НЕОБХОДИМОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Главная заповедь гласит: перенять метод легко, превзойти метод трудно. Но превзойти метод — это прежде всего
/Чэнь Чансин. "Принципы воинского искусства" /
Дейл Карнеги как-то рассказал примечательную историю. Однажды, когда он начал искать практическое руководство по интересующей его теме — по преодолению беспокойства, он был поражен тем, что таких книг практически не существует. И тогда решил написать такое руководство сам. Любой практик, который всерьез решает использовать астрологию как самостоятельный инструмент, направленный на изменение себя и своей судьбы, чувствует то же самое. Астрология успешно ставит "диагнозы", но вовсе не так же успешно назначает "лечение". Любой вдумчивый читатель или астролог-практик сталкивается с тем, что существующая литература по кармической астрологии зачастую не оригинальна, бессистемна, а то и просто не эффективна. А такая жизненно-необходимая тема как "проработка гороскопа" понимается и трактуется совершенно произвольным способом и даже до сих пор не имеет своего собственного названия. Главный вопрос, который задают клиенты астрологу и астрологи сами себе, — это вопрос "что делать?", и он зачастую остается без ответа.
Казалось бы, такие важнейшие темы для современной астрологии, как кармическая астрология или астрология трансформации (воздействия), должны были быть детально разработаны к настоящему времени. Однако это не так. Тема, которая системно изложена в этой книге, до сих пор является одной из самых спорных и неоднозначных. Доходит до парадоксальной ситуации — многие так называемые "серьезные астрологи" вообще обходят стороной эту скользкую область, занимаясь более "надежными" и "безопасными" для своего реноме делами, всячески пытаясь показать, что занимаются наукой, а не магией. Хотя очень многие даже представления не имеют о том, что такое научная методология. Как следствие, в этой области знания существует колоссальное количество разнородных теорий и суеверий. Она все еще ненаучна, и нежелание многих специалистов иметь что-то общее с этими суевериями вполне понятно. Как удачно и с юмором описал ситуацию один мой знакомый практик: "Скоро за слово "карма" будут давать по морде..."
А возможной такая ситуация оказалась по двум причинам. Во-первых, кармическая астрология очень плотно смыкается с философией и религией. Фактически, каждый астролог, в соответствии со своим религиозно-философским мировоззрением, имеет свой взгляд на этот предмет, зачастую ничего общего не имеющий не только со взглядами других астрологов, но и с серьезным знанием вообще. Во-вторых, и это главное, эта область требует системного коллективного опыта, массированных экспериментальных данных.
Вторая проблема намного серьезнее, и существующая литература по кармической астрологии это подтверждает. На эту тему опубликовано немало изданий, которые грешат либо оторванным от жизни теоретизированием, либо построены исключительно на визионерском опыте одного автора. Причем, этот опыт часто осмысливается некритически и скромно утверждается как Абсолютная Истина. И если в кармической астрологии существует хотя и разная по качеству, но все же обширная литература, то об использовании астрологии как активного средства внесения изменений в качество собственной жизни написано очень мало и не системно. Эта важная область не имеет даже собственного названия. Многие авторы без "излишних" подробностей говорят о "методике коррекции гороскопа", об "изживании кармы", о "проработке качеств" планет, аспектов и тому подобном. Ян Кефер назвал эту активную сторону астрологии термином "астромагия". Мне не нравится этот термин — он сужает смысл и вызывает спорные ассоциации, однако устоявшегося другого пока нет, и потому иногда я буду использовать его в этой книге. Однако, на мой взгляд, правильнее было бы говорить об астрологии самосовершенствования, или астрологии самореализации, об эволюционной астрологии, в которую кармическая астрология и астрология воздействия и трансформации (астромагия) должны входить как две взаимодополняющих компоненты. Традиционная астрология носила предсказательный характер. Современная — преимущественно психологична. Благодаря мировым проектам по восстановлению древних астрологических техник, таким как "ARHAT' или "Project Hindsight" ("Взгляд в прошлое"), а также деятельности таких подвижников как Р.Хэнд, Н.Кэмпион и Р.Золлер, произошла поляризация астрологов на два лагеря. Есть те, кто считают себя сейчас последователями традиционной астрологии и видят главную ее ценность в предсказательной направленности. И есть те, кто считают астрологию современной гуманитарной наукой, помогающей человеку понять себя и другого. При этом как-то забывается, что кроме предсказательного и астропсихологического направления существует и третье, на мой взгляд, главное направление развития — астрология самореализации, алхимия Духа и нашей Судьбы. И оно немыслимо как без предсказательной части, так и без астропсихологии. В этом ракурсе спор "что лучше" носит сугубо технический характер, не затрагивая суть. Поскольку к настоящему моменту нет даже названия для этого направления, я предлагаю использовать уже устоявшийся в литературе термин "сталкинг", введенный К.Кастанедой. Если мы не будем погружаться в глубину термина, то сталкинг — это определенное целенаправленное поведение человека. Это самовыслеживание с целью самоизменения и самооптимизации. Фактически, это такой образ жизни, когда человек сам себя рассматривает как проект, и астрология придает этой практике новое измерение.
