МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
Факультет философии и политологии
Кафедра религиоведения и культурологии
Методическая разработка открытого урока
Тема: «Духовное управление мусульман Казахстана. Ислам в ХХ веке»
Подготовила студентка 4 курса
специальности «Религиоведение»
Нурмахамбетова Арайлым
Руководитель педпрактики:
Борбасова К.М.
Алматы
2016 г.
Методическая разработка открытого урока.
Тема: «Духовное управление мусульман Казахстана. Ислам в ХХ веке».
Основные сведения:
Предмет: « Основы религиоведения»
Учитель: Алиева Гульзар Адиловна
Место проведения: Школа-Гимназия № 18
Дата проведения: 13.02.2016
Время проведения: 10.40-11.25
Класс: 9 «В»
Количество учащихся: 22 учеников
Цель занятия: Дать полное и точное представление о религии ислам в ХХ веке и о Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК). Выявить основные догматы Ислама. Содействовать формированию у учащихся основ гуманистического мировоззрения, духовно-нравственных ценностей. Воспитание положительного отношения к знаниям. Обобщение и совершенствование знаний учащихся.
Задачи занятия:
1. Образовательные: формирование у обучающихся, основ разносторонних знаний. Ознакомление с историей возникновения, развития и основными принципами ислама, её ролью в современном обществе. А также о дать разъяснение о деятельности Духовного управления мусульман Казахстана.
2. Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; умения анализировать информацию, делать выводы; умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение); развитие познавательных процессов, обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие).
3. Воспитательные: формирование уважения и терпимости к религиозным взглядам людей, проявления толерантности.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Ислам в Казахстане в ХХ веке;
2. Политика в отношении ислама в советский период;
3. Ислам в независимом Казахстане;
4. Деятельность Духовного управления мусульман Казахстана;
5. Конфессиональные особенности ислама в Казахстане;
Список использованной литературы:
1. Есим Г., Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулова Е.М. Основы религиоведения. - Алматы: Білім, 2013. – 223 стр - 230 стр
Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения. – Алматы 2012. – 228 с.
3. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М.:Высш. шк., 1994.- 368 с.
Основные понятия: «Ислам»,«Атеизм», «ДУМК», «мазхаб», «муфтии».
Тип урока: урок осмысления и понимания информации с использованием мультимедийной презентации, применение вспомогательных форм в виде игр.
Вид урока: урок-презентация.
Методы обучения: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод обучающей игры.
Используемый метод: урок с участием учеников, а также беседа с применением интерактивных методов (презентации и видео), что предполагает последовательное, доказательное изложение темы. Использование вспомогательных форм для усвоения материала в виде викторины и для включения учеников в занятие через постановку дискуссионных вопросов, а также игр.
План лекционного занятия:
№ | Вид деятельности | Время (продолжительность) |
Вступительное слово | 2 минут | |
Изложение и презентация материала на интерактивной доске | 15 минут | |
Викторина | 10 минут | |
Проверка усвоения нового материала в виде игры-викторины: «Что я знал(-а)? Что узнал(-а)?» | 10 минут | |
Подведение итогов занятия, оценка учеников, заключительное слово | 7-8 минут |
Технологическая карта открытого лекционного занятия
Этапы занятия | Методы занятия | Время | Содержание | Примечание |
Игра | Теоретико-информационные Каждый ученик принимает участие в данной игре. Какие ассоциации вызывает слово «Ислам»? | 3 мин | Каждый ученик говорит слово, которое он ассоциирует со словом «Ислам» | Преподаватель – практикант выслушивает каждого из учеников и записывает данные слова на доске. |
Монолог | Теоретико - информационные Учитель – практикант раздает раздаточный материал и излагает тему | 15 мин | Ученики внимательно слушают и делают себе заметки в тетради | В ходе объяснения темы используется интерактивная доска с тезисным материалом и раздаточный материал. |
Рефлексия | Теоретико – информационные Учитель-практикант показывает ролик о деятельности ДУМК, для наглядного примера | 8 мин | Ученики внимательно просматривают данный видеоролик и делают себе заметки в тетрадях | В ходе показа видеоролика используется интерактивная доска. |
Игра | Контрольно – оценочные Проверка освоенного материала в виде игры-викторины | 5 – 10 мин | Ученики делятся на 2 ряда и по очереди отвечают на вопросы, за правильный ответ дается определенное количество баллов, | На данном этапе оценка дается каждому ученики, по отдельности, в зависимости от набравшихся правильных ответов. |
Ход занятия:
Вступительное слово:
Здравствуйте, дети! Уважаемые гости! Сегодня у нас открытый урок на тему «Духовное управление мусульман Казахстана. Ислам в ХХ веке». Для начала давайте сыграем с Вами в игру «Ассоциации».
