида (ПК-20).
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единицы– 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу и трудоемкость в часах | Формы текущего контроля |
1. | Установочная конференция | Знакомство с содержанием и сроками прохождения практики | Материалы практики |
2. | 1 этап: Подготовительный (1 неделя) | Наблюдение деятельности преподавателя психологии в Вузе или напрактических занятий педагога-психолога в ОУ; Изучение нормативной документации (Положений, Уставов и других) Посещение занятий, внеклассных уроков педагога-психолога или преподавателя психологии, а также родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций. Анализ деятельности преподавателя в вузе или педагога-психолога в школе; Проектирование методических аспектов урока в школе, учебного занятия в вузе. | Ведение дневника по практике; Анализ посещаемых занятий и мероприятий. |
3. | 2 этап: Основной (2-3 неделя) | Разработка и проведение диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических и просветительских мероприятий и программ, базовых проектов в образовательных организациях и на стажировочных площадках ВУЗа по их запросам. | Методическая разработка урока в дневнике по практике Анализ собственных занятий в дневнике. Материалы диагностической работы (опросники, протоколы, результаты) Программы сопровождения Материалы проектов. |
4. | 3 этап: Заключительный (4 неделя) | Подведение итогов учебной практики. Анализ деятельности по организации и проведению развивающих, профилактических и просветительских мероприятий и программ, базовых проектов в образовательных организациях и на стажировочных площадках ВУЗа. Подготовка и оформление отчетных материалов по практики. | Рефлексивный анализ Дневник практики Отчет по практике Презентационные материалы |
5. | Итоговая конференция по практике | Выступление на конференции с докладами, использование презентаций | Отчетная документация с презентацией деятельности и результатов магистрантов в процессе учебной практики.. |
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наряду с традиционными для высшей школы лекциями и семинарами будут использованы также активные инновационные методы обучения, которые позволят осуществить отработку и освоение отдельных компонентов формируемых компетенций с их последующей интеграцией в способы решаемых задач.
Будут использованы проблемные лекции, в процессе освоения которых деятельность студента по усвоению материала приближается к поисковой, исследовательской. Лекция-визуализация будет использоваться для более полного погружения в предмет на этапе введения в новый раздел, а также при освоении материала, требующего визуальной демонстрации.
При освоении психодиагностики на различных этапах детства будет использована лекция с разбором конкретной ситуации. Для закрепления темы нами разработана лекция-консультация, при которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов; в том числе с привлечением специальных консультантов – квалифицированных специалистов в области практической психологии.
Технологии деловой игры на установление контакта, знакомства с обучающимися, предполагающий создание нескольких команд учащихся, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д. разыгрывание ролей; метод развивающейся кооперации, который позволит студентам объединить обучающихся с распределением внутренних ролей в группе (6-8 человек) для коллективных творческих дел; тренинг общения, для формировании и совершенствовании у студентов профессиональных компетенций.