В этой книге Вы найдете развернутое, подробное и системное практическое руководство, построенное на опыте и эксперименте. Это попытка говорить о запредельно сложных вещах простым и понятным языком. Здесь нет сложных метафизических конструкций, сшитых, как лоскутное одеяло, из совершенно несовместимых религиозных и философских систем. Здесь нет переписанных из других книг по кармической астрологии и плохо понятых автором идей. Здесь нет детской игры в "секретные методы" и "секретные знания" с дальней целью создать Школу Имени Себя.
И, наконец, здесь нет главной ошибки — здесь нет претензий на Абсолютную Истинность предложенной модели или на то, что она будет всеохватывающей и универсальной. Все, что вырастает на основе опыта, не может быть ни тем, ни другим. В свое время совершившие революцию в прикладной психологии авторы НЛП Р.Бэндлер и Д.Гриндер так описали суть методов, которые они предложили: "Мы не предлагаем ничего истинного, мы предлагаем только полезное". И вслед за ними я скажу: астрология сталкинга — это не догма, не религия, не оторванная от жизни теория.
Здесь есть только то, что нужно понять и возможно применить.
Эту книгу нельзя читать бегло, "по верхам", пытаясь узнавать знакомые идеи и мысленно забегая вперед. Текст здесь имеет очень высокую информационную плотность. Говоря терминами алхимии, это концентрат. Выпив его залпом, Вы почувствуете только горечь и, возможно, потеряете интерес к теме. Поэтому, во-первых, разбавляйте текст своим опытом и размышлениями и, во-вторых, употребляйте его в приемлемых дозах.
Но прежде, чем мы перейдем к методикам, сначала я обязан объяснить, на каких основаниях проводились исследования, как и почему рождался материал, изложенный в этой книге. В научной литературе это называется "актуальность, новизна и методология". Если Вы практик — то Вы можете просто пропустить этот раздел.
Обретение знания — стратения
Философ, который пытается учить метафизическим откровениям, которые сам не пережил, подобен ослу, несущему большую поклажу с книгами
/ Магомет /
Одна из проблем в современной астрологии заключается в том, что не только первоначальное знание терялось столетиями, но и оставшаяся информация добралась до нас с существенными искажениями. И это не только проблемы неверного перевода. Два последних столетия добавили совершенно особый вид искажений — огромное количество посредственной литературы, написанной на эту тему. Любой человек, который серьезно занимается астрологией, знает — не так уж много у этой науки осталось положений, которые разделяются всеми астрологами и школами. Если добавить к этому огромные различия в религиозно-философских предпосылках, то мы получаем настоящий хаос гипотез и верований. Состояние дел в кармической астрологии и астромагии — яркий тому пример.
Мысль об "очищении" и "возрождении" астрологии в последние десятилетия очень популярна. Фактически, для большинства астрологических школ она стала основной связующей идей, что не может не радовать. Плохо в этом только то, что почти каждая такая школа претендует на "единственно правильное понимание" учения, впадая при этом в "детскую болезнь левизны" (заимствуем выражение известного политика). Достаточно просто почитать соответствующие монографии, а еще лучше — соответствующие интернет-форумы. Эмоции там выплескиваются не хуже, чем в политике. В принципе астрология уже давно занимается самоочищением. Такие традиционные ныне авторы, как Кульпепер, Лилли, Бонатти и Бен Эзра, в свою очередь, спорят с еще более древними. Не нужно быть провидцем, чтобы понимать, что такая тенденция была всегда.
