САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По общему курсу
«Прикладная культурология. Коммуникации в культуре »
Для студентов факультета философии и политологии
Отделения «Культурология»
Санкт-Петербург
Рекомендовано к изданию Ученым Советом
факультета философии и политологии СПбГУ
Утверждено на заседании кафедры
теоретической и прикладной культурологии
Составитель: к.ф.н. Н.В.Круглова
Рецензент: д.ф.н., проф.Е.Г.Соколов
Настоящие методические указания предназначены для студентов факультета философии и политологии, отделения «Культурология» (дневной, вечерней и заочной форм обучения) и призваны облегчить студентам усвоение содержание общего курса «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре»
Лаборатория оперативной печати
Факультета журналистики СПбГУ
Подписано в печать 25 октября 2006 г.
Объем 0,8 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №……..
Вводные замечания
Общий курс «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре» призван познакомить студентов со всем многообразием форм коммуникаций в современном обществе. Учитывая, что курс лекций семестровый, не предусматривающий семинарских занятий, задача эта представляется весьма трудной. Для облегчения усвоения студентами материала данного курса он предваряется необходимыми минимальными знаниями в области теории коммуникации, студенты знакомятся с основной терминологией, им предлагается классификация видов коммуникаций в современной культуре. С первых же занятий студентам предлагается активная форма участия в данном курсе в виде сообщений двух типов: 1. «Актуальное событие (в нашем городе, стране, в мире) и освещение его в различных СМИ»; 2. «Антисобытие и освещение его в различных СМИ» (под «антисобытием» подразумевается чисто информационный генезис данного события или избыточное освещение его в СМИ). Доклад предполагает использование текущих знаний, получаемых студентами на лекциях, базовой терминологии, активный поиск максимально различных интерпретаций выбранного события, сопоставление их, самостоятельный анализ данного события и попытку его реконструкции. Каждый доклад сопровождается студенческой дискуссией. Данная самостоятельная работа студентов ставит перед собой цель: выработать навыки самостоятельного анализа и интерпретации событий и их информационных презентаций, противодействие приемам манипуляции сознания реципиентов СМИ.
Основные понятия
Коммуникация – (лат. communicatio от глагола communicare – делать общим, связывать, сообщать, беседовать) понятие обозначающее:
1. средства связи любых объектов материального и духовного мира;
2. общение, передачу информации от человека к человеку;
3. общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация)
Социокультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования.
Коммуникативная функция культуры состоит в том, что наличные социокультурные коммуникации обеспечивают саму возможность: 1. формирования социальных связей; 2. управления совместной жизнедеятельностью людей; 3. регулирование отдельных областей этой жизнедеятельности и 4. наконец, обеспечивают накопление и трансляцию социального опыта по горизонтали и вертикали.
Условиями коммуникации и ее структурными компонентами являются:
- общий язык у субъектов коммуникации;
- каналы передачи информации;
- правила осуществления коммуникации (семиотические, этические и т.д.).
Типология процессов коммуникации может быть построена по следующим основаниям:
- по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);
- по формам коммуникации (вербальная, невербальная);
- по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специальных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специального уровня к обыденному и т.п.).
Массовая коммуникация выступает специфической сферой социокультурных коммуникаций и может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию.
Основные термины теории массовой коммуникации:
Адресант – отправитель, посылатель, экспедиент, коммуникатор. Адресант в системе массовой коммуникации может быть представлен группой или даже иерархией типов от создателей, генераторов до коммуникаторов.
Адресат – получатель, принимающий, реципиент, коммуникант. Адресат в системе коммуникаций выступает в предельно широком значении от конкретного собеседника в процессе межличностного общения до анонимно-безразличного реципиента в процессе восприятия содержания средств массовой коммуникации.
Аксиальное-ретиальное – система коммуникации, состоящая из двух подсистем – адресант и адресат. В зависимости от семантики сообщения оно может быть направлено либо точно известным адресатам, либо их некоторому вероятному множеству. Характер этой направленности и является основанием разделения коммуникативных процессов на аксиальные и ретиальные. Аксиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений строго определенным получателям информации. Ретиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений неопределенному количественно и неизвестному качественно множеству принимающих систем.
Актуальное - историческое – категории теории массовой коммуникации, описывающие два основных класса коммуникативных систем. Актуальные коммуникативные системы ориентированы в основном на пространственное перемещение сообщения, на его трансляцию и передачу на расстояние. Исторические коммуникатьивные системы преимущественно ориентированы на временное – диахронное (см. синхронное-диахронное) передвижение сообщения, на его консервацию.
