Как вам кажется, в чем сегодня изменились условия становления гендерной идентичности по сравнению с 1980-ми гг.?
«Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а возраст эякулярхе — от 13,4 до 14 лет. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.
Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо проявляется в период полового созревания, причем в числе ее признаков фигурируют, в частности, возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается; позднее начало созревания обычно характеризуется и более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают, но и в последующие взрослые годы ведут более интенсивную половую жизнь. Рано созревающие женщины и в дальнейшем отличаются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам.
Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуальноэротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития.
Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов.
Разделив обследованных 13-летних школьников на до- и пост- пубертатных (постменархиальные девочки и мальчики, уже пережившие первую эякуляцию), западногерманские исследователи Б. Шлегель и др. (1975 г.) сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятия, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателем опережают допубертатных, то есть половое созревание стимулирует их сексуальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархиальные девочки только чаще влюбляются. Видимо, дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. Поданным 3. В. Рожановской (1977 г.), опросившей 600 взрослых женщин в Ленинграде, раннее половое созревание сопровождается более ранним пробуждением полового влечения, чему сопутствует также более раннее начало половой жизни. Но данные ретроспективного опроса психологически малонадежны. Лонгитюдных же исследований, прослеживающих зависимость уровней сексуальной активности от полового созревания, пока нет. В любом случае сексуальное поведение подростка определяется не только уровнем его собственной половой зрелости. Так, подростки начинают ухаживать не столько в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту.
Говоря о подростковой сексуальности, нужно различать ее поведенческие (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т.д.), эмоциональные (эротические фантазии и переживания) и когнитивно-оценочные (представления о природе сексуальности и отношение к ней или иным ее проявлениям) компоненты.
Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала полового созревания. Этот интерес поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознательности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. При этом многое зависит от предшествующего воспитания.
<...> С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания. Когда подростки называют зарождающуюся у них привязанность “дружбой”, они не лицемерят: они и вправду испытывают, прежде всего, потребность в коммуникации, эмоциональном тепле. Прообразом первой возлюбленной бессознательно является для мальчика мать, мысль о половой близости с которой для него равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, нередко представляет собой только “сексуальный объект”, лишенный всех других характеристик. Иногда (в 13—14 лет). Этот групповой образ, реальный или воображаемый, является общим для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им “заземлить”, “снизить” волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены».
Задание 4
Каковы источники и причины «подросткового группирования»? Согласны ли вы с объяснением явления «подросткового группирования», предлагаемым Роджерсом и Фрейбергом? Что, по вашему мнению, получает подросток в своей референтной группе? Какие подростковые объединения вам известны? Если у вас есть собственный опыт принадлежности к подобной группе, поделитесь им с коллегами.
«С самых давних времен люди объединялись в группы. Группа защищала, служила источником идентичности и связей с другими, давала ощущение (иногда иллюзорное) власти над обстановкой. Первичные и расширенные семьи представляют собой, возможно, наиболее базовую группу, однако существуют группы и других типов — религиозные, школьные (музыкальные, шахматные, дискуссионные, компьютерные), спортивные, деловые, инвестиционные и многие другие. Каждая группа осуществляет определенную функцию по отношению к индивиду и по отношению ко всей группе как целому.
Однако не все группы конструктивны в социальном смысле. В период Второй мировой войны во многих городских районах начали появляться молодежные банды. В 1990-е годы это стало национальной проблемой. Почему юноши присоединяются к бандам? Существует множество возможных теоретических объяснений, включая то, что отсутствие в детстве позитивных взрослых мужских ролевых моделей ведет к последующим изменениям потребностей и личности детей. Молодежные банды 1950-х годов могли быть результатом отсутствия в семьях отцов на протяжении Второй мировой войны и войны в Корее, отсутствия именно в те годы, которые особенно важны для формирования их маленьких сыновей. Сегодня молодежные банды в основном состоят из юношей, живущих без отца, или же тех, чьи отцы в свое время были членами банд.
Когда школьники идут в банды, они ищут источник для формирования своей идентичности. Почти все банды имеют названия, особые цвета и знаки отличия от других банд. За названиями типа Черные драконы, Черные братья, Бритоголовые, Таинственные и Кровавые стоят образы силы и власти — всего того, чего нет в жизни многих молодых людей, присоединяющихся к этим бандам. Банда дает своим членам также ощущение своего рода принадлежности к клану, систему поддержки, что поначалу кажется соблазнительным. Члены банды имеют искаженное представление о ней как о заменителе семьи (чаще всего их настоящие семьи дисфункциональны Впоследствии многие понимают, что вступление в банду не давало им никакого будущего, но к тому времени они уже зачастую оказываются кончеными людьми. “У нас не бывает так, чтобы просто подать в отставку”, — язвительно замечает один из членов банды. Дисциплина удерживается угрозой насилия, а то и смерти. “Попытка выйти из банды без какой-то внешней помощи равносильна самоубийству”, — объясняет другой член банды».