Решить описанную задачу всерьез можно только несколькими способами. И, хотя они не противоречат друг другу (а теоретически — должны дополнять друг друга), тем не менее, любая серьезная книга по астрологии будет построена преимущественно на одной из этих стратегий. Перечислю — новое эффективное знание можно получить:
1. Традиционным путем — изучая традицию и/или обучаясь у ее носителей.
2. Теоретическим путем — опираясь на существующую систему знания и развивая ее в заданном направлении.
3. Непосредственным способом — через прямое озарение, "непосредственное знание", "канал", ченнелинг. Оно может быть спонтанным (как, например, сатори в дзене) или спровоцированным носителем знания (как, например, шактипад в практике йоги).
4. Экспериментальным путем — опираясь на продуманную методологию, на опыт и эксперимент.
Каждый из этих путей, или стратегий, имеет преимущества и недостатки. И если Вы всерьез собираетесь изучать астрологию, Вы должны отчетливо понимать, в чем сильные и слабые стороны Вашего пути, Вашей методологии.
Наиболее популярный и очевидный — обращение к традиции, перевод и изучение классических авторов, историко-архивные исследования, обучение у Мастеров. Символически, это Рак и Четвертый Дом, экзальтация Юпитера. Первый путь, вообще-то говоря, самый правильный. Здесь мы имеем в "плюсах" — стройную, разработанную до мелочей, до деталей, проверенную временем систему. Есть, однако, очень болезненные "минусы" — носитель знания, "Мастер", далеко не всегда мастер, даже если таковым кажется или хочет казаться. За сотни лет накапливаются не только истинные знания, но и огромное количество искажений в результате деятельности всех авторитетных последователей традиции. И часто искажения полностью захлестывают настоящее Знание. Вспомните, например, ситуацию с любой крупной религией, ее ересями и трудностями становления. В процессе передачи традиции люди неизбежно вносят искажения. Так случилось и с астрологией. Неверное понимание, амбиции, наложение собственного ограниченного жизненного опыта... Например, в контексте астрологии сторонники традиционного подхода пытаются переводить (а точнее, заново интерпретировать) оставшиеся в живых древние тексты. Хотя адекватная интерпретация текстов иных времен — сложнейшая проблема сама по себе, даже о возможности этого до сих спорят в герменевтике. Или учатся у прямых носителей знания, хотя наличие хорошего пиара, благообразный вид или экзотичная внешность, или, к примеру, импортное происхождение учителя вовсе не связаны с его Знанием. В итоге, каждый такой последователь заведомо обрекает себя на путь через чужие искажения и наслоения, на путь в кильватере за авторитетными фигурами — живыми людьми с человеческими недостатками. Главная опасность этой стратегии — догматизм и кастовость (изгнание Сатурна в Четвертом Доме). Но если в Вашей карте сильны Четвертый Дом, Рак, Юпитер — то это значит, что есть тот внутренний компас, который позволит преодолеть все искажения и преграды. А если нет — то Вы рискуете...
Второй путь — путь построения теорий. Символически, это Девятый Дом, Стрелец. Это путь так называемой "фундаментальной науки". Подобно тому, как река разливается, вырываясь на простор, так же и любой исследователь-теоретик, опираясь мыслью на традицию, порождает гипотезы, теории и системы. С одной стороны ("в плюсе"), надо сказать, что без теоретического осмысления серьезное исследование в науке, в том числе и в астрологии, невозможно. Порождение теорий, не подтвержденных фактами, с опорой только на существующую систему знаний, на традицию, имеет очень серьезный "минус" — прожектерство (символическое изгнание Меркурия в Стрельце). Стройные и красивые юпитерианские системы зачастую страдают стремлением к глобализму и к отрыву от реальности. В кармической астрологии очень много авторов, которые пошли по этому пути. Строго говоря, таких большинство. Чтобы убедиться в этом, зайдите в любой книжный магазин, специализирующийся на эзотерике, или полистайте книги, посвященные астрологии. Значительная часть из них имеет именно теоретическое происхождение. Это вовсе не обязательно плохо — зачастую такие системы обладают восхитительной красотой и логической стройностью, заслуженно делая честь уму их авторов и собирая множество сторонников. Но надо помнить о главном недостатке — теория, несмотря на красоту, далеко не всегда адекватно отражает реальность и не так уж часто может быть применена на практике. Существует настоящая пропасть между описанием того, как "должно быть", и тем, что есть "на самом деле". Чтобы было понятнее — представьте себя на месте автора, который описывает, к примеру, теорию рукопашного боя. Это описание может быть очень убедительным и логичным, но будет ли оно так же убедительно, когда лично Вам потребуется этот навык? А ведь в астрологии самореализации главное — именно наша практика...
