ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫИ МЕТОДЫ
Методические рекомендации
Патриотическое воспитание занимает ведущее место в деятельности педагогических коллективов учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ и всей системы образования в целом. Ведь решение острых проблем общества целиком и полностью зависит от уровня сформированности гражданско-патриотической позиции у подрастающего поколения, его духовно-нравственного облика, уважительного отношения к историческому и культурному наследию республики
Патриотическое воспитания граждан ДНР определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания школьников и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так, человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Цели патриотического воспитания:
1. Формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся;
2. Выявление наиболее эффективных путей и средств, необходимых для формирования основ патриотического воспитания учащихся.
Задачи:
1. Расширение представлений об истории малой Родины, ДНР.
2. Привитие глубокого уважения и бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, к государственной символике, к русскому языку, к природе.
3. Воспитание уважения к героическим страницам истории своей страны, к людям, вписавшим в нашу историю эти страницы, повышение престижности воинской службы.
4. Формирование социально - значимых качеств: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование
5. Развитие творческих способностей учащихся, создание условий для самореализации, самовыражения.
6. Формирование опыта применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности на благо Отечества.
Источниками и средствами патриотического воспитания учащихся являются: праздничные, познавательные мероприятия, акции, соревнования, проекты, КТД, интерактивные викторины, виртуальные экскурсии, занятия в кружках, прежде всего патриотической направленности, исследовательская деятельность. Все они рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; самим научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом учащимся высоко гражданственную личность, чувство милосердия, доброты, ответственности.
Решение поставленных задач может быть достигнуты через определенные формы и методы:
1. Исторический экскурс
- «Я - гражданин » - цикл рассказов о знаменательных событиях истории ДНР;
- «Этих дней не смолкнет слава!» - героическое прошлое Отечества;
- «Опаленные войной» - цикл мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945гг.;
- «Мои земляки» - цикл рассказов о выдающихся личностях родного села, станицы, края.
2. Проектно-исследовательская деятельность
В основе работы лежит проектно-исследовательская деятельность учащихся. Исследовательский навык, поможет расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал.
Информация в исследовательских работах:
- документальная: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, музейные материалы.
- живые источники: жители села, непосредственные участники событий, специалисты - краеведы.
(Конкурс исследовательских краеведческих работ «Мой город в годы Великой Отечественной войны.)
3. Тематические встречи с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями.
Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, практически не осталось, но есть дети войны, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Это позволит учащимся пообщаться воочию с теми, кто побывал на фронте, работал в тылу. Задать вопросы о тяжелом времени, обсудить со старшим поколением будущее страны.
(Социальный проект «Я горжусь », «Война глазами ребенка». Встреча с детьми военного времени.)
4. Торжественные мероприятия.
Учащиеся принимают участие в торжественных мероприятиях посвященных различным датам, событиям.
5. Конкурсы.
Конкурсы заставляют поддерживать в тонусе творческий потенциал ребенка.
(Конкурс рисунков и поделок «Этот день Победы», посвященный Великой Победы.)
6. Акции, операции
В последние годы популярным стало проведение различных акций. Можно провести такие акции как: участие во всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка», «Милосердие», операция «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам, труженикам тыла в уборке огорода и дома; акция «Обелиск» учащиеся всегда с уважением ухаживают за памятниками и мемориалами; акция «Открытка семье ветерана», операция «Подарок ветерану» учащиеся не должны забывать ветеранов, семьи ветеранов, ко Дню Победы поздравлять их с праздником, это мероприятие не дает потомкам забыть тех, кто воевал за наше будущее. Такая форма воспитывает в детях чувство заботы, уважения к пожилым людям.
7. Викторины
Благодаря викторинам, учащиеся могут блеснуть эрудицией в различных областях познаний. Викторины посвящены памятным датам, истории Отечества, Вооруженным Силам и т. д.
8. Игры
Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. В игре знания усваиваются через практику.
9. Соревнования
Этот метод позволит повысить физическое развитие учащихся, формировать здоровый образ жизни, выявлять волевые качества.
10. Создание компьютерных презентаций, веб-страниц.
Современный ребенок общается с компьютером на равных. Эти способности можно также использовать в работе по патриотическому воспитанию. Учащиеся создают наглядные пособия - презентации, которые можно использовать во всех формах работы, а также это позволит сохранить бесценные фотографические, картографические, рукописные и другие материалы. С помощью информационных технологий можно вести поисковую деятельность, общаться со сверстниками и представить историю своего села, района, края всему миру.
11. Экскурсии, туристические походы.
Посещение (интерактивных, виртуальных) музеев, памятников истории - необходимое условие патриотического воспитания.
(Социальный проект «Широко открытые глаза»)
Процесс гражданско-патриотического воспитания непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо постоянно помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся. Конечная цель патриотического воспитания предполагает развитие потребности добросовестно трудиться на благо Родины и готовность с достоинством и честью защищать свое Отечество.