Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)
- Что делают в больнице?..
- Что можно делать на реке?..
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».
Подвижные игры «Птички и кошка», «Самолеты».
П р о г у л к а 7: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КРАСОТОЙ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА
Цель: развивать эстетическое восприятие природных явлений.
В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (все вокруг белым-бело: дома, земля, растения, снег сверкает на солнце, хрустит под ногами, небо голубое, все деревья покрыты расписным белым кружевом). Мороз и солнце - день чудесный! Воздух морозный и чистый.
Во время вечерней прогулки обратите внимание на красоту вечернего пейзажа. Воздух морозный и чистый. Вечерний пейзаж отличается от дневного. Вечером снег по особенному переливается в свете фонарей, деревья кажутся загадочными в полумраке, становится холоднее и поэтому снег сильнее хрустит под ногами. Сравните красоту дневного и вечернего пейзажа.
Приметы: декабрь теплый и сырой - к затяжной зиме и поздней и холодной весне; если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля - то это к урожаю; сухой декабрь - значит быть сухими весне и лету; коли в декабре снег привалит вплотную к заборам - плохое будет лето; коли же остается промежуток - урожайное.
Поговорки и пословицы: зима не лето, в шубу одета; зима - хранительница полей; зимой шубка - не шутка; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу - не быть хлебу.
Стихотворения.
ЗИМА
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка —рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...
Солнце - летнее, зимнее, теплое...
Дидактическая игра «Подбери похожие слова».
Подвижные игры «Замри», «Ловишки».
Труд на участке: уборка территории и дорожек от снега.
Прогулка 8: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ ПОД СНЕГОМ
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить различать виды деревьев; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, характерные признаки.
I - Обратите внимание на растения. В морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.
Приметы: если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях - к морозу, туман - к оттепели; снег прилипает к деревьям - тепло будет; если зимой шумят деревья - ожидай оттепели
Поговорки и пословицы: зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу - не быть хлебу; зима резвится не только в лесу, а у нас на носу; зима лодыря морозит.
Стихотворения.
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся,
Вершинами машут...
Сдают? Не сдаются!
М. Дудин
Деревья спят
Вот и мороз - забыта осень...
Затих, застыл веселый лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожит их немало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег, как в одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным гром разбудит...
Деревья спят, совсем как люди.
И день за днем растут во сне.
К. Чомов
Загадки.
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой.)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший - Протянет нам десяток рук И тысячи ладошек. (Дерево.)
Дидактические игры «Закончи предложение», «Где что можно делать?».