Знание – информация – пара категорий, которая выбрана в данном курсе как основание для разделения типов коммуникаций на формирующие (институты образования, библиотеки, музеи и т.п.), манипулирующие (реклама, деятельность в области паблик рилейшнз, СМИ и т.д.) и промежуточные (конфликт как форма коммуникации, Интернет и т.д.). Знание – проверяемый практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в объективном, и в субъективном отношении и, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. Знание должно служить становлению и развитию личности, которая этим знанием обладает – образовательное знание. При всем многообразии знания, его отличительной чертой является динамический и творческий характер. Нельзя установить совокупность того, что знает человек, так как знание представляет собой открытую систему, и нет четкой границы, отделяющей знание от незнания, догадок, предположений. Граница эта постоянно меняется, делая актуальной для человека вопрос о собственном незнании. Информация – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов. В кибернетике информация – это сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, т.е. сведения, направленные на управление и согласование. Важны прежде всего прагматические аспекты информации, т.е. оценка ее с точки зрения актуальности, количества (достаточная, избыточная, излишняя информация), ценности, полезности, адекватности, достоверности, полноты, новизны, убедительности, выразительности, восприимчивости. На восприятие информации, помимо 5 элементов коммуникативного процесса (см. ниже), влияют внутренние и внешние барьеры (фильтры): внутренние – индивидуальные психические и психологические особенности участников информационного обмена, их опыт, компетентность; внешние – социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления, что трансформирует (не всегда рационально) информацию. Информация есть сырой материал и состоит из простого собрания данных, тогда как знание предполагает некоторые размышления и рассуждения, организующие данные путем их сравнения и классификации. Информация – это знание минус субъект, а знание – это информация плюс субъект.
Коммуникация – общение, опосредованное техническими средствами связи, передачи сообщения, информации.
Коммуникативная цепь – теоретическое описание коммуникативного процесса как последовательности элементарных составляющих и трансформация формы сообщения.
Манипуляция – способ воздействия на личность через системы СМК с целью модификации ее установок, представлений, вкусов, поведения в направлении, заданном коммуникатором.
Массовая коммуникация - объективно-исторический процесс: а). культуронаследования (исторический аспект) и б). передача информации внутри данного социума (актуальный аспект).
Межличностные средства связи – средства связи, осуществляющие опосредованное технически межиндивидуальное общение (телефон, магнитофон, переписка).
Молчание – предельная форма коммуникации, выступающая как знак по отношению к содержанию сообщений или как способ выражения позиции коммуникатора.
Общение – способ взаимодействия индивидов и групп, предполагающий производство, потребление и усвоение информации.
Оригинальное - банальное – категории, описывающие степень сочетания информативности передаваемого сообщения с его читабельностью и избыточностью. Наиболее оригинальное сообщение обладает наиболее высокой степенью информативности, крайне незначительной степенью предсказуемости, его читабельность возможна при большой знаковой избыточности. Банальное сообщение – наименее информативно, полностью предсказуемо, характеризуется абсолютной читабельностью при минимальной избыточности. Полностью банальное сообщение в системе СМИ не функционирует, его предельный вариант трансформируется в штамп.
Синхронное-диахронное - противопоставление двух способов анализа: диахронного анализа с установкой на историчность и синхронного анализа (собственно структурного) с установкой на имманентность, гармоничность.
Сообщение - конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого контекста и объединенных в определенную структуру.
Структура коммуникативного процесса – состоит (минимально) из пяти элементов: адресата, адресанта, сообщения, канала связи и культурно-коммуникативного контекста.
Уникальное-тиражированное – парные категории, характеризующие тип сообщения в системе средств массовой коммуникации. Проблема производства копий (тиражирование) возникла как производная проблема одновременного распространения информации по горизонтали общества.
Необходимые коммуникативные теории
В данном курсе, который носит прикладной, практический характер даются только две коммуникативные теории: теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и концепция Г.М.Маклюэна.
Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Различие понятий целерационального и коммуникативного действий. Коммуникативное действие как основа социокультурной жизни. Причины искажения социальной коммуникации. Перспективы общества «неискаженной коммуникации». Коммуникативное действие и дискурс. Проблема и условия достижения согласия (взаимопонимания) в коммуникации. Коммуникативное действие и жизненный мир. Рационализация жизненного мира в современном обществе. Колонизация жизненного мира системой: влияние этого процесса на коммуникацию и способы преодоления его негативных последствий.
Концепция Г.М.Маклюэна: построение типа культуры задается типом коммуникации в ней. Основные «коммуникативные революции» в истории западноевропейской культуры: создание фонетического алфавита, открытие книгопечатания, периодическая печать, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные системы. Аудиальный и визуальный типы культуры, понятие о глобальной деревне, средства связи как продолжение органов человека, «связь есть сообщение».