Третий путь исследований, в последнее время ставший популярным, это непосредственное, внеопытное получение знания (канал, контактерство, ченнелинг, озарение и т.д.). Это Рыбы и Двенадцатый Дом. Теоретически, это абсолютный путь, дающий возможность прямого получения информации, как говорят, "в подставленные руки". Благодаря тому, что Рыбы — Девятый Дом от Рака (традиции), традиционалисты зачастую преувеличивают его значимость и его результаты, то есть, проще говоря, — романтизируют. А на практике все гораздо сложнее. Символическое изгнание Меркурия лишает последователей данной стратегии умения критически мыслить и оценивать значимость того, что они получают в нептунианских медитациях, откровениях, видениях и т.д. А символическое падение Меркурия в Рыбах вообще превращает здравый смысл чуть ли не в ругательство. Я очень настороженно отношусь к этой стратегии, и не только в астрологии. Строго говоря, это не научный подход вообще. Не в последнюю очередь, именно благодаря этой дороге современное эзотерическое знание превратилось в эклектичную свалку идей, где иногда трудно отличить что-то стоящее от самого настоящего параноидального бреда. Хотя очевидно, что многие подлинные шедевры знания пришли к нам именно так, но так же очевидна необходимость самоконтроля и скептицизма. И это точно не может быть таким массовым явлением, каким его хотят представить современные сторонники New Age. Нептунианские знания, вкупе с ущербом Меркурия, могут быть так сладки, что доходит и до анекдотов. Вспомним, что Олдос Хаксли во время экспериментов с ЛСД как-то получил Откровение — вселенских размеров Истину, которую жизненно важно было донести до людей. Он нашел в себе силы в этом состоянии взять карандаш и героическим усилием записал Откровение на клочке бумаги. Когда он пришел в себя и его Меркурий ученого вновь заработал — он был шокирован тем, что увидел: "Банан велик, а кожура еще больше"...
Четвертый путь по порядку, но не по важности — это эксперимент. Символически, это Одиннадцатый Дом и Уран. Одиннадцатый Дом — это Восьмой Дом от Четвертого (то есть — от Дома традиции). Поэтому путь опыта и экспериментальной проверки — путь всегда революционный, вступающий в противоречие с традицией, угрожающий самому ее существованию. Не в последнюю очередь, пресловутый конфликт между наукой и религией лежит именно в этой плоскости. Применительно к астрологии, речь тут идет об изысканиях, основанных не на традиции или авторитете (Юпитер), а на базальных идеях и продуманной методологии (Сатурн, Уран). Огромное количество успешных исследований пришло в астрологию именно через эту стратегию. Но и не меньшее количество ошибок и заблуждений появилось через нее же. Почему? Очень просто. В основе астрологии лежат всего лишь несколько принципов, разделяемых всеми школами и астрологами. Как, например, "что вверху, то и внизу". Опираясь на опыт, эксперимент и базовые идеи, можно независимо открывать совершенно новые области, связанные с практикой настолько, насколько это вообще возможно. Яркий тому пример — исследования М.Гоклена о распределении планет в районе Углов гороскопа при определенных профессиях или циклические индексы Барбю и Ганю. Но есть (как и всегда) вторая сторона медали. Для этой стратегии — это символическое изгнание Солнца, то есть, грех субъективизма. Всегда на этом пути есть сильное искушение считать результаты своих исследований всеобщими, всеохватывающими и универсальными, а "себя любимого" — исключительным и уникальным. Но, по определению, все, что получено через опыт, — ограничено этим же самым опытом. И поэтому логичным следствием эксперимента должно становиться обобщение и порождение гипотез, однако они должны быть критически осмыслены в духе второго Управителя Одиннадцатого Дома — Сатурна. Все случайное должно быть удалено, все эффективное — приведено в строгую систему.
