Практическая работа № 3.
Тема: Операционная система (ОС). Графический интерфейс пользователя.
Цель:
- научить работе в операционной системе Windows;
- раскрыть значение графического интерфейса;
- развивать умение применять знания на практике;
- воспитывать интерес к предмету.
Теоретическая часть
Операционная система (ОС).
Операционная система - это комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который выступает как связь между компьютером и пользователем, а также позволяет эффективно использовать ресурсы вычислительной системы
История возникновение операционные системы семейства Windows
v DOS (Disk Operating System). Интерфейс – командная строка. Все команды приходилось набирать вручную, в командной строке ОС (год появления 1981).
v Windows 3.1 и 3.11. – первый графический интерфейс. Хотя многие не считали эту систему операционной, а лишь системой, расширяющей возможности DOS.
У всех дальнейших операционных систем интерфейс графический. Windows-95. Семейство Windows-98 / NT / ME / 2000 / XP. Windows Vista. Windows-7. Windows-8
Назначение ОС
· Первой задачей ОС является обеспечение совместного функционирования всех аппаратных устройств компьютера.
· Второй задачей ОС является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. (запуск программ, действия с файлами, создание документов и т.д.)
· Третья задача -интерфейс (диалог, обмен информацией) между пользователем и компьютером
Функции ОС
v Обмен данными с внешними устройствами;
v Поддержка файловой системы;
v Запуск и выполнение остальных программ;
v Обслуживать компьютер и локальную сеть;
v Устанавливать удаленное соединение с другими компьютерами.
Графический интерфейс пользователя.
Для упрощения работы пользователя в состав современных операционных систем, и в частности в состав Windows, входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В операционных системах с графическим интерфейсом пользователь может вводить команды посредством мыши, тогда как в режиме командной строки необходимо вводить команды с помощью клавиатуры.
ОС Windows объекты.
Под объектом понимают все, с чем работает ОС.
Например, файлы, папки, диски, окна.
Основные виды объектов
Пиктограмма (значок) – наглядная картинка для представления объекта.
Ярлык – разновидность значка. Он не представляет объект, а только на него указывает.
Папка – контейнер, в котором могут содержаться другие объекты.
Окно папки – представление папки в открытом виде.
Мой компьютер(Компьютер) – значок, открывающий доступ ко всем объектам компьютера
Корзина – специальная папка, для временного хранения удаленных файлов.
Элементы окна диалога
Диалоговые окна в Windows используется для задания параметров и настроек операционной системы, оборудования и программ. В окнах диалога используются следующие элементы управления:
1. Кнопка (командная кнопка) - выпуклый прямоугольник с надписью.
2. Текстовое поле - белый прямоугольник, как бы «утопленный» в диалоговое окно, для ввода одной строки текста (или числового значения).
3. Список – прямоугольная область, где располагаются пункты списка. Справа может располагаться вертикальная полоса прокрутки.
4. Раскрывающийся список – список,содержащий справа раскрывающую кнопку.
5. Поле со списком - комбинация текстового поля или списка (обычного или раскрывающегося). Отличие – можно выбрать данные из списка или ввести другое значение с помощью клавиатуры.
6. Счетчик – выглядит как текстовое поле для ввода числового значения с двумя кнопками справа. Значение можно ввести в поле и с помощью клавиатуры.
7. Вкладка - отдельная страница диалогового окна. Состоит из корешка, где написано название вкладки, и страницы, на которой располагаются элементы управления.
8. Флажок - позволяет разрешить или запретить определённое действие. Состоит из белого квадратика, где ставится «галочка» и указанное действие разрешается.
9. Переключатель - для выбора одной возможности из нескольких. Включенный переключатель помечается черной точкой.
10. Группа элементов - элементы управления диалогового окна, тематически связанные между собой, объединены в группу и заключены в рамку с подписью.
11. Область предварительного просмотра – образец, где в уменьшенном и упрощённом виде отображаются результаты настройки.
12. Палитра - задаются цветовые обозначения, значки или другие объекты.
13. Специальные элементы управления - это нестандартные элементы управления, которые позволяют более нагляднее задать настройки.
Порядок выполнения практической работы.
1. Открыть методическое указание к практической работе.
2. На своем диске создать папку «ПР3_Группа_Фамилия» (через Компьютер).
3. В программе Блокнот написать текст «Типы окон» и сохранить этот текст под именем «ПР3_Группа_Фамилия» в папке «ПР3_Группа_Фамилия».
4. В графическом редакторе нарисовать рисунок «Элементы окна» и подписать все элементы этого окна. Сохранить рисунок под именем «ПР3_Группа_ Фамилия» в папке «ПР3_Группа_Фамилия».
5. Отправить папку ПР3_Группа_Фамилия, который должен содержать два файла, на проверку преподавателю:
Для студентов\Отделение_____\Папка для проверки\Фамилия преподавателя\Группа.
Контрольные вопросы:
1. Что такое графический интерфейс пользователя?
2. С помощью чего происходит управление в Windows?
3. Перечислите элементы графического интерфейса Windows.
4. Что такое рабочий стол?
5. В чем отличие между значками и ярлыками?
Вывод по практической работе: