Количественная оценка
Для оценки эффективности воспитательной системы, ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов воспитательной системы, так и в образе просветительного учреждения в целом. Предлагается сопоставлять следующий перечень количественных показателей воспитательной системы:
• число детей, участвующих в работе различных кружков, студий, секций, клубов как в школе, так и внешкольных учреждениях дополнительного образования;
• социальная активность, проявляющаяся в количестве участников и числе акций общественно полезных дел, милосердия, экологического движения;
• степень участия родителей учащихся в общешкольных воспитательных и общественно полезных акциях и делах;
• количество преступлений и правонарушений, совершенных учащимися;
• число детей, поставленных на административный учет за факты асоциального поведения.
Однако несовершенство этого перечня видно уже из того, что в нем отсутствуют характеристики педагогического коллектива — равноправного и не менее активного субъекта воспитательной системы. Слабость методики состоит и в том, что отдельные показатели (например, количество совершаемых учащимися правонарушений или число участников различных общественных акций и движений) легко подтасовывается в зависимости от конъюнктуры
Для сбора и фиксации информации, характеризующей динамику воспитательной системы, рекомендуется каждому классному руководителю вести социально-педагогический паспорт класса и дневник педагогических наблюдений, отражающий итоги анкетных опросов, тестирования, бесед и других методов исследования. Главный же критерий развития гуманистической воспитательной системы — развитие личности ребенка. Отсюда возникает необходимость в определении сущности развития.
Развитие определяется как сочетание системности и динамичности знаний, умение применять их в различных условиях.
Развитие определяется как становление индивида субъектом социальной жизнедеятельности в процессе активного включения в систему социальных связей и усвоение им системы социальных отношений.
Обобщая можно утверждать, что развитие — процесс становления готовности к деятельности. Высшая форма развития — готовность к творческой деятельности, выходящей за рамки ранее усвоенного.
Развитие, таким образом, определяется:
- фондом знания;
- разнообразием способов деятельности;
- степенью сложности решаемых проблем.
Развитый человек должен:
- продуктивно мыслить;
- быстро обучаться;
- уметь применять знания в разных условиях;
- переносить усвоенные приемы в новые условия;
- корректировать знания и способы деятельности;
- находить новые способы деятельности;
- иметь физические возможности формировать новые знания и виды деятельности.
Качественная оценка
Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы и, наконец, от личных интересов исследователя.
Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системе основан на экспертной оценке сформированности нравственных и других личностных качеств субъектов системы. Разные авторы предлагают различные стержневые качества личности, которые должны быть взяты за основу для определения уровня воспитанности. В этом плане интерес представляет программа изучения развития учащихся и классного коллектива (табл. 5).
Таблица 5
Критерии воспитательной системы
Критерий оценки | Проявление воспитанности |
Эрудиция | Прочность и глубина знаний. Использование дополнительных источников знаний. Культура речи. Доказательность и аргументированность суждений. Сообразительность. |
Прилежание | Старательность. Добросовестность. Регулярность и систематичность учебной работы. Самостоятельность. Внимательность. Взаимопомощь. |
Трудолюбие | Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда. Следование правилам безопасности в работе. |
Отношение к природе | Бережное отношение к земле, животным, растениям. Помош1Ь природе. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде. |
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность | Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Милосердие. Участие в жизни класса и школы. |
Эстетические вкусы | Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры. |
Навыки самосовершенствования | Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек. |
Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе:
1- качество не проявляется;
2- качество проявляется редко;
3- качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
4- качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива;
5- качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.
Можно с чем-то соглашаться и не соглашаться в этой методике. Например, представляется сомнительным, что «следование правилам безопасности в работе» - это индекс воспитанности. Это, скорее, профессионализм. Пункт «посещение центров и учреждений культуры» и звучит довольно расплывчато, и несет в себе отголосок тоталитарной эпохи, когда в кино, как и на политинформации, ходили, взявшись за руки. Тем не менее, в целом изложенная выше методика, безусловно, интересна. Лишь перечень показателей проявлений воспитанности и сами критерии воспитанности могут быть уточнены. Их можно сформулировать, исходя из концепции воспитания человека культуры, либо из перечня основных духовных ценностей, (человек, Отечество, мир, труд, культура, семья, жизнь), либо по блокам воспитательной работы, которые рекомендованы классному руководителю (земля. Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек).
Используют прием интеграции показателей воспитанности отдельных учащихся в рамках классных коллективов и даже школы. С этой целью в системе координат откладываются среднестатистические показатели компонентов воспитанности.
Графическая интерпретация позволяет легче выявить «западающие звенья» в воспитательной работе и планировать оптимальные ее направления.
Второй подход к качественной оценке динамики воспитательной системы предлагает трехуровневый опрос учащихся, классного руководителя и родителей. Окончательный итог определяется как среднее арифметическое по категории опрашиваемых.
Динамика уровня нравственной воспитанности учащихся
Тест-опросник «Мое мнение о классе»
1. Самочувствие в классе:
а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
б) есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все;
в) скорее всего, я одинок.
2. Отношение к классу:
а) дорожу классом;
б) не задумываюсь о значении класса в моей жизни;
в) хотел бы перейти в другой класс или в другую школу.
3. Наличие цели работы в классе:
а) думаю, что в классе проявляется забота о каждом ученике и обо мне тоже;
б) считаю важным, что мы заботимся не только о благополучии учеников, но и жителях микрорайона школы;
в) не чувствую заинтересованности в моем благополучии.
4. Отношение к деятельности класса:
а) в основном доволен работой класса;
б) хотел бы внести существенные коррективы в деятельность класса;
в) полагаю, что следует в корне изменить работу класса.
5. Отношение к коллективным творческим делам:
а) в классе проводятся коллективные творческие дела (КТД), и я в них почти всегда участвую;
б) хотелось бы чаще проводить КТД в классе;
в) нашему классу КТД не нужны.
6. Общение в классе:
а) согласен, что большинство учеников класса стремится к общению друг с другом;
б) думаю, что дружба в классе слабо проявляется, и дружат преимущественно по микрогруппам;
в) полагаю, что дружба всех в нашем классе невозможна.
7. Творческое самовыражение:
а) доволен, что есть возможность проявить себя в классе;
б) здесь, в классе, я открыл в себе некоторые способности и имею в них развитие;
в) думаю, что у меня есть способности, о которых в классе не знают.