Так сложилось, что я не выбирал, как мне осваивать кармическую астрологию и астромагию, какую стратегию выбрать, каким путем следовать. Путь сам меня нашел.
Предыстория темы
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения
/академик В.И.Вернадский/
В 1991 году в Харькове я присоединился к большой группе энтузиастов, которая первоначально занималась исследованиями измененных состояний сознания с целью саморегуляции и коррекции психических проблем. За основу были взяты методика Хатха- и Раджа-Йоги и интегрирование ее с современными технологиями НЛП и концепциями трансперсональной психологии.
Вначале исследования проводились на общественных началах на базе медицинской лаборатории и спорткомплекса ХАИ (Авиационный институт, Украина, Харьков). Но все существенно изменилось, когда в качестве метoдологической базы была взята модель бессознательного С.Грофа и начались полномасштабные научные исследования в области трансперсональной психологии с общей темой "Современные психофизиологические технологии развития личности". Количество участников программы выросло до полутора сотен. Подготовка участников стала поэтапной и многоуровневой. Группа систематически разрабатывала системные методики работы с глубинным бессознательным и занималась изучением трансперсональных феноменов. В обязательном порядке стала использоваться медицинская диагностика по методам Фол-ля и Накатани, контроль биологического возраста, контроль психодинамики на основе тестов Люшера, комплексных тестов профиля личности, самоотчетов и т.д. На этом этапе я предложил помощь астрологии как средства диагностики психических проблем. Первоначально это было воспринято достаточно скептически, но спустя некоторое время мне удалось доказать, что астрология может быть эффективным диагностическим средством.
Кардинальный поворот в деятельности группы и в моем астрологическом опыте произошел в 1993-1994 годах, когда группа опытным путем вышла на возможность исследования такого необычного трансперсонального феномена как память о прошлых реинкарнациях. Хотя это был побочный эффект нашей деятельности, он вызвал массовый энтузиазм, и в течение следующих трех лет (в течение транзита Плутона по Змееносцу, как я понял значительно позже) на участниках программы отрабатывалась и уточнялась единая методика работы с памятью прошлых воплощений. Ситуация была уникальной, впервые после многих веков она стала возможной только в последней трети XX столетия. Позднее я узнал, что за эти десятилетия в мире формировались десятки исследовательских проектов, которые создавали реинкарнационную терапию. Одновременно совпало несколько факторов: развитая методология работы с глубинным бессознательным; смешение совершенно разных религиозно-философских систем на нашей территории, что дало большое количество непредубежденных людей из совершенно различных социальных слоев; толерантный (а точнее — равнодушный) к нашим изысканиям социум, который не преследовал нас за ересь или за отступление от Единственно Правильного Учения; развитый вычислительный аппарат астрологии, позволявший строить гороскопы весьма удаленного прошлого; и, наконец, компьютеры, без которых вся эта работа просто не могла бы быть выполненной. Можно уверенно утверждать — подобные астрологические исследования в такие короткие сроки были бы невозможны не только в первой половине XX века, но и вообще в обозримом прошлом. Мне просто повезло. Я получил огромное количество совершенно уникальной, статистически обоснованной и проверенной по косвенным признакам информации. Это была ситуация, о которой мог мечтать любой исследователь, и я постарался ее реализовать. Но работа была сложной и очень трудоемкой.
Прежде всего, я столкнулся с культурным шоком, причем с неожиданной стороны. С собственной. Во-первых, сложно принять что-то подобное сразу, но также сложно спорить с фактами, которые выходят за рамки привычной картины мира. Это и мелкие достоверные исторические детали, многим из которых нам удавалось найти подтверждение, это новый взгляд на исторические события или условия, и восстановленные из кармической памяти навыки или привычки, а самое главное — соответствие гороскопов прошлых воплощений описываемым личностям или событиям.