Наша цель на сегодня:
Дать полное и точное представление о религии Ислам и о деятельности ДУМК.
Для достижения цели мы должны выполнить следующие задачи:
1. Ислам в Казахстане в ХХ веке;
2. Политика в отношении ислама в советский период;
3. Ислам в независимом Казахстане;
4. Деятельность Духовного управления мусульман Казахстана;
5. Конфессиональные особенности ислама в Казахстане;
План работы:
1. Игра-разминка «Ассоциации»
2. Изложение материала
3. Презентация на тему «Деятельность Духовного управления мусульман Казахстана»
4. Видеоролик «деятельность ДУМК»
5. Игра «Что я знал? Что узнал?»
6. Подведение итогов, обсуждение пройденного материала, выводы.
1.Для начала давайте сыграем с Вами в игру. На доске написано слово «Ислам», каждый ученик озвучивает вслух слово, которое ему приходит на ум при ассоциации с христианством.
2.Молодцы! Теперь приступим к новой теме «Духовное управление мусульман Казахстана. Ислам в ХХ веке». Учитель-практикант начинает изложение темы с применением интерактивной доски с презентацией. По ходу изложения материала и показа слайдов, учитель-практикант задает вопросы для привлечения и задействования учеников.
2-слайд
Ислам. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) создано 12 января 1990 года.
3-слайд
Мусульманскую общину нашей страны возглавляет ДУМК. Во главе ДУМК находится его руководитель – муфтий, поэтому ДУМК называют также МУФТИЯТОМ. Первым руководителем новоиспеченной организации и «Верховным муфтием Казахстана» стал Ратбек Нысанбаев.
4-слайд
Главная цель Духовного управления мусульман Казахстана – укрепить веру народа, внести свой вклад в сохранение стабильности в обществе, межнационального и межконфессионального согласия, призвать людей к добру, единству, верному служению своему Отчеству.
5-слайд
Под руководством ДУМК происходит процесс интеграции исламского духовенства и мусульманских культовых учреждений. ДУМК следует установлениям суннизма ханафитского мазхаба. В составе ДУМК действуют отделы, в ведении которых находятся шариат и фетвы, хадж, мечети, экспертиза религиозной литературы, обучение и т.д.
6-слайд
На начало 2011 года в РК насчитывалось 2811 исламских религиозных объеденений.
7-слайд
8-слайд
Муфтият активно участвует в восстановлении духовных основ нашего общества, обеспечивая развитие отечественной мусульманской общины. Так, можно отметить активное участие ДУМК в организации и проведении Съездов лидеров мировых религии и традиционных религий в Астане
10-слайд
11-слайд
Мечети в Казахстане служат местом духовного общения верующих.
3.Рефлексия. Видеоролик о «Деятельности Духовного управления мусульман Казахстана».
А теперь ребята, мы посмотрим с Вами видеоролик. Видеоролик рассказывает о «Деятельности Духовного управления мусульман Казахстана».
4.Игра «Что я знал? Что узнал?»
Итак, теперь для закрепления нашей пройденной темы мы сыграем с Вами в игру. Посмотрим, слушали ли Вы нас внимательно.
Учитель-практикант задает вопросы, по заранее приготовленным карточкам. Ученик поднимает руку, если он знает правильный ответ. Первый, кто поднял руку и дал правильный ответ, получает золотую карточку со звездой. Кто больше всех набрал карточек получает наивысшую оценку.
Заключение:
Итак, на этом урок заканчивается. Спасибо ребята за Ваше внимание и активное участие! Все молодцы! А теперь, запишите, пожалуйста, себе задания на следующий урок. Самостоятельно прочитать тему «Деятельность Духовного управления мусульман Казахстана» и сделать краткий конспект в тетрадях. Спасибо за урок. До свидания!