Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последовательное отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежат глубокое знание ребенка, его врожденных свойствивозможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.
Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной на идее единства сознания и деятельности.
Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности.
Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания.
Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки, с возникающими в совместной деятельности и общении детей отношениями, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций.
Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.
Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.
Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.
Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих. Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Хотя сама идея средового подхода не нова. Еще К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, а на Западе Дж. Дьюи и П. Натору считали необходимым учитывать и по мере возможности использовать среду в педагогическом процессе. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате его может появиться региональная воспитательная система.
Дихотомический подход имеет свои корни в греческом слове «дихотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его использования в управлении воспитательным процессом начала осознаваться педагогами только в последнее время, хотя отдельные идеи дихотомии встречались в педагогике давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др. А.С. Макаренко, например, сочетал любовь и суровость по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как и растение, требует не только подкормки, но и обрезки колючек и засохших листьев. Надо быть тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания.
Педагогика — наука о мере. Видимо, задача педагогов — выявить эту меру, чтобы эффективно реализоватьеев рамках воспитательной системы с учетом ее своеобразия.
Выделяют методы социально-активного воспитания:
♦ создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры;
♦ свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества;
♦ моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры.
В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право:
♦ иметь авторскую воспитательную программу;
♦ использовать различные способы коррекции развития детей;
• помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка;
• с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.
Ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания: -- -единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в пгколе, семье, социуме;
• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности;
• нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нравственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;
• педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями;
• объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности.
Именно школа может создать ту модель гуманистических отношений, вне которых не может быть полноценного развития человека. Для этого необходимо:
• укрепление не только межвозрастных, но и межпоколенческих связей;
• выход за рамки узкого ролевого общения «учитель- ученик», «педагог-родитель», «начальник-подчиненный»;
• соблюдение «золотого» правила нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»;
• овладение гуманистическим способом освоения мира, умением во всем увидеть человека — его труд, отношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое и будущее;
• воспитание уважения и терпимости к другим взглядам, вере, культуре; сознательное воспитание в себе доброжелательности и миролюбия; отказ от успеха за счет других людей;
• введение в школьную жизнь элементов практической конфликтологии как инструмента разрешения противоречий, как средства гуманизации человеческих отношений.
Предстоящий XXI век должен быть веком Человека, иначе человеческая цивилизация погибнет. Гарантом этого может стать школа воспитывающая, школа гуманистическая. Наиболее существенные для гуманизации воспитания особенности демократических преобразований связаны со следующими инновационными процессами:
• переориентация целей школы с обучения на воспитание личности;
• забота о полноценном и всестороннем развитии детей в начальной школе;
• дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особенностей детей;
• повышенное педагогическое внимание к интересам детей;
• сочетание внимания к детям с их диагностикой, коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности;
• создание условий для саморегуляции и проявления гражданской активности личности на всех ступенях обучения.
Практика показывает, что идее гуманистического воспитания более всего подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, сборы, ринги, сюжетно-ролевые игры, фольклорные праздники, школьные референдумы, психологические практикумы, открытые микрофоны и т. п.