Во-вторых, работа по вспоминанию проводилась в измененных состояниях сознания, и, возможно, потому легко вспоминалась в основном "правополушарная" то есть, аналоговая информация — визуальные картины, целые группы навыков, специфичные ощущения. Однако символьные знания (имена, названия, язык) — оставались малодостоверными и неоднозначными. Весьма существенные и радикальные изменения происходили с нынешней личностью, вплоть до серьезных позитивных сдвигов в застарелых комплексах и фобиях. При помощи диагностических комплексов медицинской лаборатории Харьковского Авиационного Института много случаев спонтанного оздоровительного эффекта было задокументировано.
На тот момент я был единственным астрологом в команде, и астрологическая фальсификация со стороны участников практически исключалась. Я не всегда лично знал людей, чьи данные и описания получал для работы. В свою очередь, они также не знали, зачем дают эту информацию, а также кто и как с ней будет работать. Еще более сложно мне стало спорить с собственным опытом, когда он, наконец, появился. Но моей главной проблемой стало то, что литература по так называемой "кармической астрологии" оказалась совершенно неудовлетворительной или же сугубо теоретической, оторванной от реальных массовых экспериментальных данных, с которыми я имел дело в рамках исследовательского проекта.
В 1997 году, после того как группа изменила свою направленность и значительно обновила состав, я продолжил самостоятельную работу в этом же направлении в собственных группах и в личной практике, систематизировал полученную информацию, искал в литературе подходящие описания. Тем более, что к тому времени появилось много хорошей переводной литературы, которая ранее была недоступна. Так, например, я узнал, что мы (как и следовало ожидать) в некоторых вещах "заново изобрели велосипед". Достаточно, например, упомянуть открытия одного из основателей реинкарнационной терапии Торвальда Детлефсена или опыт замечательного практика Дениз Линн. Полученные результаты, описания и выводы совпадали с нашими до мелочей, до деталей, что не могло не вселять надежду в правильность методики и в достоверность результатов. А вот с литературой по кармической астрологии все было сложнее — каждый раз я открывал новую книгу, статью или файл с предвкушением, что, наконец-то, у меня в руках что-то ценное, что поможет мне в практике. А получал только фрагменты применимого знания среди массы случайных, а то и ложных напластований. Я, безусловно, был заинтересован в практических результатах, в эффективной и быстрой диагностике, а не в многолетних независимых исследованиях... Но легким путем идти не получилось.
В итоге, значительная часть того, что называется "кармической астрологией", получила расширенную трактовку на экспериментальном фундаменте, очень многое наполнилось деталями и нюансами. Были выявлены совершенно новые, экспериментально обнаруженные закономерности, которые не были вовсе описаны в литературе. И, наконец, часть устоявшихся "догм" не нашла cвоего подтверждения в эксперименте (или же требует большей по объему статистической базы).
По научной стороне результатов этих исследований в 2001 г. я защитил кандидатскую диссертацию в области социальной философии по теме "Актуализация индивидуальности как социально-философская проблема". Разумеется, формат официальной научной работы потребовал удалить из текста все ссылки на астрологию и мистическую традицию.
В 2004 году впервые была опубликована астрологическая сторона моих исследований. Данные результаты в области кармической астрологии и астромагии были заявлены на VII Международной конференции астрологов (Украина, г. Одесса, 2004) и признаны победителем в номинации "Практические исследования" на II международном конкурсе астрологических и эзотерических знаний "Золотой Дельфин" (Украина, 2004).
Начиная с этого года, материал стал открытым для публикации и обсуждения. В частности, по этой тематике проводились специализированные астрологические семинары в Харькове, Одессе, Кишиневе. И, как это обычно бывает, обучение было двухсторонним. Я излагал свое видение проблемы, а слушатели семинаров делились со мной ценной информацией, уникальным собственным опытом. Своими идеями, вопросами и воспоминаниями они помогали мне проверять и шлифовать модель. Так удалось довести до пригодного к изданию вида то, что уже было работающей и практической системой. И я всегда извинялся за то, что не все мы успеваем обсудить, что много интересного остается за рамками ограниченных по времени тренингов и даже не вносится в план, и обещал, что все это однажды будет систематизировано и опубликовано в подробном печатном издании. Я выполняю свое обещание.