Ценностно-целевые основания современной педагогики.
Успехи в образовании являются следствием развития философии образования, а также степени врастания философии в теорию и практику педагогической деятельности. Современная школа и образование эволюционизировали в XIX-XX вв., но остались неизменными в своих основных направлениях научного поиска: цели и содержание образования, формы и методы обучения и воспитания, способы организации педагогического процесса.
Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение. Идеологические догмы, выражающие идею преимущества социалистического строя над капиталистическим, представлялись общественности как объективный, научно обоснованный подход к образованию в СССР. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.
Начиная с 1960-х годов отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.
В этой связи, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и педагогической деятельности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.
Научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только с целью познания вообще, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. А результат их удовлетворения как оценка жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление своей деятельности, самореализацию, признание, самоактуализацию в процессе создания материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества.
Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный подход.
Аксиологический подход позволяет, во-первых, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребности людей, во-вторых, — решать задачи гуманизации общества.
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов.
· Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей.
· Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами.
· Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об обоснованиях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности (В. А. Слас- тенин).
Согласно этой методологии одна из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека
Диалектика национального и общечеловеческого в образовании.
Ценностное воспитание-направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Рассматриваемое направление возникло в США в 60-70-е гг.
Основная цель ценностного воспитания - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах. В качестве методологии ценностного воспитания рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А. Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др. Теория ценностного воспитания объединила ряд самостоятельных концепций: «ценностное внушение», «разъяснение ценностей», «ценностный анализ», «ценностная рефлексия», «ценностное действие» и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: «помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Кл. Бек).
Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.
Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали соответствующий тип хозяйствования, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей национальной принадлежности не сопровождается утверждением о превосходстве одной нации над другой, одного народа над другим, а лишь дает основание для констатации этнических различий в психике и поведении конкретного современного человека.
В настоящее время большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современных условиях на первое место выдвигаются совершенно другие отличия, которые зачастую определяются языком, который считается родным, и культурой, стоящей за этим языком. Таким образом, вряд ли следует игнорировать роль нации, но и не следует ее абсолютизировать.
Влияние этнокультурных условий на конкретного человека принято называть менталитетом, понятие которого введено в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем. Менталитет представляет собой совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях (Б.С. Гершунский). Ментальность - эволюционно и исторически сложившаяся структура, которая предопределяет наличие целостного взгляда на мир и на место человека в нем и этим определяет мироощущение, характер мировоззрения его носителя. Фактически ментальность формирует строй мыслей, чувств, поведение и вырабатывает системы ценностей.
История педагогики не безликий процесс; она конкретна и слагается из деятельности и результатов этой деятельности отдельных народов, каждый из которых имеет свое лицо. Смысл исторических событий и образовательно-воспитательных систем и процессов в то же время не принадлежит только конкретному народу, а в полной мере открывается лишь через всеобщую историю педагогических идей, педагогику и образование всего человечества. А это свидетельствует об общечеловеческой сущности педагогических явлений и процессов.
Практически все страны мира оказались сегодня перед необходимостью решать одни и те же задачи в области воспитания и образования подрастающих поколений. Как никогда стоит острота задачи максимального использования всего накопленного «человеческого капитала», поскольку все важнее становится роль образования всех людей, населяющих планету, для поступательного прогрессивного развития. Стал очевидным тот факт, что недостаточно становится получение начального и среднего образования. Наступило время «непрерывного образования», т.е. необходимо человеку на протяжении всей жизни.
К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картину, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это, прежде всего, гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового XXI в. К числу главных из них можно отнести:
· обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;
· интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;
· креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;
· духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.